Консультации для родителей подготовительной к школе группы
консультация (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
памятка "Обучение грамоте" | 22.05 КБ |
памятка для родителей | 123.95 КБ |
Народная культура и традиции | 368.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28»
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ И СЛОВАМИ
Гр. «Птица счастья»
С. Красносельское
СЛОВАРИК
Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направление.
Фонема – звук, умение различать каждый звук в слове.
Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах (д, о, м), понимать смысл слов.
Фонематическое восприятие – умственные действия по различению фонем и установление звуковой структуры слова: кит – к’ – мяг., согл. звук, и- глас.звук, т – тверд., согл. звук; первый звук – к’, второй – и, третий – т.
Дети 5-7 лет могут:
- Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).
- Делить слова по слогам.
- Определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- Придумывать слова на заданный звук, слог.
- Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).
- Анализировать звуковой состав слова.
- Давать характеристику звуков:
- Гласный звук, обозначаем красной фишкой.
- Твердый звук, согласный, обозначаем синей фишкой;
- Мягкий звук, согласный, обозначаем зеленой фишкой.
- Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол. В предложении 4 слова.
Первое слово – карандаш;
Второе слово – упал;
Третье слово – под (короткое слово);
Четвертое слово – стол.
- Выделять понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».
Что дает в развитии фонематического слуха и восприятия у ребенка дошкольного возраста:
- Подготовка детей к обучению грамоте;
- Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассников:
- Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг».)
- Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
- Замена свистящих звуков [C], [З], [Ц] шипящими [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля»).
- Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р], [Р’], [Л], [Л’], [й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»).
- Недостаточно сформирована грамматическая сторона речи (неправильное написание суффиксов, приставок, слитное написание падежных инструкций, словообразование).
- Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному чтению целыми словами.
Игра «Будь внимательным!»
Цель: развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например [Р]: л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.
Игра «Назови картинки»
Цель: учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинке.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки (игрушки: мышь, машина, банка, шапка, банан и др.)
Игра «Придумай слово»
Цель: учить подбирать слова на заданный звук, слог. Придумай слово, имя мальчика (девочки) и тд. На заданный звук [С], слог МА и тд.
Игра «Назови первый звук в слове»
Цель: учить выделять первый звук в слове.
Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот – [К], иголка – [И].
Игра «Назови последний звук в слове»
Цель: учить выделять последний звук в слове.
Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [М], слон – [Н].
Игра «Прохлопай слово»
Цель: учить делить слова на слоги.
Прохлопай слово и назови количество слогов в слове (можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове). Например: собака – 3 слога. Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.
Игра «Придумай пару»
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
Ребенку предлагаются парные картинки: коза – коса; мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка – галька и тд.
Игра «Найди слово»
Цель: научить находить слова с заданными звуком при прослушивании стихотворного текста.
Ребенку предлагается прослушать стихотворение, (либо короткий рассказ), где есть слова со звуком [C]. Ребенку нужно назвать слова со звуком [C].
Игра «Разложить картинки»
Цель: учить дифференцировать звуки в словах.
Ребенку предлагается разложить картинки (игрушки) на звуки [С] - [Ш], [З] – [З’].
Игра «Добавлялки»
Цель: учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.
Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш]…уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар) и тд.
Игра «Определи место звука в слове»
Цель: развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец). Определить, где живет заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце слова. Например: звук [Ш] в словах : мышь(в конце), шапка (в начале), машина (в середине).
Игра «Кому подойдет квартира»
Цель: научить определять количество звуков в слове. У детей – картинки различных животных. Взрослый показывает домик
Детям нужно подобрать к этой схеме слово (животное), затем – назвать каждый звук отдельно.
Игра «Цепочка слов»
Цель: учить выделять в словах первый и последний звук. Взрослый называет слово, ребенок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например: сыр – рыба – арбуз – зонт и тд.
Игра «Отгадай слово»
Цель: учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.
Угадайте по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).
