мастер-класс для родителей
методическая разработка (старшая группа)
Цель: формирование представлений родителей об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_roditeley.docx | 30.4 КБ |
презентация к мастер-классу | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №8 с. Кривояр Ровенского муниципального района Саратовской области»
Мастер-класс для родителей воспитанников
Тема: « Использование технологии «Синквейн» в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Карачева Наталья Владимировна
Пояснительная записка
Данная методическая разработка (мастер класс) посвящена проблеме развития речи у детей старшего дошкольного возраста и может быть полезна как родителям, так и педагогам. Для этого родителям воспитанников предлагается познакомиться с инновационной технологией «Синквейн», которая позволяет решить проблемы с речью у дошкольников, развить образную речь в игровой форме.
Актуальность и целесообразность использования технологии «Синквейн» объясняется тем, что данная методика:
- развивает творческие и интеллектуальные способности ребёнка;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
-используется для закрепления изученной темы;
-является игровым приемом.
Цель: формирование представлений родителей об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: познакомить участников с технологией «Синквейн» и правилами его составления; путём выполнения практических заданий формировать у участников навыки самостоятельного составления синквейнов на заданную тему; дать представления о роли данной технологии в развитии речи у старших дошкольников; стимулировать внедрение современной технологии в работу родителей с детьми.
Содержание
( СЛАЙД 1)
Добрый день уважаемые родители!
Уделяя большое внимание художественно-эстетическому воспитанию детей, я понимаю, что восприятие красоты природы, живописи, музыки непременно связано с речью. Они находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому я применяю интеграцию области «Художественно-эстетическое развитие» с другими образовательными областями, в том числе и с областью «Речевое развитие». Для этого использую чтение рассказов, легенд и сказок при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, чтение и разучивание стихотворений в процессе наблюдения за растениями и животными, элементарное словесное творчество, творческое рассказывание при описании того или иного рассматриваемого объекта.
Работая в старшей группе, я начала применять инновационную технологию «Синквейн» для обобщения накопленных впечатлений на прогулках, а так же для закрепления изученной темы у детей старшего дошкольного возраста.
Хочу познакомить с этим нововведением и Вас, уважаемые родители, для того чтобы вы смогли применять его во время совместных прогулок в свободное время, что бы ребёнок понаблюдав за тем или иным объектом, мог выразить свои накопленные эмоции и впечатления при помощи занимательного составления «синквейна».
(СЛАЙД 2)
Решение проблем речи у детей дошкольного возраста является актуальной темой.
У старших дошкольников, часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети затрудняются в пересказе и составлении рассказов.
Технология «Синквейн» используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательной программе ДОУ.
(СЛАЙД 3)
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
используется для закрепления изученной темы;
является игровым приемом.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра - ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово - действие, слово-признак, уметь согласовывать слова в предложении.
Самое главное: Синквейн – получается у всех!
Попробуем все-таки узнать подробнее, что же такое синквейн.
(СЛАЙД 4)
Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам.
(СЛАЙД 5)
Правила составления синквейна таковы:
1- я строка - Одно слово, обычно существительное, отражающее главную тему.
2- я строка - Два слова, прилагательные, описывающие главное существительное.
3- я строка - Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4- я строка - Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5- я строка - Слово, связанное с первым, отражающее сущность темы (ассоциация, синоним).
Синквейн это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение о предмете, который и является темой синквейна, или просто краткая характеристика.
Итак, свой мастер – класс я назвала « Учимся писать синквейны о цветах».
Чтобы родители могли взять для себя те приемы работы, которые я покажу, необходимо применить их на практике. Приглашаются участники(4 человека).
(СЛАЙД 6)
А я хочу процитировать замечательное стихотворение:
Цветы, как люди, на добро щедры
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры…
/Ким Жанэ/
И наше с вами общение хотела бы начать с вопроса: Какие ассоциации у Вас вызывают цветы?
( выставляю кружок на магнитную доску) участникам раздаю лепестки для ответов.
Подумайте, с чем у вас ассоциируется слово «Цветы»?
Я попрошу Вас выбрать для себя то, что ближе лично к вам и записать буквально одно слово-синоним на своих лепестках.
Кто готов?
Свои лепестки прикрепите к кружочку, который определяет главное.
( участники прикрепляют лепестки к сердцевине) (зачитываю)
(СЛАЙД 7)
Ваши определения совпали с моими.
Мы определяли главное слово, а в итоге получился вот такой цветик-семицветик. (показ)
Я благодарю вас.
Посмотрите, у нас получилась интересная формула:
Когда нас окружают цветы, то рядом с нами лето, красота, дети, любовь, нежность, аромат.
Уважаемы родители, давайте попробуем вместе составить синквейн на тему: «Цветы».
Обратите внимание на экран.
(СЛАЙД 8)
Итак, 1 строка – Цветы – (главное слово)
2 строка – какие они? (прекрасные, ароматные, нежные)
3 строка – что они делают? (радуют, волнуют, удивляют)
4 строка – предложение, афоризм или пословица о цветах ( Цветы делают нашу жизнь прекраснее).
5 строка – синоним или как по-другому можно назвать цветы? (Чудо природы )
(СЛАЙД 9)
Цветы.
