Консультации для родителей
консультация (средняя группа)

Рящина Виктория Романовна

Консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsi_dlya_roditeley.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Врёт ребенок или фантазирует?»

Это мы, взрослые, уверены в том, что мир - это реальность, правда жизни. У ребёнка отношения с миром, который их окружает - иные. Мир, в котором живет малыш, наполнен не только реальными, но и сказочными событиями. Дети мечтают примерить на себя роль волшебника, и поэтому фантазируют. Как правило, дети начинают выдумывать в 3-4 года, а в 5-6 уже изо всех сил фантазируют. В силу своих психологических особенностей они обыгрывают игровые сюжеты, наделяя игровых персонажей мыслями и чувствами реальных людей, героев мультфильмов и кинофильмов.

Все это - детская фантазия: наивная, непосредственная, безвредная и бескорыстная. В большинстве случаев она свидетельствует лишь о развитом воображении. Но бывает, что дети начинают выдумывать, чтобы дополнить свой внутренний мир тем, чего им не хватает. По наблюдениям специалистов чаще всего фантазируют одинокие, замкнутые дети. Из них часто вырастают творчески одаренные люди. Если малыш откровенно фантазирует, ни в коем случае нельзя говорить, что он врёт.

Необходимо разобраться, почему ребенок выдумывает. Например, сын может воображать себя богатырем, который побеждает врагов, если он физически слабый. А девочка будет рассказывать, что Буратино не хотел спать, залезал под кровать, смешил всех, если она сама не любит "тихий час". Необходимо направлять фантазии малыша в творчество. Когда услышите новую историю, скажите: "Замечательно! Из твоего рассказа выйдет интересная сказка. Попробуй ее написать или нарисовать". Но фантазер может превратиться в пустого мечтателя. Если ребенок вместо того, чтобы учиться преодолевать трудности, постоянно о чём-то мечтает, выдумывает. Возможно, из него вырастет малоприспособленный к жизни человек. Такого ребёнка периодически нужно "возвращать на землю".

Фантазия - безвредная, чего не скажешь о вранье. Если дети врут, то однозначно - в этом виноваты взрослые. Ведь они требуют от малыша говорить лишь правду, а услышав ее, наказывают. Поэтому и возникают у маленьких фантазёров мысли - как схитрить, недоговорить, переврать. Боязнь наказания - основная причина, которая объясняет, почему ребёнок врёт. В семьях, где не ругают детей по любому поводу и умеют выслушать, причин для вранья нет.

Еще одна из причин детской неправды - родительский эгоизм и бестактность. Любая неприятность ребенка воспринимается старшими как что-то ужасное. Плохая оценка, разорванные штаны - за все это родители устраивают ребенку разнос: "Так делать нельзя! " Малыш попадает в жесткий круг критики, единственный выход из которого - самозащита. И обман в таких случаях - не что другое, как тактическое защитное средство. Желание избежать конфликта принуждает детей прибегать к неправде. Так исчезают "ненужные" страницы из дневника, придумываются всяческие истории, возникают неожиданные болезни. Бывает, что обман - единственный способ достичь цели, обойти запреты. Но иногда обман - не имеет значения, детский или взрослый, - оправдан нежеланием ябедничать, выдавать секреты друзей.

Проанализируйте свое поведение: какой ваш поступок мог спровоцировать малыша на хитрость и обман, не требуйте признаний, не устраивайте допросов и суда над "преступником". Не давайте пример своими обманами (просьба сказать по телефону, что Вас нет дома, Чаще восхищайтесь своим ребенком, демонстрируйте свою любовь к нему. Старайтесь не ставить ему других в пример. Среди детей есть патологические врунишки, с которыми бороться без толку - это врожденное качество. Но малышей с таким недугом очень мало - два-три на 10 тысяч.

        

Консультация для родителей «Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего воспитания и развития ребенка»

 В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение. Влияние изобразительной деятельности на ребёнка ничем не заменимо. В её процессе получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Ребёнок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребёнка, формирует его эмоциональную сферу. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей. Несмотря на техническую слабость, рисование детей и живопись в большинстве случаев - искусство, и очень живое, увлекательное, непосредственное искусство с реалистическим отношением к действительности. Дети часто предполагают, что нарисованные люди, предметы могут иметь те же свойства, что и настоящие. Переставая путать свойства реальных предметов со свойствами изображений, дети не сразу приходят к пониманию их именно как изображений. Кроме того, в детском изобразительном искусстве характерно непосредственное и реалистическое отношение к материалу, к линии, к пятну и, конечно, прежде всего, к изобразительной поверхности, к листу бумаги. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В рисовании при выполнении заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. В творчестве ребенка отражается его внутренний мир: настроение, переживания, фантазии, влечения, которые он не всегда сам осознает и не всегда высказывает. Для ребенка рисунок является формой выражения мыслей, представлений об окружающей действительности, эмоциональных переживаний. Художественное творчество детей представляет интерес не только для педагогов, но и для психологов. Анализ творчества ребенка может многое дать для понимания его внутренних переживаний и служить диагностическим целям. Посредством рисунка устанавливается контакт при наличии замкнутости, негативистических тенденций у больных детей, которые либо сами мало говорят, либо не хотят обсуждать свои переживания. Для руководства изодеятельностью детей основой являются данные педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения, т.к. известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В круг вопросов по детскому рисунку входит определение таких методов воспитания и обучения, которые наилучшим образом влияли бы на развитие детей. Для этого нужно хорошо знать своеобразие и закономерности развития психики ребенка. Знание процессов восприятия, мышления, воображения у детей от 2 до 7 лет дает основание правильно строить работу с детьми, т.е. определить содержание, методы и приемы их воспитания и обучения. Знания психологии ребенка помогают лучше понять его склонности, желания, выявить способности; знание анатомии, физиологии и гигиены позволяет строить обучение детей соответственно их возрастным особенностям. Необходимо знание высшей нервной деятельности детей, которая определяет все психические процессы, в том числе и способность к творчеству. Нужно знать, что для ребенка дошкольного возраста характерно недостаточное развитие анализаторов, слабая координация руки и глаза, быстрая утомляемость. Основной недостаток детского мышления заключается в хаотичности, отрывочности знаний, в неумении детей объединять отдельные частные результаты мыслительных действий в целостный продукт. В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни - природы, людей, вещей, явлений и т.д. Потребность в красоте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Повзрослев, он пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир. Ребенка надо учить видеть прекрасное. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал, желания самому участвовать в создании прекрасного, невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. Для творчества детей огромное значение имеет познавательная сторона восприятия. Часто ребенок обращает внимание на яркое, необычное, не выделяя существенные детали. В рисунке нарушается реальность объекта. Задача педагога - научить ребенка видеть, т.е. воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств. Основу в решении этой задачи составляет воспитание сенсорной культуры. Для изобразительной деятельности в первую очередь важно развитие зрения и осязания. При помощи зрения мы воспринимаем многие качества предмета: форму, размеры, цвет, положение в пространстве. Если взрослый человек на основании прежнего опыта может более или менее правильно понять кажущиеся нам изменения во внешнем виде предмета, то ребенок не может проверить образы восприятия, сопоставляя их с полученными ранее. Включение нескольких анализаторов помогает уточнению представлений. Чаще всего на помощь зрению привлекается осязание. Отображая жизненные факты в рисунке, ребёнок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей дошкольного возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству; при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться

