Игра-школа нравственного поведения.
статья
Родителям о развитии нравственного человека в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация. «Игра–школа нравственного поведения».
Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры – дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые. В сюжетно – ролевой игре дети изображают всё, что видят, быт и труд людей.
В игре дети удовлетворяют стремление стать участниками жизни взрослых и с увлечением воспитывают дочек (как это делает мама), лечит их (как врач), учат в школе (как учительница) и т.д. Взятая роль захватывает ребёнка, воздействует на его ум и чувства: мама добрая и заботливая, врач внимателен и чуток, командир справедлив и строг, продавец вежлив и приветлив, моряк храбр и отважен.
Игра – важное воспитание моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникает в них чувствами и делами, проходит своеобразную школу межчеловеческих отношений, усваивает моральные нормы нашего общества.
Чтобы руководить детской игрой требуется определить меру вмешательства в игру, видеть, как строятся отношения в игровых ситуациях: доброжелательны ли они? Проявляют товарищество, вежливость? Умеют ли поддерживать общий смысл замысел? Как разрешают спорные случаи?
Недопустимо, чтобы дети играли в игры с отрицательным содержанием вызывающие у них жадность, эгоизм, аморальные поступки. Прежде всего надо переключить игру, придав ей положительное содержание, а если не получилось, то нужно прекратить игру, разъяснить, почему она плохая и её не следует продолжать.
Руководство играми различное. Чем меньше ребёнок, тем активнее роль взрослого. Ведь малыш не умеет самостоятельно играть, у него мал жизненный опыт, не всегда он знает способы обращение с игрушкой.
Значит, ему надо подсказывать, во что и как играть, принять участие в игре.
Вовлекая малыша в игру, полезно показать, как пользоваться игрушкой, как с ней играть. Например; мяч можно катать, бросать, ловить, прокатывать, ударять о землю. Сколько интересных игр можно затеять.
Руководство игрой маленького ребёнка начинается с обучения его действиям с игрушками, с их обыгрывания, а затем в проигрывании несложных сюжетов: мама кормит дочку, укладывает спать, гуляет с ней.
При этом можно сказать: «Мама добрая, заботливая, ласковая» - и этим самым побудить малыша к соответствующим проявлениям чувств и действий.
Сколько поводов находится для того, чтобы вызвать у ребёнка желание поиграть со сверстниками. Например, сказать: «Помоги этому симпатичному мальчику построить песочный дом», «Поиграйте вместе в мяч» и т.д. Руководство взрослого направлено на то, чтобы дети играли дружно не ссорились.
Вы с ребёнком утором выходит из дома. Привлекайте его внимание к трудовой жизни города: дворник подметает двор, наводя чистоту и порядок, работники транспорта везут людей в разные концы города, в детском саду повар, воспитатель ждут своих ребятишек и готовы к началу трудового дня. Подчеркните: что труд каждого важен и нужен для других, от этого зависит благосостояние людей.
Все впечатления не могут не задеть детские чувства и сознание, и поэтому ребёнок не пременно попытается отразить их в своих играх.
Усвоение норм нравственности содействует правила, которые необходимо соблюдать в организации и процессе игровой деятельности. Старший дошкольник должен знать, что играть в шумные игры, когда взрослые отдыхают или заняты своими делами, не полагается играть. В это время лучше играть в тихие игры. Надо объяснить ребёнку в какие игры можно играть дома, а в какие на прогулке. Игры с мячом, в классики, в прятки уместны на прогулке, а не в помещении. Однако и на улице, затевая подвижную, шумную игру, следует учитывать, не причинишь ли ты неудобство окружающим.
Поскольку культура игровой деятельности во многом зависит от условий, в которых развёртывается игра, у ребёнка дома должен быть специальный уголок. Обычно это самое удобное и хорошо освещённое и удалённое от отопительных приборов место.
Если ребёнок знает, где можно взять игрушку и куда её положить после игры, это приучает его к порядку и содействует формированию самостоятельности, бережного отношения к игрушке. И главное он играет там, где никому не мешает. Всё содержимое игрового хозяйства хранится в определённой системе. Крупные игрушки можно расположить на полу, на ковре. Игрушки – забавы, настольно – печатные, лото на полке или в шкафу.
Нужно требовать от ребёнка, чтобы он сам поддерживал порядок в игровом уголке.
Хранить игрушки в ящике не следует, так как они от этого
ломаются, теряют свой привлекательный вид, а главное ребёнка трудно приучать к порядку, к аккуратному и бережному обращению с ними.
Не допускайте, чтобы ребёнок играл с поломанными игрушками: это не может содействовать выработки аккуратности, бережности, правильному обращению с вещами вообще.
Следует присмотреться: всегда ли поломанная игрушка – результат любознательности? А может это свидетельство небрежного отношения?
Задача взрослых – предупредить поломку игрушки.
С этой целью надо её обыграть с ребёнком, показав, как ею пользоваться, рассказывать о ней, из чего сделана, почему движется, издаёт звук. А в отдельных случаях можно разобрать игрушку и этим самым удовлетворить детскую любознательность. Время от времени вместе с маленьким ребёнком стоит проверить нет ли поломанных игрушек. Пусть малыш видит, как взрослый бережно чинит игрушку, подклеивает коробку, книжку, пришивает собачке оторванную лапу.
Ни в коем случае нельзя выбрасывать в присутствии ребёнка старые игрушки: волей неволей мы будем воспитывать у него не бережливость, небрежное отношение к вещам.
В игре более чем где – либо требуется от ребёнка соблюдать правила. Того, кто нарушает их, дети с остротой подмечают и выражают своё суждение. Если не подчинится мнению большинства, то ему придётся выслушать много неприятных слов, а может быть и выйти из игры. Так ребёнок получает уроки справедливости, честности, правдивости, начинает понимать, что значит считаться с другими. Ребёнок приучается быть организованным, дисциплинированны, следовать нравственным нормам при условии, что его знакомят со следующими правилами:
а) Прежде чем начать игру, подумай, во что будешь играть и с кем, а также, что понадобиться для игры.
б) Уважай тех, кто играет рядом, не мешай им, не разрушай постройки, не отнимай игрушки.
в) Честно соблюдай правила игры.
г) Уважай общий замысел игры, умей подчиняться мнению большинства.
д) Если хочешь включиться в общую игру, спроси об этом у играющих.
е) В ходе игры умей ждать, уступать, делиться, оказывать помощь.
ё) Не ссорься! Если приходится отстаивать свои права, то делай это вежливо.
ж) Делись игрушками. Не набирай больше, чем тебе понадобится.
з) Не играй в шумные игры там, где играют или спят маленькие дети, занимаются или отдыхают взрослые.
и) Не забывай после игры убрать всё на место.
(По материалам пед.сайтов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра - школа нравственного поведения»
Цель: Показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопр...
Консультация для родителей "Игра- школа нравственного поведения".
Игра – важное воспитание моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникает в них чувствами и делами, проходит своеобразную школу ...
«Игра–школа нравственного поведения».
Консультация для родителей....
«Игра–школа нравственного поведения».
Консультация для родителей....
Консультация для родителей на тему: Игра - школа нравственного поведения
Консультация для родителей...
консультация для родителей "Игра-школа нравственного поведения"
Материал будет полезен родителям и педагогам...
Памятка для воспитателей "Игра - школа нравственного поведения"
Маленькие дети и старшие дошкольники играют по-разному, поэтому руководство их играми различно. Чем меньше ребенок, тем активнее роль Взрослого. Чем старше ребенок и совершеннее его игровая ...