Учите ребёнка играть, откройте малышу увлекательнейший мир игры, которая будет доставлять ему удовольствие и помогать в развитии.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» — писал. В. А. Сухомлинский
Раннее детство – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.
Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду по восприятию. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. Она считала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Авторами ранней системы дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и другие.
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра.
Слайд1
Игра – это жизнь. Она добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением, с творчеством. «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма восприятия окружающего мира и воспитания».
Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения. (фото)
Слайд 2
Проблема сенсорного воспитания детей раннего возраста зависит от от правильного подбора и проведения специальных дидактических игр, а также от грамотного руководства взрослого процессами познания окружающего мира.
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Слайд 3
Цель: Осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр.
Задачи:
· Формирование общей сенсорной способности;
· Обеспечение постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (части предмета, его назначение, материал из которого сделан предмет, цвет и форма, размер и т.д);
· Получение новых знаний, закрепление навыков действий с различными предметами;
· Умение общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
Слайд 4
Принципы:
1.Обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания на основе дидактической игры.
2.Актуальность дидактического материала ( наглядные пособия, правила игры, заинтересованность в получении результата и т.д)
3.Коллективность, позволяющая сплотить детский коллектив в единую группу.
4.Соревновательность (создает у ребёнка стремление выполнить задание быстрее).
Слайд 5 Дидактические игры
С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни.
Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
В своей практике для развития сенсорного опыта детей, я использую дидактические игры: словесные, настольно-печатные, игры с предметами и игрушками.
Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры. Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.
Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие игры очень важны, потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий - жесткий, мокрый - сухой и т.д.). В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.
Слайд 6 Правила
Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Соблюдая правила, ребенок учится преодолевать отрицательные эмоции, прилагать усилия воли, получает радость от выполнения задания.
Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми.
Правила игры направлены на воспитание положительных игровых отношений.
Слайд 7 Цвет (фигуры разного цвета)
Анализируя дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, я прихожу к выводу, что детей интересует, прежде всего, игровое действие.
При ознакомлении с цветом с первых занятий я сразу знакомлю детей с шестью цветами спектра – красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим и фиолетовым.
Для этого я использую такие дидактические игры, как «Прятки», «Радуга-дуга», «Магазин» и другие. После того, как дети научатся различать и называть все 6 цветов спектра, я знакомлю их с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями «светлей», «темней»..
Слайд 8 Форма
Радует меня то, что детям всё доступнее дается глубокое восприятие формы. Они могут из квадрата, прямоугольника, кругов выложить грузовик, Из трёх треугольников выложить ёлочку.
Знакомиться с цветом, формой, величиной предметов детям помогают тряпичные человечки – фигурята: «Квадратенок», «Кругленок» «Треугольничек» (звучащие подушечки круглой, квадратной и треугольной формы). Они помогают, например игрушкам спрятаться в деревянные домики разного цвета, одинаковой величины, в комнаты разного цвета разместить такого же цвета игрушки.
С «фигурятами», «кругленком», «квадратенком», «треугольничком» дети играют увлеченно и охотно.
Слайд 9 -10 Величина
Знакомство детей с величиной происходит в сравнении трех объектов, существенно различающихся по величине (матрешка «большая», «поменьше», «маленькая». По определению высоты использую дидактическую игру: «Сказочные деревья» ( разной высоты, с листьями и яблоками), дидактические игры с куклой «Катя проснулась», «Катя обедает», «Новая кукла», словесные игры «Что за предмет?», «Разноцветный сундучок» и другие.
Таким образом: дидактические игры по сенсорному воспитанию детей представляют собой определенную усложняющую систему.
Следуя этой системе, учитывая уровень развития детей и их интересы, я могу быть уверенной в том, что дети будут безошибочно ориентироваться в окружающем мире, у них сформируются психические качества: внимание, память, наблюдательность, сообразительность, и всё это будет доставлять им эмоциональную радость.
Слайд 11
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Наблюдая и играя вместе с детьми, я вижу как дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.
В качестве критериев оценки результатов игры выступают:
а) выполнение условий проведения игры;
б) соблюдение основных требований, предъявляемых к игре;
в) степень решения поставленных задач;
г) уровень достижения поставленной цели.
Игра — средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших качествах. Нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре.
А.М.Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего, и легче всего в игре, игрой".