Игра «Назови слово»
Цель: учить называть слова с определенным количеством слогов.
Ребенку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым), с 2 слогами (мама, каша), с 3 (молоко, булочка.)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28»
ПАМЯТКА
для родителей по подготовке детей к школе
Воспитатель: Киселева Н.В.
2017 г.
- Избегайте больших нагрузок на ребенка (несколько кружков, секций и прочих занятий).
- Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).
- Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).
- С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.
- Оптимизируйте свои детско-родительские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
- Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.
- Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий, следовательно, у него больше возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи, сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.).
- Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.
- Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит.
Знания и умения необходимые будущему первокласснику
- умение анализировать;
- умение составлять рассказ по картинке;
- широкий кругозор;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение делать выводы;
- большой словарный запас;
- умение обобщать;
- умение решать арифметические задачи.
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов;
- домашних и диких животных.
1.Как часто и сколько времени нужно уделять подготовке к школе дома?
- Не больше 30 минут, с небольшими перерывами, 2-3 раза в неделю.
2.Нужно ли учить ребенка читать?
- Если у ребенка есть желание складывать по слогам, не запрещайте. Акцент желательно сделать на следующие задания: определения позиция звука в слове, деление слов на слоги, определение мягкости, звонкости звуков и.т. д.
3.Ребенок не проявляет инициативы заниматься дома, что делать?
- Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.
4.Какие пособия лучше выбирать для занятий дома?
- Старайтесь выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с весёлыми задачами, головоломками, прописи.
Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе
- Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
- Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение. - Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах. - Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
- Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия. - Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.
Предварительный просмотр:
Домашнее задание: подготовительная группа
Тема: «Народная культура и традиции»
Дидактическая игра «Исправь ошибки»
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
Ход игры. Взрослый читает ребенку рассказ медленно, чётко, голосом выделяя ошибки и мимикой подсказывая, где автор сделал ошибку.
Жил-был в народе дед. Дед как дед, да только любил небылицы сочинять. Бывало, и захочет дед что-то дельное сказать, а слова у него путаются, друг другу мешают. Ничего понять нельзя. Вот что он сказал:
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепёшки.
Овечки в речке, караси у печки.
Под столом портрет, над столом табурет.
Помоги деду — скажи все правильно.
Дидактическая игра «Подбери слова»
Цель: употребление существительных в винительном падеже.
Ход игры.
Что плетут? — Кружева, лапти...
Что ткут? — Платки, шали...
Что вырезают? — Ложки, игрушки ...
Что катают? — Валенки, ...
Что расписывают? — Доски, посуду,
Речевая игра «Какой? Какая? Какое?»
Цель: Образование качественных прилагательных.
Ход игры. Подобрать как можно больше признаков к существительному:
матрешка (какая?) -деревянная, яркая, красивая ...;
платок (какой?) -...;
валенки (какие?) -....
Соедини по точкам и раскрась
Читаем и заучиваем стихи
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
***
Чем знаменито Дымково?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.
***
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
***
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Отгадываем загадки
Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
(Из Гжели)
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой?
(Хохлома)
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо – конь и чудо – птица-
Это значит…(Городец)
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня
(Дымка)
Пальчиковая гимнастика «Дымковские барышни»
Мы игрушки расписные, Попарно поочередно загибаем большие пальцы, указательные… Наши руки крендельком, Большие пальцы перекрестить, указательные «встретить»ногтями – «кренделек» Щеки будто яблочки. Сделать из рук надутый шарик – «яблочко» С нами издавна знаком Сгибать все пальцы по очереди попарно: большой «кланяется» большому, указательный – указательному… Весь народ на ярмарке. Перекрест пальцев, пожатие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»
И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет - совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника ...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»
Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс многоплановый....
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?»...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готов ли ваш ребенок к школе?
Консультация для родителейподготовительной к школе группы«Готов ли ваш ребенок к школе?...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети,...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети,...
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «На пути к школе»Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. Коль видят все и слышат дети,...