«Аппликация, как одно из средств развития мелкой моторики в раннем возрасте»
занимательные факты (младшая группа)

Фомичева Ирина Александровна

 У современных детей плохо развита мелкая моторика рук, так как они мало играют в развивающие игры, а больше на компьютерах, телефонах и планшетах.

Решить эту проблема в раннем возрасте, я предлагаю с помощью  развития мелкой моторики, через элементы аппликации.

Для того, чтобы работа по развитию мелкой моторики детей была целенаправленной и результативной, я придерживаюсь следующих требований:

— занятия аппликации должны проходить систематично и регулярно (согласно сетке занятий, в индивидуальной и подгрупповой работе);

— содержание работы должно соответствовать уровню общемоторного и психического развития детей, их возрастным возможностям;

— работа с бумагой должна приносить детям радость и удовольствие.

            К концу года дети в аппликации научились создавать изображения предметов из готовых фигур, украшать заготовки из бумаги разной формы, аккуратно использовать материалы, радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам. А самое главное, выполняя работы по аппликации, у детей стала лучше развита мелкая моторика рук.

Таким образом, проводимая  работа по данному направлению принесла эмоциональные, очень положительные отклики у детей от создания своего особенного образа в аппликации. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.  А это главный результат по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья27.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Аппликация, как одно из средств развития мелкой моторики в раннем возрасте»

                                                                                              Автор: Фомичева Ирина

                                                                              Александровна

                                                                                       Воспитатель МДОУ

                                                                                                 детский сад №17 «Аленка»

                                                                      Аннотация

 У современных детей плохо развита мелкая моторика рук, так как они мало играют в развивающие игры, а больше на компьютерах, телефонах и планшетах.

Решить эту проблема в раннем возрасте, я предлагаю с помощью  развития мелкой моторики, через элементы аппликации.

Для того, чтобы работа по развитию мелкой моторики детей была целенаправленной и результативной, я придерживаюсь следующих требований:

— занятия аппликации должны проходить систематично и регулярно (согласно сетке занятий, в индивидуальной и подгрупповой работе);

— содержание работы должно соответствовать уровню общемоторного и психического развития детей, их возрастным возможностям;

— работа с бумагой должна приносить детям радость и удовольствие.

        К концу года дети в аппликации научились создавать изображения предметов из готовых фигур, украшать заготовки из бумаги разной формы, аккуратно использовать материалы, радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам. А самое главное, выполняя работы по аппликации, у детей стала лучше развита мелкая моторика рук.

Таким образом, проводимая  работа по данному направлению принесла эмоциональные, очень положительные отклики у детей от создания своего особенного образа в аппликации. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.  А это главный результат по данному направлению.

                                                                        Введение

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Действительно, мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, мышлением, вниманием, памятью и восприятием ребенка, его зрением и речью. Важность развития мелкой моторики и координации движений рук с самого раннего возраста детей неоднократно подчеркивалась многими педагогами, психологами и другими специалистами дошкольного образования. Актуальность данного вопроса очевидна и на сегодняшний день.

Решить проблему развития мелкой моторики в раннем возрасте можно с помощью элементов аппликации. Наша группа работает в качестве инновационной площадки для проведения федерального эксперимента по внедрению комплексной основной образовательной программы «Теремок» в соответствии с ФГОС дошкольного образования. «Теремок» - это современная комплексная образовательная программа для детей от двух месяцев до трех лет, разработанная коллективом авторов под руководством И. А. Лыковой, доктором педагогических наук. Она ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и образовательного «запроса» семьи. Один из авторов программы, Лыкова И. А., разработала конспекты непосредственной образовательной деятельности по аппликации, которые очень помогают в нашей работе. Работа с бумагой - это одно из самых простых, но в то же время педагогически эффективных видов детского творчества. О работе с бумагой, можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл его состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозговая деятельность активизируется. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем. При хорошей организации занятий по аппликации у человека мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее.  

ЦЕЛЬ:  создание условий для развития у детей дошкольного возраста, мелкой моторики и координации движений пальцев рук через аппликацию.                                                                            

 ЗАДАЧИ: -  развивать мелкую моторку рук, через аппликацию, наклеивать готовые формы на шаблоны

- Развивать художественный вкус, творческие способности у детей

-  Воспитывать интерес к аппликации, уважительное отношение к своему и чужому труду

Действительно, бумага — простой и доступный материал для работы, который очень привлекает детей: они еще, будучи малышами, любят шелестеть ею, сминать и рвать ее, складывать и сворачивать, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действий рук ребенка.