Прекрасные, ароматные, нежные.
Радуют, волнуют, удивляют.
Цветы делают нашу жизнь прекраснее.
Чудо природы.
Уважаемые мамы и папы, полученные вами знания, я предлагаю использовать на конкретном примере (даю участникам картинки с изображением цветов: одуванчик, ромашка, ландыш, колокольчик, на обратной стороне участники записывают свой синквейн о данном цветке.)
Пожалуйста, работайте. Подсказка на экране.
Пока участники углубились в творчество, я попрошу вас - уважаемые зрители поиграть.
Мы с вами тоже попробуем составить маленький рассказик со словом …
Вы догадались (роза. Выставляю рисунок на доску).
Я прошу уважаемых бабушек подобрать слова признаки.
Дорогие мамы подберите, пожалуйста, слова - действия?
Педагоги, выразите свое отношение.
Ну, а папам я предлагаю подобрать слова-ассоциации.
Начинаем.
Роза
Величественная, бархатная
Завораживает, манит, восхищает
Роза-королева цветов
Любовь
Вы не возражаете, я выберу вот эти слова. Посмотрите, какой замечательный у нас получился синквейн. (СЛАЙД 10), (прочитываю).
Наши участники готовы. Пожалуйста! (участники зачитывают свои синквейны).
Конечно же, в работе с детьми дошкольного возраста используются различные предметы, игрушки для подбора слов-признаков, опорные картинки, где дети упражняются в подборе действий.
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и строк.
Уважаемые родители, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса.
Как было сказано ранее - одним из самых распространенных приемов рефлексии является синквейн, и сейчас я постараюсь выразить свое отношение к нему. Что для меня синквейн?
(СЛАЙД 11)
Синквейн
Инновационный, оригинальный
Обобщает, описывает, развивает
Заставляет думать, сочинять
Творчество
Ну, а мне хотелось бы узнать вашу оценку.
(Обращаюсь к участникам, которые показывают смайлик, характеризующий мастер класс).
(СЛАЙД 12)
Уважаемые родители: мамы, папы, бабушки! Я искренне благодарю Вас за нашу совместную работу, думаю, что используемые сегодня в мастер-классе методы помогут вам в дальнейшем, позволят добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станут изюминкой в воспитании и общении с детьми. Когда дети приобретут опыт в написании синквейнов, можно организовать выставки, конкурсы Вашего совместного с детьми творчества в группе, в раздевалке, дополнив каждый стих фотографией ребенка.
Возможно, мы с Вами воспитаем не одного поэта!
Успехов Вам и творчества!
Всем большое спасибо!
Ожидаемые результаты
- Практическое освоение участниками мастер-класса навыков создания синквейнов.
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания и развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
- Участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения методов и приемов составления синквейнов, поймут их важность и необходимость для современного воспитания и развития дошкольников.
Список использованных источников
- Душка Н.Д., Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 7, 2010.
- Ушакова О.С., Развитие речи и творчества дошкольников, Т.Ц. Сфера, 2005.
- Синквейны в детском саду // Журнал Ребенок в детском саду. – 2012. - № 2. – С. 25-27.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целевые ориентиры речевого развития на этапе завершения дошкольного образования (согласно ФГОС ДО ): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, строит речевое высказывание в ситуации общения; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; творческие способности ребенка проявляются в придумывании сказок, он может фантазировать вслух, играть звуками и словами; может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений.
Актуальность и целесообразность использования синквейна открываются новые творческие интеллектуальные возможности; способствует обогащению и актуализации словаря; является диагностическим инструментом; носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление); используется для закрепления изученной темы; является игровым приемом.
Что такое синквейн ? Слово « синквейн » происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Дидактический синквейн появился в начале XX века в США. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Правила написания синквейна: 1- я строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную тему. 2- я строка - два слова, прилагательные, описывающие главное существительное. 3- я строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. 4- я строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. 5- я строка - слово, связанное с первым, отражающее сущность темы (ассоциация, синоним).
Цветы делают нашу жизнь прекрасней…
ЦВЕТЫ ДЕТИ РАДОСТЬ ЛЕТО ЛЮБОВЬ КРАСОТА НЕЖНОСТЬ АРОМАТ
Синквейн « Цветы» 1 строка – Цветы – (главное слово) 2 строка – какие они? (прекрасные, ароматные, нежные) 3 строка – что они делают? (радуют, волнуют, удивляют) 4 строка – предложение, афоризм или пословица о цветах ( цветы делают нашу жизнь прекраснее). 5 строка – синоним или как по-другому можно назвать цветы? (чудо природы)
Вот что получилось: Цветы. Прекрасные, ароматные, нежные. Радуют, волнуют, удивляют. Цветы делают нашу жизнь красивее. Чудо природы.
Роза Величественная, бархатная Завораживает, манит,восхищает Роза-королева цветов Любовь
Конкурс «Воспитатель года России» Актуальный, творческий Волнует, объединяет, дисциплинирует На других посмотреть, да себя показать Испытание
Желаю творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс "Работа с родителями"
мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...
Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы
Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....
Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»
Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...
Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.
Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...
Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».
Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...
Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"
Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....
Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос
Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с тесто...