Консультация для родителей «Методы экологического воспитания»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Братусь Галина Евгеньевна

Эффективность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье произойдёт при условии заинтересованности родителей и других членов семьи, а также при использовании разнообразных педагогических методов, поскольку только комплекс методов даст устойчивый результат.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bratus_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Методы экологического воспитания»

Воспитатель ГБОУ «Школа №718» Зеленоградского округа г. Москвы Братусь Галина Евгеньевна

        В экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста важное место отводится родителям. Для этого необходимо знакомить семью с методами экологического воспитания.

        Методом с точки зрения экологического воспитания, считает С.Н. Николаева, является способ совместной деятельности педагогов (родителей) и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.         Рассмотрим три метода экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста: наглядный, словесный и практический.

        К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций. Наблюдение - это специально созданное педагогом (родителем), целенаправленное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. С помощью данного метода можно расширить представления ребёнка о живой и неживой природе, например, установить внешний вид, формы и качества объекта или сезонные явления.

        Наблюдение может объяснить детям природу во всей ее красоте и разнообразии. При знакомстве детей с природой и окружающей средой применяются различный иллюстративно – наглядный материал, такой как картины, репродукции с картин, слайды, модели, экологические фильмы. С помощью иллюстративно – наглядного материала у детей фиксируются и закрепляются познания и понятия о восприятия природных явлений и объектов.        

        Чтение художественной литературы на экологические темы, басни о природе и окружающей среде, беседы – все это словесные методы экологического воспитания.

        К словесным методам экологического воспитания также относится рассказ взрослого о предметах и явлениях природы. Педагог (родитель) способен применять рассказы о природе на прогулках. Главная цель рассказа– формирование у детей определенного понимания о наблюдаемом предмете или явлении в данный момент. Повествование возможно применять для того, чтобы посвятить детей в неизвестные им факты об объекте или явлении.

        С помощью словесного метода у детей старшего дошкольного возраста развиваются этические понятия, милосердие и бережное отношение к природе и окружающей среде. Подчеркнём, что необходимо совмещать чтение книг с наблюдениями в природе, после каждой прочтенной книги обсуждать прочитанное.

        Игра, опыты и моделирование, относятся к практическим методам воспитания детей старшего дошкольного возраста.

        Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схемами или знаками. Несложные опыты и экспериментирование применяется для того, чтобы познания детей о природе и окружающей среде были понятными и осознанными. С помощью опытов у детей создается познавательная заинтересованность к природе и окружающей среде, а также развивается внимательность и интеллектуальная деятельность, дети учатся приходить к заключениям и выводам.

        Опыт основывается на приобретенных детьми знаниях в процессе наблюдений и трудовой деятельности. При проведении опыта не должен причиняться вред природе, окружающей среде, растениям и животным.

         С помощью экспериментальных игр дети старшего дошкольного возраста убеждаются в достоверности физических и природных явлений. («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»).

        Вместе с тем, в экологическом воспитании используются разнообразные игры: игры с правилами и дидактические. Дидактические игры помогают детям закреплять и расширять понятия об объектах и предметах природы и окружающей среды, животных и растениях, учат систематизировать и подводить итоги по приобретенным данным, классифицировать познания о животных, растениях, природе и окружающей среде.

        С помощью словесных игр у детей закрепляются знания о свойствах и признаках тех или иных предметов.

        Важно отметить, что эффективность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье произойдёт при условии заинтересованности родителей и других членов семьи, а также при использовании всех приведённых методов, поскольку только комплекс методов даст устойчивый результат.

        Источники:

1.        Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста М., Просвещение, Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. N 7. С. 38-46.

2.        Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.

3.        Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие /под ред. Н.В. Микляевой. М.: Форум, 2012. с. 256.

4.        Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 5, с. 30.

5.        Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. с.288.

6.        Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9.

7.        Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. с.277.

8.        Кондратьева Н.Н. и др. «Мы». Программа экологического образования детей / Кондратьева Н.Н. и др. 2-е изд., испр.и доп. СПб.: «Детство-пресс» с.70-78.

9.        Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. М.: Учитель, 2011, с.232.

10.         Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. Санкт – Петербург, Акцидент, 2014.

11.         Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. / Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. Минск, Асар, 2004.

12.         Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 184.

13.         Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности  ребенка, идущего в школу.// Начальная школа.2003. № 9, с.6-11.

14.         Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. М.: Новая школа, 2009, с .232. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры. // Дошкольное воспитание. 2006. № 7, с.36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Игра - как метод экологического воспитания"

КонсультацияНа тему: «Игра  - как метод экологического воспитания». Связь игры с экологическим воспитанием.В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это ...

Консультация на тему: «Методы экологического воспитания дошкольников»

Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Эта передача осуществляется согласно программе, с использованием различных методов – наблюдения, ...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию. «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе».

Заботиться об охране природы должен каждый человек на земле. Потому что мы не отделяемая часть её.Экологическую культуру ребёнку необходимо прививать с раннего детства.Помните, что человек – сам...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию. «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе».

Экологическую культуру ребёнку необходимо прививать с младшего возраста. Самостоятельно выйдя за порог, он изучает окружающую природу всеми органами чувств. С этого момента полезно родителям быть пред...

Консультация для педагогов "Методы экологического воспитания в ДОУ"

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для педагогов "Методы и приёмы экологического воспитания в ДОУ"...