Консультация для родителей «Дидактическая игра в речевом развитии детей»
консультация (старшая группа)

Лютфалиева Любовь Александровна

Консультация для родителей «Дидактическая игра

в речевом развитии детей»

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

 

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

 В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

 В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

 Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

 Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

 Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

 Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

 Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Ребенок способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

 Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

 

Картотека и места проведения игр

Картотеку дидактических игр, которые актуальны для развития речи детей в старших группе можно использовать в качестве основы личной библиотеки. А также воспользуйтесь обучающей литературой, написанной опытными психологами и воспитателями.

Например, вы можете найти много дидактических игр, нацеленных на поиск ребенком предметов, которые объединены общим признаком: воспитатель называет цвет – дети говорят как можно больше слов, которые обозначают предметы такого цвета. Проводиться такая игра может в свободной форме, когда дети просто по очереди называют слова. Или с мячом, когда детки ловят мяч и тот, кто поймал говорит слово. Можно даже устраивать небольшие соревнования, кто найдет в комнате больше предметов заданного цвета. Нужно помнить, что любая игра должна не просто обучать детей, но и увлекать. Только в этом случае они почувствуют себя свободно и смогут проявить себя в полной мере.

Некоторые дидактические игры развивающие речь могут проводиться во время прогулки. Например, воспитатель может дать детям задания найти предметы из определенного материала. Игру можно проводить в активной форме: воспитатель говорит, например, «железо» и все детки должна схватиться за что-то железное. Если воспитатель говорит «дерево», то дети должна держаться за дерево или сесть на лавочки, встать на деревянный пол беседки. Такая игра развивает внимание, логику и реакцию детей.

И на природе, и в помещении можно проводить игру на угадывание предмета. Воспитатель или один ребенок загадывает предмет, который есть в поле зрения. Интереснее, если предмет сложный и имеет много характеристик. Дети должны постепенно угадать предмет. Например, загаданное слово «чашка». Сначала ведущий (тот, кто загадал предмет) называет самые простые характеристики предмета, например, цвет. Затем он может сказать из какого материала сделан предмет, следом назвать его размер, для этого хорошо включить фантазию и придумать какую то метафору для обозначения размера (для слона маловата, для мышки великовата, а для человека — в самый раз). Когда дети угадали предмет, ведущим может стать ребенок, который первый угадал слово и игра повторяется.

Дети старшего возраста так же хорошо принимают игры по ролям. Воспитатель раздает детям карточки с картинками животных, затем каждый ребенок показывает это животное. Можно сделать игру с элементами загадки. Например, ребенку досталась кошку. И он описывает ее: "Живет у людей, любить молочко и ловит мышей". Дети должны отгадать, что это за животное. Такая игра способствует развитию мышления, реакции и расширению кругозора. Чем сложнее и необычнее животное, тем интереснее будет его показывать, описывать и отгадывать.

Игра "Он, она, оно" для детей

Игра «ОН – ОНА – ОНО»— является полезным примером дидактических игр по развитию речи, способствующих улучшению звуковой культуры речи,развитию мелкой моторики рук, а также развитию логического мышления и способности к формированию объяснения своего сделанного выбора.

Цель:Упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; подбирать карточки слова, подходящие по смыслу; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с местоимениями он,она,они; а также учить различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои.

Правила игры заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор.

Детям предлагается разложить картинки в домики под названием "Он", "Она","Они". Картинки про которые можно сказать "мой" ребенок кладет в домик под названием "Он",картинки про которые можно сказать "моя" - в домик "Она", "моё" — "Оно".

«Объясните, почему…»

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

 

«Скажи по-другому»

Дидактическая задача: учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

Ход игры: Взрослый говорит, что в этой игре ребенок должен будет вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой» - предлагает взрослый. Ребенок называет слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

«Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» - «сырой, влажный» и т. д.

 

Итак, подведем итоги: многие дидактические игры, проводимые в дошкольных образовательных заведениях настолько популярны, и так хорошо принимаются, запоминаются детьми, что они могут самостоятельно играть в них со своими сверстниками во дворе или на переменах в школе. Постоянные тренировки с помощью игр по развитию речи хорошо влияет на общее развитие ребенка, и способствует умению организовывать себя и своих товарищей для интересной игры. Знания различного рода игр позволяет вашему ребенку проявлять в детских коллективах инициативу, участвовать в подобных играх и вести полноценную жизнь чувствуя определенную уверенность в собственных силах. Самые простые дидактические игры для детей, посещающих старшую или подготовительную группы(например, игра в слова, города), вы можете использовать даже во время дороги домой. Не обязательно все обучающие моменты оставлять на воспитателей сада и преподавателей в школе. Общаясь со своим ребенком, вы не просто играете и налаживаете дружеские отношения, но и придаете ему уверенность в себе.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: Дидактические игры по развитию речи детей

Помещаю одну из консультаций для родителей развитию речи в дидактических играх....

Консультация для родителей "Дидактические игры для развития речи детей 6-7 лет"

Консультация для родителей "Дидактические игры для развития речи детей 6-7 лет"...

Консультация для родителей на тему: «Речевое развитие детей 4-5 лет. Весёлые игры по пути домой и дома»

           Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожд...

Консультация для родителей «Дидактические игры в развитии речи детей» в старшей группе

Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и выработать у них нравственные черты характера, приучить к более быстрому т...

Консультация для родителей "Дидактические игры по развитию речи для детей 3-4 лет"

Консультация для родителей "Дидактические игры по развитию речи для детей 3-4 лет"...

Консультация для родителей «Дидактические игры для развития детей 2-3 лет»

Консультация для родителей  «Дидактические игры для развития детей 2-3 лет»...