Для того, чтобы работа по развитию мелкой моторики детей была целенаправленной и результативной, я придерживаюсь следующих требований:

— занятия аппликации должны проходить систематично и регулярно (согласно сетке занятий, индивидуально и с подгруппой);

— содержание работы должно соответствовать уровню общемоторного и психического развития детей, их возрастным возможностям;

— работа с бумагой должна приносить детям радость и удовольствие.

        На занятиях по аппликации дети знакомятся:

  • с геометрическими формами, входящими в состав многих предметов,— с кругом, квадратом, треугольником;
  • с основными цветами — красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный;
  • с понятием «количество» (один, два, три, много), «величина» (большой, маленький, больше, меньше);
  • формируются композиционные умения расположения форм в узоре (в ряд, по краю, по углам) и частей предметов;
  • осваивают  навык наклеивания форм (правильно держать кисть, брать и наносить клей, приклеивать готовые детали, располагать формы по образцу  в зависимости от узора);

Развитие двигательных функций руки у детей третьего года жизни еще несовершенно, поэтому им недоступно пользование ножницами. Правда, ребенка можно обучать этому навыку в условиях семьи. В связи с этим решение поставленных программой задач проходит на занятиях с готовыми формами.

Овладение навыком выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких фигур в один ряд на полосе бумаги. Чтобы ребенок мог справиться с этим заданием, для наклеивания дают форму круга, которая одинаково симметрична по всему контуру, для размещения элементов предлагают узкую полосу бумаги, на которой иначе чем в ряд круги расположить нельзя; все формы имеют один цвет. Таким образом, выполнение задания облегчается: дети должны запомнить название формы, ее цвет и освоить технику наклеивания.

На первых занятиях иногда основную сложность для малышей представляет процесс наклеивания: надо научиться правильно держать кисть, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом специальной клеенкой, раскладывать формы на место намазанной стороной, прижимать их тряпочкой, не сдвигать, класть кисть только на подставку. На первых порах техника наклеивания полностью поглощает внимание детей.

Дальнейшее усложнение программного материала происходит за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов. Затем вносится новая форма — квадрат.

При выполнении композиции из квадратов необходимо следить за тем, чтобы все они укладывались ровно на одной из сторон. Постепенно усложняется и композиция аппликаций — дети располагают и наклеивают формы по углам квадрата и по краю круга.  

   Наряду с освоением принципов ритмичного расположения одного или двух элементов программой предусмотрено наклеивание предметных изображений, сначала состоящих из одной, затем из 2—3 частей (например, гриб, флажок, снеговик, домик и др.). Задача воспитателя — ко всем декоративным заданиям по наклеиванию геометрических форм подобрать соответствующие предметные названия — «украсить платочек» (квадрат), «расписать тарелку» (круг) и др.

        К концу года дети в аппликации могут:

• Создавать изображения предметов из готовых фигур.

• Украшать заготовки из бумаги разной формы.

• Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.

  • радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

Таким образом, проводимая работа по данному направлению принесла эмоциональные, очень положительные отклики у детей от создания своего особенного образа в аппликации. Дети полюбили творчество,  получили знания о величине предметов, их форм и расположения в пространстве при помощи тактильно-двигательного восприятия. А самое главное у ребят стала лучше развита мелкая моторика. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.  А это главный результат по данному направлению.

                                             Список используемых источников

  1. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с. (2-е дополненное издание)
  2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду третий год жизни. Методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018. – 1444 с.
  3. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б. Халезова и др. –– М.: Просвещение, 1977. - стр. 182 - 189

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....

Игрушки на прищепках как средство развития мелкой моторики в раннем возрасте

В презентации приведены игры с прищепками.  Игры с применением прищепок важны для развития мелкой моторики. В данной презентации игры рассчитаны на ранний возраст....

Игрушки на прищепках как средство развития мелкой моторики в раннем возрасте

презентация об игрушках (на прищепках), которые я изготовила и использую в  НОД в ясельной группе...

Пальчиковых бассейн как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста.

Пальчиковый бассейн – пособие для сенсорного развития детей раннего возраста. Оно  стимулирует  развитие познавательных процессов, пополняет сенсорный опыт, развивает мелкую моторику. ...

"Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...