Консультация для родителей «О детском словотворчестве»
консультация (младшая группа)

Кириченко Елена Сергеевна

Консультация для родителей «О детском словотворчестве»

 

 

Вовремя игры с ребенком на тему «Профессии» , родители рассказываю и показывают ребенку картинки, на которых люди делают разные вещи, а ребенок пытаются угадать названия профессий. На картинке строитель:
— Кирпичник.
Врач со шприцом:
— Укольница.
Повар (изображена женщина с кастрюлей):
— Супница.
Воспитатель пытается подвести детей к ответу:
— А если тётя готовит котлеты хорошо?
— Котлетница!
— А если блинчики?
— Блинница!

 Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре ребенок непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены ребенком при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например: «правдун», «медляк», «гусья кожа», «плохайка» и др.

К.И Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества: «У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка, ... что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки изящны, естественны...».  

Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.                                                         

1. Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово.   

2. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого.        

3. Синтетические слова: одно слово составляется из двух.  

Первый принцип как получаются  “слова-осколки”, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова “молоко” он произносит только “ко”, позднее “моко” и, наконец, “молоко”. Отсюда “осколки слов” в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово “лепь” (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено - ребенок же выделяет ударный слог “леп” и т.д.   

Второй принцип создания новых слов – к корню одного слова прибавляют окончание другого. Эти слова звучат своеобразно: пургинки, умность, пахнючий и др. Взрослые так не говорят, но ведь если присмотреться внимательно, то именно от взрослых дети получают образцы создания таких словообразований, т.е. здесь в конечном счете срабатывает механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу снежинки, «умность» на основе слов глупость, робость. Интересно, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения “чужих” приставок. Налить, набрать, накидать - это наши ”взрослыe”  обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить (“Вот набулькаю полную бутылку и уйду”, “Спасибо, я уже полный живот напирожила”).

Третий принцип – одно слово составляется из двух. В таких словах, как «бананас», «огромадный» происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: банан-ананас, огромный – громадный. Эти слова строятся по тому же принципу, что и слова взрослых «самолет», «ледокол». Здесь тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит. Таким образом, словотворчество имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие. Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным – в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово построено и который может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно “новое” детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

Таким образом, детское словотворчество является закономерным процессом, без которого ребенок не смог бы «почувствовать» свой родной язык, а, значит, и овладеть им в полной мере. Детское словотворчество свидетельствует о том, что ребенок не просто перенимает и копирует речь взрослых людей, он еще и анализирует их слова, критически оценивает, контролирует. Поэтому не нужно думать, что в усвоении ребенком родного языка действует только память. У ребенка в это время совершается огромная мозговая работа, он требует логики от каждого слова и, если не находит ее, то выдумывает. Детское словотворчество способствует тому, что ребенок уже на третьем году своей жизни овладевает обширным арсеналом всех частей слова и великолепно угадывает значение каждой из них. 

Следовательно, именно детское словотворчество позволяет ребенку постичь все тонкости и хитрости родного языка, что является необходимым условием успешного овладения правильной, грамотной речью.

В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения. Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Одним из первых показателей культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

 Учите своих детей говорить правильно и красиво, ведь дети – наше будущее!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_slovotvorchestvo.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей «О детском словотворчестве»

 

Вовремя игры с ребенком на тему «Профессии» , родители рассказываю и показывают ребенку картинки, на которых люди делают разные вещи, а ребенок пытаются угадать названия профессий. На картинке строитель:
— Кирпичник.
Врач со шприцом:
— Укольница.
Повар (изображена женщина с кастрюлей):
— Супница.
Воспитатель пытается подвести детей к ответу:
— А если тётя готовит котлеты хорошо?
— Котлетница!
— А если блинчики?
— Блинница!

 Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре ребенок непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены ребенком при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например: «правдун», «медляк», «гусья кожа», «плохайка» и др.

К.И Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества: «У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка, ... что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки изящны, естественны...».  

Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.                                                         

1. Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово.  

2. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого.        

3. Синтетические слова: одно слово составляется из двух.  

Первый принцип как получаются  “слова-осколки”, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова “молоко” он произносит только “ко”, позднее “моко” и, наконец, “молоко”. Отсюда “осколки слов” в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово “лепь” (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено - ребенок же выделяет ударный слог “леп” и т.д.   

Второй принцип создания новых слов – к корню одного слова прибавляют окончание другого. Эти слова звучат своеобразно: пургинки, умность, пахнючий и др. Взрослые так не говорят, но ведь если присмотреться внимательно, то именно от взрослых дети получают образцы создания таких словообразований, т.е. здесь в конечном счете срабатывает механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу снежинки, «умность» на основе слов глупость, робость. Интересно, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения “чужих” приставок. Налить, набрать, накидать - это наши ”взрослыe”  обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить (“Вот набулькаю полную бутылку и уйду”, “Спасибо, я уже полный живот напирожила”).

Третий принцип – одно слово составляется из двух. В таких словах, как «бананас», «огромадный» происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: банан-ананас, огромный – громадный. Эти слова строятся по тому же принципу, что и слова взрослых «самолет», «ледокол». Здесь тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит. Таким образом, словотворчество имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие. Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным – в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово построено и который может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно “новое” детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

Таким образом, детское словотворчество является закономерным процессом, без которого ребенок не смог бы «почувствовать» свой родной язык, а, значит, и овладеть им в полной мере. Детское словотворчество свидетельствует о том, что ребенок не просто перенимает и копирует речь взрослых людей, он еще и анализирует их слова, критически оценивает, контролирует. Поэтому не нужно думать, что в усвоении ребенком родного языка действует только память. У ребенка в это время совершается огромная мозговая работа, он требует логики от каждого слова и, если не находит ее, то выдумывает. Детское словотворчество способствует тому, что ребенок уже на третьем году своей жизни овладевает обширным арсеналом всех частей слова и великолепно угадывает значение каждой из них. 

Следовательно, именно детское словотворчество позволяет ребенку постичь все тонкости и хитрости родного языка, что является необходимым условием успешного овладения правильной, грамотной речью.

В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения. Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Одним из первых показателей культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

 Учите своих детей говорить правильно и красиво, ведь дети – наше будущее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности детского общения в детском саду".

Особенности детского общения в детском саду.Содержание детского общения....

Консультация для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...

Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...

Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и

Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...

Консультация для родителей"Что такое словотворчество"

Консультация для родителей"Что такое словотворчество"...