        

Консультация для родителей

«Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей»

   

  Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно – гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять  детям до пяти лет, которым  «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляет большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, 5-7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь. При  воспитании культурно – гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, тои ребенок считает естественным его обязательность.  В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию  приходится уделять специальное внимание. Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить важный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки. Не следует торопить ребенка, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнять определенное движение. Постепенно он научится самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли  их ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти, полную самостоятельность. Но проверять, правильно  ли он все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста. Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он забудет о каком-либо из них, например, прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания,  оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей, и для него «переговоры»: «Сережа, ты забыл вымыть руки».- «Они у меня чистые».- «Все равно перед едой надо вымыть».- «Я их недавно мыл»…  И так, в дошкольном возрасте дети самостоятельно должны и могут освоить, что надо мыть руки перед едой, после пользования уборной, по возвращению с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные. Ноги надо мыть не только перед ночным сном, но и перед дневным, особенно летом. К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенок должен уметь полоскать рот, с четырех лет - правильно чистить зубы. Полоскать рот надо теплой водой и после еды.

Всегда ли у вашего ребенка есть в кармане носовой платок? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде: развязался шнурок, расстегнулась пуговица, вылезла футболка из шорт – и сразу их устранять? Вытирает ли он ноги, входя в помещение? Детям свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности – все это создает благоприятные условия для воспитания культурно – гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей. Нужно помнить, что культурно – гигиенические навыки – важное условие для поддержания здоровья, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний. Культурно – гигиенические навыки способствуют развитию речи, развиваются и приобретают силу и устойчивость такие психологические функции, как внимание и воля.

Овладение основ гигиенической культуры

Умывание – учить, самостоятельно  мыть руки, по мере  загрязнения, после прогулки, уборной и  перед едой. Соблюдать последовательность действий, засучив рукава, намыливать руки до образования пены, набирать в ладошки нужное количество воды, мыть лицо двумя руками, мыть руки до локтя с мылом, учить мыть шею и уши, не стряхивать воду с рук, насухо вытирать лицо и руки. Знать свое полотенце и правильно пользоваться им.

Поведение за столом - умело пользоваться ложкой и вилкой. Есть самостоятельно, не проливать пищу. За общим столом не мешать другим детям, не пользоваться их приборами. Учить жевать пищу с закрытым ртом, есть только за столом, ложкой не стучать по тарелке. Своевременно пользоваться салфеткой, после еды класть ложку, вилку  на тарелку. Откликаться на просьбы взрослого помочь накрыть на стол или убрать со стола отдельные приборы, во время еды не отвлекаться на игру,  чтение  книг, не разговаривать,  во время трапезы учить  думать только о вкусной и полезной еде, которую ребенок в данный момент есть.  После еды говорить «спасибо». Вставая из-за стола, проверять свое место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убирать его.

     Закладывая в детях привычку, есть разную пищу, взрослым следует набраться терпения, так как положительное отношение к еде у детей формируется очень долго, особенно если в семье и детском саду нет единых взглядов  на этот счет.

Одевание – самостоятельно одеваться и раздеваться в правильной последовательности.  Правильно надевать одежду, обувь.  Вежливо и с правильной просьбой (помогите, пожалуйста, а не так: мне нужно…) обращаться к взрослому при необходимости за помощью. Знать свой шкафчик, порядок складывания одежды в шкафчик. Шкафчик содержать в чистоте и порядке. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

Уход за вещами и игрушками – Учить приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой), бережное отношение к игрушкам, вещам, пользоваться ими по назначению. Участвовать вместе с взрослыми в уходе за вещами:  помогать  маме, складывать аккуратно свою одежду,  полоскать  носовые платочки, мыть игрушки, убирать игрушки на место после игры  и т. д.

            Овладение культурно – гигиеническими навыками приводит к самостоятельности, что формирует положительное отношение к процессам  воспитания.

            Формирование у детей самообслуживания приводит к положительному  результату  на  удовлетворение  личных  потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...