В чем польза от игры с мячом?
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Игра с мячом развивает мышечную силу, активизирует работу сердца и легких. Движения пальцев и кистей влияют на развитие функций мозга ребенка. Игры с мячом развивают речь ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_myachom.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
В чем польза от игры с мячом?
Игра с мячом развивает мышечную силу, активизирует работу сердца и легких, улучшает обмен веществ. Когда в игре ребенок катает, бросает или отбивает мяч, развиваются глазомер, координация и смекалка. Движения пальцев и кистей влияют на развитие функций мозга ребенка. Чем больше разных движений он выполняет, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг. Активнее накапливается информация и развивается интеллект.
Игры с мячом способствуют развитию речи ребенка. В головном мозге проекция кисти руки расположена рядом с речевой зоной и занимает треть всей площади двигательной проекции коры. Когда в игре ребенок манипулирует мячом, нервные импульсы от рук попадают в кору.
Используйте игры с мячом, чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом. Помогите ребенку отреагировать переживания и высказать чувства к себе и другим в безопасной ситуации игры.
1. «Мяч бросай и животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Взрослый: - Ягоды; Дети: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Взрослый: - Деревья; Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.
2. «Я знаю три названия животных (цветов) » или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков) »
Раз и два, и три, четыре — все мы знаем в этом мире.
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
3. «Животные и их детеныши»
Человеческие дети знают всех зверят на свете.
Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч обратно, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1. у тигра -,у льва — у слона -у оленя -у лося — у лисы —
Группа 2. у медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади жеребенок, у свиньи — поросенок у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок,
Группа 3. — тигренок - львенок - слоненок - олененок лосенок - лисенок
4.«Кто как разговаривает? »
Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход игры.
Вариант 1. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как-то или иное животное подает голос: корова тигр змея комар собака волк утка свинья мычит рычит шипит пищит лает воет крякает хрюкает.
Вариант 2. Ведущий, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит? », «А кто мычит? », «Кто лает? », «Кто кукует? » и т. д.
5. «Подскажи словечко»
Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет.
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход игры. Ведущий, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? — Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, а у овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
6. «Чей домик?» перебрасывать мяч
«Кто где живет? Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1. Ведущий: Дети: Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака Кто живет в улье? Пчелы Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк Кто живет в берлоге? Медведь
Вариант 2. Где живет медведь? Где живет волк? Дети: в берлоге. В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».
7. «Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч; называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.
8. «Что происходит в природе?»
Человек легко находит, что в природе происходит.
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Взрослый: Дети Солнце — что делает? Светит, греет Ручьи — что делают? Бегут, журчат Снег — что делает? Темнеет, тает Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни Капель— что делает? Звенит Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги.
9.«Составь предложение"
Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Ход игры. Взрослый бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова (например, «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.
10. «Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.
Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча раз личными способами. Взрослый: Дети: Летают Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают: Змеи, гусеницы, черви Прыгают Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.
11. «Какие действия совершают животные» или «Что делают животные?»
Что животные умеют — Птицы, рыбы, кошки, змеи?
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
Ход игры. Ведущий, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч обратно, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Ведущий: Собака – Дети: стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается); Мышка (Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает); Утка (Летает, плавает, ныряет, крякает); Ворона (Летает, ходит, каркает, клюет); Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).
12. «Кто чем занимается?»
Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.
Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Ход игры.
Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, ведущий называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Ведущий: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит) ; носильщик (носит) ; чертежник (чертит) ; рабочий (работает) ; уборщица (убирает) художник (рисует) и т. д.
13. «Кто может совершать эти движения?»
Кто и что — летит, бежит, ходит, плавает, лежит?
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры. взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч обратно, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Взрослый: Идет – Дети, человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время); Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).
14. «Горячий — холодный»
Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход игры: взрослый бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая логопеду мяч, называет другое — с противоположным значением. Взрослый: Горячий - Дети: Холодный (Хороший - Плохой; Умный - Глупый ; Веселый - Грустный; Острый - Тупой; Гладкий - Шероховатый; Легкий - Тяжелый; Глубокий - Мелкий; Светлый - Темный; Добрый - Злой; Радостный - печальный; Быстрый-Медленный; Частый- Редкий; Мягкий - твердый; Ясный- пасмурный; Высокий-низкий)
Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например, острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.
15. «Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего люди сделали его?
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч обратно, отвечает: «Кожаные». Рукавички из меха. Дети: меховые (Тазик из меди. Медный; Медвежонок из плюша. Плюшевый; Рукавички из шерсти. Шерстяные; Стакан из стекла. Стеклянный; Ваза из хрусталя. Хрустальная).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О пользе детской игры
О значении сюжетно-ролевой игры для ребенка дошкольного возраста....
Рисуем мелками на асфальте с пользой: развивающие игры для всех
Игры на асфальте...
Польза настольной игры для детей.
Рассказывается о пользе настольных игр- "ходилок" для ребёнка....
КАРАНТИНИМ С ПОЛЬЗОЙ. Интерактивная игра "Как мама собирает космонавта в полёт?" 2 часть: Интерактивные загадки о космосе
Интерактивная презентация как часть занятия с детьми, посвященному теме космоса. Работает по щелчку. подходит к интерактивной доске. На её базе можно создать продолжение .Загадки к части 2. Под желтой...
Рекомендации для родителей Формат #Сидим дома с пользой# " Пальчиковые игры. Тема «Весна» С 13.04 - 17.04)
Уважаемые родители предлагаем вам поиграть с детьми в пальчиковые игры. Пальчиковые игры для детей влияют на развитие мелкой моторики, внимательности, учат сосредотачиват...
Рекомендация для родителей в формате"Сидим дома с пользой!" «Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры»
Консультация для родителей....
Рекомендации для родителей в формате #сидим дома с пользой. Пальчиковые игры. (27.04.20 — 30.04.20)
Рекомендации для родителей в формате #сидим дома с пользой. Пальчиковые игры. (27.04.20 — 30.04.20)Авторский текст...