Консультация для родителей «Готовность детей к школе»
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Готовность детей к школе»
Так что же такое «готовность к школе» в общем понимании?
Что мы понимаем под готовностью к школе. Первое что приходит на ум - это обу-чение ребенку письму или счету, чтению. Но это еще не все. Очень важно подготовить ребенка психологически и физически к школе. Ведь в этот период его жизни меняется все: режим, в его жизни появляются новые люди и новые требования. Поэтому очень важно помочь ребенку и поддерживать его. И чем раньше вы начнете развивать в ре-бенке различные навыки, учить его самостоятельности, тем легче ему в будущем бу-дет учиться в школе. Поэтому от вас, родителей, многое зависит. Но в этом вопросе главное и не переусердствовать. Ведь нервная система, да и физическая тоже, недоста-точно крепкие. Если ваш ребенок начнет переутомляться, то это серьезно ударит по его иммунной системе. Существует такое понятие как «школьная зрелость», т.е. ребё-нок должен «созреть» для школы, его психическое и физиологическое развитие долж-но достичь соответствующего уровня. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики. А психологи оценивают психологическую готовность, которая включает в себя такие компоненты:
Эмоционально-волевая зрелость:
- уровень развития произвольности;
- учебная мотивация;
- тревожность.
Интеллектуальная зрелость (уровень сформированности таких психических про-цессов):
- мышление;
- восприятие (зрительное, слуховое);
- память (зрительная, слуховая, произвольная);
- речь;
- воображение.
Социальная готовность:
- социальная компетентность;
- коммуникативные навыки.
Если ребенок не посещал детский сад, то рекомендуется начать делать это за год до поступления в школу. Тогда ребенок заранее переживет иммунологический стресс (его иммунная система будет готова к большим нагрузкам, которые она обычно испытыва-ет в школе), а также социальный стресс (у него начнут развиваться социальная компе-тентность и коммуникативные навыки, о которых мы говорили выше).
Если вы решили отдать ребёнка не в общеобразовательную школу, а в гимназию
(или любую другую школу, в которую проводят отбор детей), вам необходимо посвя-
тить предшествующий учебе год достаточно интенсивным занятиям.
Независимо от выбора школы, обязательно необходимы занятия по подготовке ре-бенка к школе дома, под руководством родителей.
Подготовка к школе должна осуществляться со всех сторон: в детском саду, на специальных курсах и обязательно дома.
Главное, чтобы занятия ребенка с родителями не сводились к «натаскиванию» на решение стандартных тестов и задачек, так как это не привносит никакого вклада в развитие мышления и интеллекта ребенка, а способствует лишь составлению ложного
впечатления у учителя и добавляет трудностей в дальнейшее обучение, которое, веро-ятно, станет тяжелой ношей для неподготовленного ума.
Необходимо построить взаимодействие с ребенком так, чтобы дошкольник «своим умом» нашел решение любой задачки и с легкостью ответил на самый каверзный во-прос. И это будет тем более мощным, чем лучше и легче ребенок сможет применить, полученные знания на практике. Эмоциональная поддержка родителей, своевременная похвала, корректное и граммотное разрешение спорных вопросов и проблемных ситу-аций, помогут настроить ребенка на активную жизненную позицию, с творческим подходом подходить к любому делу, осознавая себя как личность, достойная успеха.
Для этого родителям необходимо:
- развивать в ребенке способность слушать;
- учить пониманию прочитанного;
- развивать умение пересказывать; проводить зрительное сопоставление;
- решать с ним простые задачи;
- вместе с ребенком анализировать, сравнивать слова.
Все это нужно для того, чтобы будущий школьник на момент поступления в пер-вый класс умел:
- слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;
- осознавать необходимость спрашивать, если задание ему не понятно;
- оценивать свою работу;
- владеть понятиями «больше», «меньше», «одинаково», «столько же», «корот-кий», «длинный», «старше», «младше»;
- сравнивать самые простые предметы.
Что должен уметь ребенок к 7 годам.
Вот настала пора идти вашему ребенку в школу. Что он должен уметь при поступ-лении в учебное заведение. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, и тех требований которые предъявляются в той или иной школе. Но главное что вы, как родители, должны сделать для своего ребенка, это подготовить ребенка физически и психологически. Научить его общаться, укрепить иммунитет, а потом уже читать, счи-тать и писать.
Чему же следует учить дошкольника для того, чтобы он правильно, гармонично развивался и был готов к школе? Ребенка надо учить всему, не только непосредствен-но тем навыкам, которые необходимы в школьном обучении: чтению, письму, счету, - но и всем тем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: правильно использо-вать предметы, окружающие его, именно действию, а не сухим знаниям о том или ином предмете или явлении.
Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:
- Основные цвета;
- Дни недели;
- Месяцы;
- Времена года;
- Понятия «право - лево»;
- Основные профессии;
- Домашних и основные виды диких животных;
- Детенышей животных;
- Знать зимующих и перелетных птиц;
- Виды транспорта;
- Уметь ориентироваться на бумаге;
- Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов;
- Должен уметь показать правый глаз, правую руку и т.д.
Что должен знать ребенок по математике.
По математике ребенок должен знать:
- Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;
- Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц);
- Знать понятия «больше - меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий - низкий», «широкий - узкий»;
- Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, пря-моугольник;
- Уметь соотносить цифру и число предметов;
- Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (од-на клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).
Память, мышление, внимание и речь.
Ребенок должен уметь:
- Пересказывать простое услышанное произведение;
- Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по кар-тинке);
- Знать стихотворения;
- Сочинять сказки;
- Отвечать на поставленные вопросы;
- Делать какое-либо задание по образцу;
- Уметь описывать картинку по памяти;
- Запоминать до 10 увиденных картинок;
- Заканчивать предложения;
- Находить лишнюю картинку или слово;
- Уметь отгадывать загадки;
- Группировать предметы по признаку.
Что ребенок должен знать по чтению.
При подготовке к школе ребенок должен знать:
~ Буквы;
~ Уметь соотносить звук с буквой;
~ Вычленять звуки из слова;
~ Подбирать слова на заданный звук или букву;
~ Читать слова и простые предложения (по слогам);
~ Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.
Навыки письма.
Не стоит забывать и про навыки письма. Ребенок должен уметь:
~ Обводить картинки по контуру
~ Обводить печатные буквы по контору
~ Правильно держать ручку в руке
~ Копировать геометрическую фигуру по клеточкам
Возвращаясь к требованиям ФГОС ДО старший дошкольник, готовый к учебе в школе представлен как:
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навы-ками: у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двига-тельной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
- Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и ве-щей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помо-щью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
- Эмоционально отзывчивый: дошкольник откликается на эмоции близких людей
- друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реаги-рует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками: ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодей-ствия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направ-ленные на достижение конкретной цели: ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведе-ния. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желания-ми и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностны-ми представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюда-ет правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транс-порте, магазине, поликлинике, театре и др.)
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адек-ватные возрасту: ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и спо-собы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире
- природе: ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и при-надлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных от-ношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традици-ях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: обладаю-щий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его ин-струкции.
- Овладевший необходимыми умениями и навыками: у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятель-ности.
Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уро-вень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Верьте в успех своего будущего первокласс-ника и вселяйте эту уверенность в него самого!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Готовность детей к школе"
Данный материал поможет родителям избежать типичных ошибок при подготовке ребенка к школе....
Консультация для родителей «Готовность детей к школе».
Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей, чьи дети посещают подготовительную группу детского сада. Учитывая то, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учр...
Консультация для родителей "Готовность детей к школе"
Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе. 1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить...
Консультация для родителей "Готовность детей к школе"
Консультация для родителей. Наглядная информация....
Консультация для родителей "Готовность детей к школе"
Консультация для родителей "Готовность детей к школе" Весь период развития ребенка до школы, со всеми его особенностями и есть то время, когда идет подготовка к школе....
Консультация для родителей «Готовность детей к школе. Что ребенку необходимо знать и уметь для успешного обучения в школе» (в подготовительных группах)»
Информация для родителей подготовительных групп...
Консультация для родителей «Готовность детей к школе. Что ребенку необходимо знать и уметь для успешного обучения в школе» (в подготовительных группах»
Предшкольный год — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу....