Консультация для родителей " Учебная самостоятельность".
консультация (старшая группа)

Пыжьянова Светлана Викторовна

Кажется, что связь между самостоятельностью ребёнка в быту и учебной самостоятельностью самая прямая. Чем раньше он научиться обслуживать себя, устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, следовать определённым правилам, тем легче ему будет приспособиться к школьным требованиям. На деле это может оказаться не со всем так.  Иной дошкольник вполне самостоятелен и дома, и в детском саду. Сам одевается, раздевается, легко заводит дружбу с незнакомыми  детьми на детской площадке, или на даче, помогает маме по дому, разбирается в папиных инструментах, может даже один сходить в магазин…

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Учебная самостоятельность»

Кажется, что связь между самостоятельностью ребёнка в быту и учебной самостоятельностью самая прямая. Чем раньше он научиться обслуживать себя, устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, следовать определённым правилам, тем легче ему будет приспособиться к школьным требованиям. На деле это может оказаться не со всем так.  Иной дошкольник вполне самостоятелен и дома, и в детском саду. Сам одевается, раздевается, легко заводит дружбу с незнакомыми  детьми на детской площадке, или на даче, помогает маме по дому, разбирается в папиных инструментах, может даже один сходить в магазин…

А в школе? Неожиданно для себя вы слышите от учителя, что ваш первоклассник пассивен, на уроке его приходится постоянно побуждать к работе, он не может сам записать домашнее задание…

Такое расхождение связано с тем, что самостоятельность житейская и самостоятельность учебная – понятие далеко не совпадающая.  Что же такое учебная самостоятельность.  Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные задачи и решать их вне опоры.  То есть на первый план выходят такие особенности ребёнка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого – в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой.

О чём стоит задуматься? – Не слишком ли часто мы даем ребёнку понять: ты мал, ты глуп, не умеешь того, не знаешь этого. Не слишком ли часто оговариваем его « Не лезь в разговоры взрослых, это не твоего ума дело».

- Не пытаемся ли мы контролировать каждый шаг растущего ребёнка, к чему может привести этот тотальный контроль? Ребёнок постепенно перестаёт отвечать за свои поступки; если что то не получается, перекладывает свою на взрослого – мама не напомнила, бабушка не уследила… Может стоит спросить своего первоклассника: Ты пришёл из школы . Что будешь делать сначала , что  потом? У тебя завтра диктант по русскому. Что нужно повторить в первую очередь? Как будешь себя проверять? Не ждите, что ребёнок сразу предложить конструктивный  ход действий. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий.

- Некоторые педагоги предлагают своим ученикам памятки по выполнению различных видов занятий. Например, как выполнить упражнение по русскому языку, как выучить новое правило, как решать незнакомую задачу, как заучить новые слова… Если у вас нет готовых алгоритмов, попробуйте сами составить их вместе с ребёнком. Предложите ему записать  порядок действий, с помощью рисунков, схем, а затем повесьте этот лист над его рабочим столом.

- Очень важно воспитывать у ребёнка самоконтроля в учебной деятельности; как проверять правильность математических действий, как сверить по словарю написание отдельного слова, как узнать, хорошо ли запомнил содержание учебного параграфа. Схемы самопроверки тоже полезно иметь всегда под рукой – и дома, и на уроке.

 

Хвалите своего школьника за любую инициативу, проявленную при выполнение учебных заданий: решил задачу необычным способом, сам нашел дополнительный материал при подготовке к уроку, открыл новый способ запоминания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей"

Самостоятельность у детей вырастает из медленно накапливающихся простейших привычек вести себя самостоятельно с самого детства. Поэтому развитию активности и инициативы ребенка, выработке у него привы...

Консультация для родителей: «воспитание самостоятельности в самообслуживании через художественные произведения».

В формировании у детей навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения. В данной публикации мною предложены примеры некоторых ст...

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей»

Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий ...

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей»

Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Формирование самостоятельности детей 4-5 лет"

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем бол...

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности для детей"

Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаим...