Буклет
консультация (старшая группа)

Полохова Виктория Сергеевна

«Дети с нарушением зрения» – будущие первоклассники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_narushenie_zreniya.docx295.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с нарушением зрения

Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих познавать мир – осязания, слуха. В зависимости от степени ослабления зрения методики донесения знаний до них будут различаться.

Виды нарушений зрения

 Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические. К функциональным относятся амблиопия (снижение зрения не регулируемое оптически) и косоглазие, которые могут поддаваться исправлению. Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте. 

http://queen-time.ru/media/staff/7a8b34de8a.jpg

 Как подготовить ребенка с нарушением зрения к школе?
    Быстро пролетит пора раннего детства, вашему ребенку скоро идти в школу. Поступление в школу связано с большим качественным изменением - деятельности ребенка. Он будет учеником. Основным его делом и обязанностью станет учение. Надо ли уделять особое внимание подготовке к школе детей с нарушением зрения?    Из многолетней практики совместной коррекционно-педагогической работы можно сделать вывод, что подготовку к школе детей с нарушением зрения надо начинать с раннего возраста. Этим должны заниматься родители, самостоятельно организовывая занятия со своим малышом.
    Прежде всего, необходимо сформировать у ребенка стремление к учебе, занимаясь с ним только по его желанию. Задолго до начала обучения в школе родители должны начать рассказывать       ребенку о школе, читать ему книги о школьниках.

Особое внимание следует обратить на развитие у ребенка зрительного восприятия. Для этого на прогулках надо привлекать его внимание к явлениям природы: листве, деревьям, цветам, животным птицам. Во время игр и занятий с ребенком можно предложить ему выбрать только зеленые кубики, отложить больших солдатиков, найти пуговицы квадратной формы и т.д. Очень полезны в этот период игры с мозаикой, кубиками, пирамидками.
   У ребенка с нарушением зрения к моменту поступления в школу должны быть  сформированы представления о предметах и явлениях окружающего мира, что сделает его речь более осознанной и содержательной.

Важно обратить внимание на развитие речи детей: как он говорит - замедленно или торопливо; как строит фразы - не допускает ли неправильных оборотов, может ли продолжить сказку, связно рассказать об увиденном и пережитом; правильно ли произносит звуки.
    К концу первого года жизни у ребенка начинает устанавливаться связь между предметом и словом, его обозначающим. Ребенка с нарушением зрения следует окружать яркими, звучащими, движущимися предметами, которые будут вызывать желание потрогать их, что в дальнейшем будет способствовать формированию целостного восприятия предмета.  Возможность познания окружающих предметов детей с большей степени связана с развитием действия рук. А у детей с нарушением зрения отмечается низкий уровень развития мелкой моторики, поэтому родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка и готовят его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Игры для детей с нарушениями зрения

“КУЗОВОК”

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзину, коробку. Это и будет “кузовок”. Ведущий передает “кузовок” одному из играющих и говорит:

- Вот тебе кузовок. Клади в него, что есть на -ок. Обмолвишься – дашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на -ок:

- Я положу в кузовок грибок.

- А я – платок!

- Я – замок (сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, листок, мешок, цветок, крючок, молоток и т.д.).

Если кто-то ошибся, все говорят:

- Не клади в кузовок пенек. Он оканчивается на “-ёк”! Давай фант!

По окончании разыгрываются залоги (фанты). Один из детей спрашивает:

- Чей залог вынется, что тому делать?

Дети по очереди называют каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ноге, или рассказать стихотворение, или спеть песню

. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2acd91cc3bce71e78796f5ce98d1d787&n=33&w=150&h=150

Советы заботливым родителям, воспитывающим ребёнка с нарушением зрения  

Детям с миопией и косоглазием пользоваться очками следует преимущественно на улице и на занятиях при рассматривании удаленных предметов. На время чтения, письма, рисования и игр с мелкими предметами на столе очки можно снимать

При миопии: желательно, чтобы игрушки были крупного размера, спокойных тонов, используйте желтые и зеленые цвета. Учтите, что ребенок с близорукостью быстро устает, зрительная нагрузка должна быть щадящей. Все зависит от возраста. В дошкольном возрасте это может быть 10-15 минут интенсивной зрительной нагрузки, например, нанизывание бисера или чтение мелкого текста.

При гиперметропии: игрушки должны быть ярко-желтого, оранжевого цвета (если у малыша нет повышенного внутричерепного давления, рисунки нужно держать подальше от глаз. Расстояние зависит от остроты зрения и может быть рекомендовано окулистом.

При сходящемся косоглазии: нужно следить, чтобы во время занятия ребенок не склонялся над столом. Предлагайте ребенку книги и картинки на подставке. Рисовать лучше на мольберте или на подставках от 45до 150

При расходящемся косоглазии: детям нужно рассматривать книги, картинки на столе. Рисовать также лучше на столе.

            Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 43 «Теремок»

п. Красногорняцкий

       http://fb.ru/misc/i/gallery/106961/2893825.jpg

                       Подготовила:

учитель-логопед

Полохова Виктория Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Права ребенка"

В краткой, лаконичной форме познакомить детей и взрослых с правами детей....

Буклет о спорте

Стихи и загадки о спорте....

Буклет "Олмпийские игры"

В буклете рассказывается о возникновении Олимпийских игр....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс  сделан в программе фотошоп....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс сделан мной в программе фотошоп....

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...

Буклет "Игра и ёё роль в развитие ребёнка" и буклет "Играем дома"

В данном буклете даётся подборка материалов: какие качества формируются у ребёнка в процессе игры, какие условия для успешного руководства игрой, какие функции могут быть реализованны в любой игре и в...