Статья «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»
статья

Финансовая грамотность детей — основа успешного будущего. Понимание как тратить и копить с умом позволит избежать многих ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_finansovaya_gramotnost.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

 «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

Что такое финансовая грамотность? 

Финансовая грамотность — это умение планировать свой бюджет, грамотно распоряжаться личными средствами. Это и понимание, какой кредит вы осилите, а какая сумма будет не подъемной. Это то, как лучше вложить накопления, чтобы обеспечить себе достойную старость.

Зачем обучать детей финансовой грамотности?

Финансовая грамотность детей — основа успешного будущего. Понимание как тратить и копить с умом позволит избежать многих ошибок.

Расскажите сыну или дочери о том, что деньги не берутся из воздуха, их нужно заработать. Что если откладывать небольшие суммы, то можно скопить на ценную вещь. Не забывайте и о финансовой безопасности, приучите школьника всегда проверять сдачу и рассказывать посторонним о своих сбережениях.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А

грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования

финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие

возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они

вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в

дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это

может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей

серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.

У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут»

или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание

подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети

не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.

Возраст с 5 до 7 лет это как раз тот возраст, когда пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей. Обучение финансовой грамотности эффективнее всего проходит в форме живой игры, активного взаимодействия детей с окружающей средой и друг с другом,

Обучение, осуществляемое с помощью дидактической игры, естественно для дошкольника. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Финансовая жизнь ребёнка начинается с первыми карманными деньгами.

Финансовые игры для детей от пяти лет дадут представление о деньгах, о том, зачем они нужны и откуда берутся. Как можно приумножить свои сбережения, какие опасности при этом подстерегают. Ребенок перестанет чувствовать себя сторонним наблюдателям при походах в магазин. Да и клянчить вкусняшки и игрушки будет в разы меньше.

В чем плюсы:

Дошкольник освоит основные арифметические действия (сложение, вычитание);

В игровой форме запомнит, как выглядят купюры и монеты разного достоинства;

Научиться элементарным навыкам планирования расходов;

Меняйтесь ролями с ребенком. Позволяйте ему выбирать товары для магазина и устанавливать цены на них.

Книги о финансах для детей

Иногда и нам самим сложно разобраться с вопросами создания финансовой подушки или принципами инвестирования. Книги по финансовой грамотности детей простыми словами объясняют сложные вещи. Они будут полезны и вам.

Евгения Блискавка «Дети и деньги», издательство: «Манн, Иванов и Фербер», 2014. Книга в игровой форме расскажет ребенку историю появления денег. О том, зачем они нужны, как ими правильно управлять и приумножать.

Наталья Смирнова «Финансовая грамотность для детей и подростков», FinAssist, 2012 г. Из первой части книги ваш ребенок узнает о том, что такое деньги. Ему станут понятны основные расходы и способы получения дохода. Затронуты и такие темы как накопить, стоит ли брать в долг. Вторая часть подробно рассказывает о взаимоотношениях банка и клиента.

Алексей Горяев, Валерий Чумаченко «Финансовая грамота», издательство CitiFoundation, «Российская Экономическая Школа, 2009. Книга поможет разобраться с типами финансовых активов, типами инвестирования.

Будет не лишним рассказывать деткам о деньгах, доходах и расходах с пятилетнего возраста. Сначала лучше научить его отличать одну купюру от другой, разменивать их. Не помешает рассказать малышу о том, куда вы тратите зарплату. Так ему будет легче понять, почему вы не согласны покупать ему игрушки каждый день.

Вот некоторые игры, которые научат ребёнка различать деньги по номиналу и покупать товары в магазине.

Игра 1. «Размен»

В магазине дети видят, как вы достаёте деньги из кошелька. А смогут ли они сами набрать нужную сумму? Первая игра научит ребёнка различать монеты, разменивать купюры и собирать одну и ту же сумму разными способами.

Как играть

У вас наверняка накопилось много мелочи. Высыпьте её на стол и расскажите ребёнку, какие бывают монетки. Дайте их рассмотреть, сравнить размер, вес, цвет, толщину. 

То же самое проделайте с купюрами. 

Объясните, что деньги — это конструктор. Мы собираем из них сумму, которую отдаём в магазине за покупки. Покажите ребёнку, как это работает: например, соберите 10 рублей из монет несколькими разными способами (из монет по 1 рублю, по 2 рубля, по 5 рублей и т.д. — комбинации могут быть разными). 

А теперь предложите ребёнку «разменять» ваши деньги. Пусть разменяет вам монетами 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей. 

Результат

Эта игра научит ребёнка различать и считать деньги. Хотите сделать процесс более захватывающим? Предложите ребёнку собрать разные комбинации одной суммы денег на скорость. 

Игра 2. «Магазин» 

Теперь ребёнок знает, что любую сумму можно сложить из разных денег. Что делать с этими деньгами? Правильно — ходить в магазин и платить за покупки. 

Порепетируйте поход в магазин дома. 

Как играть

Как в детстве, только вместо листиков возьмите настоящие монеты и мелкие купюры. 

