Что такое ОНР
статья

Ведель Ольга Павловна

Материал будет полезен родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onr.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Часто возникающий вопрос у родителей:

"Что такое ОНР?"

Учитель – логопед: О.П. Ведель

ОНР – общее недоразвитие речи у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом, но при этом нарушено формирование всех компонентов речи: фонетика, лексика, грамматика, семантика. 

ОНР – показатель (а не болезнь) того, как говорит ребенок. 

Диагноз до 3 лет: «ЗРР» – задержка речевого развития. 

Диагноз с 3 лет: «ОНР (с дизартрическим компонентом)», «ОНР III уровня как следствие ММД», «ОНР, III уровень речевого развития на фоне нарушения иннервации речевого аппарата». 

При сниженном интеллекте у ребенка с умственной отсталостью I, II, III уровня ОНР вторично и в диагнозе звучит как «Системное недоразвитие речи у ребенка с интеллектуальной недостаточностью». 

При ОНР характерно: 

  1. Позднее появление речи; 
  2. Резко ограниченный словарный запас; 
  3. Наличие аграмматизмов; 
  4. Проблемы фонетико-фонематического развития речи. 

Причины ОНР: 

  1. Педагогическая запущенность; 
  2. Двуязычие в семье; 
  3. Нарушение фонематического слуха из-за снижения физического слуха; 
  4. Отсутствие четких дискинезий (ощущений движения артикуляционных органов). 

ОНР наблюдается при таких нарушениях речи, как ринолалия, алалия, дизартрия, анартрия. ОНР всегда функционально и не имеет органического генеза. 

ОНР, I уровень - самый сложный. 

Полное или почти полное отсутствие речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей она уже сформирована. Ребенок с I уровнем речевого развития говорит лепетные слова, обрывки слов, звукоподражания, использует жесты вместо слов. Фразовая речь отсутствует. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова не сформирована. Понимание может быть нарушено и ограничено бытовой ситуацией. Задания вызывают трудности в выполнении. Снижено понимание грамматических категорий: числа существительных и глаголов (где поЮт, где поЁт); рода глаголов прошедшего времени единственного числа (упаЛ – упаЛА); вида глаголов (пишет – написал); пространственного положения предметов ( на, в, под, над, из, из-за). 

Вывод: дети с I уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3 лет при трёхгодичном нахождении в логопедической группе детского сада. 

ОНР, II уровень – речевые возможности растут. 

Общение осуществляется не только с помощью жестов с лепетными отрывками слов, но и посредством постоянных, хоть и искаженных, слов. Появляются зачатки общеупотребительной речи. В активном словаре появляются названия предметов и действий. Возникает простая фраза из 2-3 слов, увеличивается объем понимания речи. Появляются грамматические категории рода и числа. Воспитывать понимание рода нужно на картинках, лучше всего на примере животных и их детенышей (так ребенок знакомится с уменьшительно-ласкательными суффиксами). На данном уровне все еще отсутствует согласование существительных с прилагательным. Улучшается понимание речи. Произношение звуков и слов грубо нарушено, звуковой анализ и синтез недоступен. 

Вывод: дети со II уровнем речевого развития поступают в логопедическую группу с 4 лет сроком обучения на 3 года. 

ОНР, III уровень – бытовая речь более менее развернута, но есть неточное знание и употребление многих обиходных слов. 

В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Наблюдаются попытки образовать сложные предложения. Дети начинают пользоваться всеми частями речи, изменяют их по лицам, числам, падежам. Ошибки в падежных окончаниях, смешение форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования не пользуются, нет приставочного образования глаголов. Появляются слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Звукопроизношение нарушено, что создает трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Понимание обиходной речи хорошее, но иногда проявляется незнание и смешение смысла слов, близких по звучанию. 

Вывод: дети с III уровнем речевого развития поступают в логопедическую группу с 5 лет сроком обучения на 2 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...