Родители первые и главные воспитатели ребенка.
статья

Чупрова Валентина Алексеевна

Семья – это то первичное общество, которое дает ребенку ощущение психологической защищенности, она призвана удовлетворить потребность своих членов в признании, уважении, оказывать эмоциональную поддержку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditeli-pervye_i_glavnye_vospitateli_rebenka.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3»

           «Родители – первые и главные воспитатели ребенка»

                                   

                Составитель: Чупрова Валентина Алексеевна, воспитатель.

                 Семья – это уникальный сад. И очень важна его духовная почва.             Что же вырастет: буйные сорняки бездушия и глупости или добрые соцветия    мудрости и милосердия? Задумайтесь!

    Антуан де Сент–Экзюпери, «Маленький принц»

Семья – это то первичное общество, которое дает ребенку ощущение психологической защищенности, она призвана удовлетворить потребность своих членов в признании, уважении, оказывать эмоциональную поддержку.

В.А. Сухомлинский считал, что дошкольные учреждения не могут заменить детям семью, отца и мать, которые являются главными воспитателями для ребенка. В Законе «Об образовании» (ст.18), тоже сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей. Для ребенка семья является источником общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Да, родители несут ответственность за воспитание детей, а все остальные институты призваны поддерживать и дополнять, направлять их воспитательную деятельность.

Современные исследователи свидетельствуют, что родители испытывают трудности в воспитании детей, из-за ухудшения психического и физического здоровья детей, жизненных трудностей родителей, их личностными проблемами: неумение решать внутри личностные конфликты,  занятостью, усталостью, перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях), глобальными проблемами.

Профессионально помогать семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций – главная цель педагогов дошкольных учреждений. Воспитатель  строит партнерские взаимоотношения с семьей, где каждый субъект (педагог, родители, дети) образовательного процесса  имеет равные права и обязанности. Хорошо, когда родители  принимают советы как поддержку. Воспитатель становится для родителей помощником в выращивании «соцветия мудрости и милосердия».

Эмоциональное и психическое благополучие у дошкольника закладывается с раннего детства. Огромное значение эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста оказывает на их дальнейшее общее развитие. Если день ребенка наполнен большей частью положительными эмоциями, можно судить о том, что ребенок ощущает себя нужным, необходимым. Это говорит о хорошем климате в семье.

Если ребенок улыбается, разговаривает, но при этом слушает других, доброжелательный ко всем, не дерется, не грубит родителям, способен в конфликтных ситуациях находить взвешенное решение, обладает чувством юмора - это  характеристика эмоционально благополучного ребенка.

Но есть причины, которые могут нарушить эмоциональное благополучие ребенка:

- нарушение распорядка дня;

- разные требования взрослых в семье к ребенку;

- желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствует его возрасту. Ж.Ж. Руссо писал: «…чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро». У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

- очень много информации;

- неблагополучное состояние в семье;

- желание родителей быть с ребенком в местах массового скопления людей. Это означает то, что для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляется такие «взрослые» болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень;

- чрезмерная строгость родителей, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так;

- если ребенок не получает достаточно любви и ласки от своих родителей, особенно от матери – это тоже может нарушить эмоциональное благополучие.

Нарушения эмоционального благополучия ребенка ведут к тому, что он не может использовать другие способности, например, интеллект, для дальнейшего развития. Эмоциональное воспитание ребенка – первостепенная задача семьи. Важно, чтобы близкие способствовали формированию у ребенка эмоционального благополучия, давали ему возможность почувствовать себя защищенным, поддерживали веру в себя и свои силы.

В свою очередь, нарушение родительско - детских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и развитию комплексов, что влечет за собой большое число трудностей в реализации личностного формирования.

А вот дети, растущие в атмосфере семейной любви и понимания, имеют меньше проблем  связанных со здоровьем, с обучением, общением со сверстниками.

А.С. Спиваковская подчеркивает, что абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует: отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы, однако можно сформулировать основные «правила», которым родителям необходимо следовать – это любовь и независимость.

Родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией его эмоционального благополучия, телесного и духовного здоровья. «Только любовь способна научить любви».

В своих работах В.С. Мухина отмечает, что сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими, это условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», так считал Л.Н. Толстой.

 Родителям необходимо научиться смотреть глазами ребенка на  окружающий мир. Они должны принимать ребенка таким, какой он есть, быть максимально терпимыми, способствовать установлению душевной гармонии и эмоционального комфорта. Если же необходимо выразить недовольство, это должно быть недовольство действиями ребенка, а не самим ребенком и его чувствами.

Федеральные стандарты нацеливают педагогов на «личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия  родителей, педагогических работников и детей», «обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития  и образования, охраны и укрепления здоровья детей», в том числе эмоционального благополучия.

Главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка – искренняя заинтересованность в успехе, а так же единство взглядов значимых взрослых – родителей, воспитателей, специалистов детского сада. Их действия должны быть согласованы, требования к воспитанникам едины, только так, помогая и дополняя друг друга, можно усилить педагогическое воздействие и сам эффект воспитания.

Задача дошкольного учреждения помочь родителям распознавать эмоциональное неблагополучие ребенка, дать родителям теоретические  знания и практические умения для создания и поддержки эмоционального благополучия, используя разные формы взаимодействия с родителями.

Главный момент в контексте «семья – дошкольная организация» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений о эмоциональном благополучии в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Нужна помощь друг другу в понимании ребенка, в создании эмоционального благополучия, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Каждый ребенок имеет право на счастливое и спокойное детство, защищенное от бед и невзгод. Если ребенку хорошо в семье, если он чувствует со стороны родителей понимание и поддержку, он обязательно вырастет достойным, хорошим и добрым человеком.

Литература.

  • Арнаутова  Е. П. Планируем работу с семьей.// Управление ДОУ,2002
  • Влияние семьи на формирование личности ребенка. Курсовая. myunivercitx.ru/ Педагогика/…семьи…ребенка/ 303978
  • Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология.- М., Академия, 2000.- 329с.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 46с.
  • Приказ об утверждении Федерального государственного… httpc://rq.ru./2013/11/25/doshk – standart – dok. html.
  • Сертакова  Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. -  Изд. 2-е, испр.- Волгоград : Учитель. – 203 с.
  • Эмоциональное благополучие. Dou7.obrsk.ru>roditelyam…vospitannikjv…
  • Эмоциональное благополучие ребенка. ped – kopilka.ru.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Родитель - первый педагог для своего ребенка».

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В любом ...

Телевизор - главный "воспитатель" ребенка

Консультация для родителей о вреде частого и бессистемного просмотра телевизора....

«Родитель - первый педагог для своего ребенка».

В законе РФ "Об образовании" есть статья, в которой говорится: Родители является первыми педагогами. Они обязаны ........

Памятка " Родитель - первый педагог для своего ребенка"

По закону ОРФ "Об образовании"  - родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка....

Консультация для родителей первой младшей группы"Адаптация ребенка раннего возраста"

Консультация для родителей  первой младшей группы"Адаптация ребенка раннего возраста"...