Кризис 3 лет
статья

Цибикова Оксана Анатольевна

Очень важным периодов в развитии ребенка является время прохождения им кризиса  "Я-сам". Как помочь ребенку и способствовать формированию важных качеств личности? Об этом статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Для родителей детей от 2 - 4 лет 24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис 3 лет

Что такое кризис трех лет?

Ранний детский возраст – это период очень интенсивного не только физического, но и психического развития ребенка.  Как говорил Лев Николаевич Толстой: «От пяти лет до меня – один шаг. От новорожденного до пяти лет – вечность…»

До 3 лет ребенок полностью зависит от взрослых, к трем годам физиология диктуем новые условия существования.

У малыша возникает необходимость психологически перестроиться: т.е. он перерастает ту ситуацию, в которой находился до сих пор, пытается построить новые более высокие формы отношений. Постепенно мир детской жизни, ограничивающийся предметами, переходит в мир взрослых людей. Ребенок по-новому смотрит на взрослых, впервые он пытается отделиться от взрослого, проявляет самостоятельность. Очень часто звучит фраза «Я сам!». С этим феноменом в развитии каждый взрослый знаком. Как правило, с этой фразы начинается кризис.  

Признаки кризиса? Как родителям увидеть проявления кризиса?

Во-первых, следует учитывать, что у одного малыша смена социальной роли происходит уже в два года, у другого в 4, т.е. с точки зрения психологии границы «кризиса трех лет» варьируются от 2-4 лет.

Во-вторых,  ребенок становится более капризным и непослушным, в поведение можно выделить ряд характерных признаков. Например, негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. У негативизма другая психологическая природа: ребенок отказывается что-то делать только потому, что это предлагается взрослым. Это реакция не на содержание действия,  а на само предложение, которое исходит от взрослого. Иногда может не выполнять даже то, чего ему очень хочется, только потому, что предложение исходит от взрослого.  

При негативизме ребенок поступает, наоборот, по сравнению с требованием взрослого. При ярком проявлении это может быть игра «наоборот» в  исполнении вашего малыша.  Когда на все, сказанное вами, вы получаете отрицательную реакцию.

Взрослый: -  «Пойдем гулять?»

 - Нет.

- «Останемся дома?»

 - Нет.

 - «Будем рисовать?»

 - Нет. И т.д.

Трехлетний малыш очень часто проявляет упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности, выдвигая требование, чтобы с ним считались.

Н.,  Известная ситуация в магазине, когда малыш закатывает истерику, выпрашивая что-нибудь купить. Это не что иное, как проявление «кризиса 3 лет». Ребенок выдвигает требования, хочет, чтобы его услышали, ему может быть и не нужна эта игрушка или вещь, важно само требование. Важно проявить свое «Я», важно, чтобы с ним считались, как с личностью.

Строптивость у ребенка в возрасте трех лет – нормальное явление.  Это протест против порядков, которые существуют дома. Через протест ребенок учится выражать свою волю и несогласие. Здесь мы видим несогласованность между своими желаниями и потребностями окружающих. Т.е. ребенок еще не понимает, как сделать так, чтобы и мнение свое высказать и, чтобы это соответствовало в какой-то степени ожиданиям окружающих, т.е. как вписаться в общественные рамки и проявить свое «Я».

Я описала наиболее яркие проявления личности ребенка, можно здесь упомянуть  о таких явлениях как своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт и даже проявление деспотизма.

Итак, в кризисе есть конструктивное содержание: все указанные симптомы вращаются вокруг оси «Я» ребенка и его отношений с окружающими и преследуют цель эмансипации (отделения) ребенка от взрослого.

Что же делать?

Нужно помнить, что не стоит мириться с плохим поведением малыша, лишь бы он остался доволен. Поскольку вскоре он поймет: один раз вышло по-моему, получится и в другой  раз. Ребенок своим поведением, своими поступками пытается установить границы своего личного пространства, проверить вас на прочность.

При гибком поведении, проявлении особого внимания родителей к малышу, зная природу кризиса, можно избежать в воспитании многих ошибок и помочь малышу.

  1. Если в общении с ребенком часто звучит слово «нельзя», попробуйте сократить количество запретов - возможно, среди них есть и ненужные. Пускай чаще звучит слово «можно», обозначающее желательные формы поведения. Например: «На обоях рисовать нельзя, а на бумаге можно».
  2. Разрешите побыть малышу более самостоятельным. Выделите уголок в комнате, полочку для вещей, дайте почувствовать, что вы ему доверяете, поощряйте проявление самостоятельности.
  3. Если идет отрицание вашей просьбы, т.е. проявление негативизма

-  проявите изобретательность: используйте игру «наоборот», где будут звучать такие фразы «Ты сегодня, конечно, не будешь ложиться спать в 8 часов» или « не снимай пижаму после сна» и т.д.

-  предложите на выбор.

 Н., Если ребенок не желает одеваться для прогулки, предложите ему выбрать одежду самому (из вариантов вами предоставленных). Или нудную процедуру умываться перед сном вместо «Иди, умывайся» лучше перефразировать так: «Ты будешь мыться под душем или примешь ванную?»

Если не срабатывают одни приемы, придумывайте другие!

  1. Не следует наказывать ребенка только за то, что он говорит слово «нет». Не стоит показывать свое раздражение, этим вы еще больше «сбиваете с толку» своего малыша. Ребенку нужно научиться правильно вести себя при общении с окружающими, реакция раздражения вызывает у малыша чувства вины, страха, что его не любят.

Ребенок, который не имеет права возражать, в будущем не сумеет отстаивать свою точку зрения.

  1. При любых проблемах в поведении ребенка, если вам сложно правильно понять реакцию малыша и что именно вызывает протест, помогает ведение дневника. В дневнике можно описывать момент нежелательного поведения ребенка, фиксировать время ситуации;  причину, объект нежелательного поведения. Наблюдение помогает взрослому как бы отстраниться, посмотреть на ситуацию более объективно, снизить эмоциональный накал.

Анализирую свои записи, обратите внимание:

 - в какое обычно время вы замечаете нежелательное поведение малыша;

 - какие фразы, реплики вызывают нежелательную реакцию;

 - какие предметы, вещи – являются «раздражителями» вашего малыша (Н., бусы старшей сестры, папин мобильник и др).;

  1. В воспитании поощряйте активность, самостоятельность малыша – так вам удастся вырастить самостоятельную, ни от кого не зависящую личность, способную принимать решения.

Задачей родителей в воспитании малыша в период прохождения кризиса состоит в том, чтобы поддержать благоприятный психологический климат внутри семьи, малыш должен чувствовать, что его любят, принимают. Для этого постарайтесь сохранять спокойную обстановку в семье, избегайте ненужных конфликтов и постарайтесь убрать из жизни малыша «лишние раздражители».

Очень важно помочь малышу пережить это важное время, сформировать «правильную» позицию по отношению к окружающим, к себе.

Если вы будете придерживаться гибкой тактики, то поможете ребенку не только избежать ненужных конфликтов, но и стать более самостоятельным и независимым в его будущей взрослой жизни.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....