Разложите на столе «товары»: игрушки, продукты из холодильника. К каждому товару прикрепите ценник. Договоритесь, кто будет «продавцом», а кто — «покупателем». 

Если «покупатель» — ребёнок, то он должен будет собрать нужную сумму из купюр и монет и отдать вам в обмен на товар. Если сумма вышла больше — пусть дождётся сдачи. Затем поменяйтесь ролями. Теперь задача ребёнка-«продавца» проверить, правильно ли вы дали ему деньги. И если нужно, вернуть сдачу. 

Результат

Эта игра учит ребёнка основному принципу товарно-денежных отношений: чтобы приобрести какую-то вещь, нужно за неё заплатить. Продавец получит эти деньги и использует их для развития своего бизнеса  купит новые товары или улучшит те, что продаёт сейчас. 

Игра 3. «Квест в супермаркете» 

Предыдущие игры научили ребёнка различать деньги по номиналу и платить за покупки. Пора проверить знания на практике. 

Как играть 

Предложите ребёнку пойти в магазин. Объясните, что в этот раз он будет за главного: ему нужно будет проследить, купили ли вы все запланированные товары, и хватило ли на них денег. 

1. Вместе с ребёнком составьте список покупок и приготовьте сумму, которую планируете потратить в магазине. 

Совет: пусть список покупок не будет длинным (максимум три-четыре товара), а сумма денег — не очень большой, чтобы ребёнку было проще в ней ориентироваться (двести-триста рублей). 

2. Вместе с ребёнком пройдитесь по магазину. Его задача  собрать все товары из списка и уложиться в запланированную сумму. Обратите внимание ребёнка на то, что товары из одной категории (например, молоко) могут стоить по-разному. Цена зависит от имени производителя и от объёма товара. 

3. К концу похода по магазину предложите ребёнку купить дорогой товар не из списка — например, коробку со сладостями. Если ребёнок согласится, спросите: а хватит ли у него денег? Денег на всё, разумеется, не хватит. Тогда предложите ему варианты: либо вы отказываетесь от покупки товаров из списка и покупаете коробку сладостей, либо откладываете сладости на потом и идёте на кассу только с теми покупками, которые запланировали заранее. 

Пусть выбирает ребёнок. 

Результат

В конце этой игры он научится сразу нескольким вещам: 

Во-первых, узнает, что перед походом в магазин нужно составлять список покупок. Так проще не нахватать в корзинку лишнего и не растратить все деньги. 

Во-вторых, узнает, что одни и те же товары могут стоить по-разному. И необязательно самый дорогой товар  самый лучший. 

В-третьих, он узнает, что все покупки делятся на желаемые и необходимые. Коробка сладостей — это желаемая трата. Конфеты — дело вкусное, но если дома ждут молоко и подсолнечное масло, а денег с собой немного — можно обойтись и без конфет. То есть в этом случае коробка сладостей  это желаемая покупка, а молоко и подсолнечное масло — необходимые. 

Четвёртый урок ждёт его на кассе. Ребёнку предстоит заплатить за покупки и проверить сдачу, которую даст ему кассир. Предложите ребёнку оставить сдачу себе. Он может потратить её на игрушку или что-то вкусненькое, а может положить в копилку. Обсуждайте, что один и тот же товар может стоить по-разному, только из-за более яркой упаковки или разрекламированного бренда.

 «Денежный поток»

Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного

управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой

жизни.

«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда

один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам

необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и

продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих

полях.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета:

зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры

дошкольников; воспитывать уважение

к людям труда.

Груша-Яблоко

Игра, объясняющая важность планирования. Предложите ребенку нарисовать яблоко, а потом на оборотной стороне листа грушу. Когда все будет готово. Попросите его вырезать вам и яблоко, и грушу. Скорей всего сделать это он не сможет. Объясните ребенку, необходимость планирования. Если нужно два рисунка их располагают на бумаге рядом. Что покупки планируются исходя из семейного бюджета.

Игра Благотворительность

Заведите семейную традицию часть дохода тратить на благотворительность. Вы можете жертвовать небольшие суммы детским домам или центрам реабилитации. Важно, чтобы подросток выделял на благотворительность небольшой процент своих карманных денег. Игра научить делиться, проявлять сострадание.

Мини-банк

Игра поможет объяснить ребенку, что сначала зарабатывают, а потом тратят. Определитесь с небольшой семейной покупкой, на которую все будут ежедневно откладывать мелочь. Например, новая настольная игра. Назначьте сына или дочь банкиром, который следит за поступлениями и ведет подсчет средств. Как и банк, ребенок получит процент от суммы (5%).

Список используемой литературы:

1. Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»

2. Смолнцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в

экономику» Учебно-методическое пособие.

3. А.Д. Шатова «Дошкольник и... экономика»

4. Черкай.С. «Обучаем детей финансовой грамотности»

5. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они выраста...

Консультация для родителей «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможнос...

Консультация Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников

Консультация Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников...

Консультация для родителей «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах.А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможнос...