Рабочая программа
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Старополтавского района Волгоградской области
Рассмотрено и принято Утверждаю:
На педагогическом совете №1 Заведующий МКДОУ
«09»сентября 2019г детский сад «Солнышко»
Протокол педсовета №1 _________Герасимено О.Н
От «09»сентября 2019г Приказ №
«09» сентября_2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
образовательной деятельности в подготовительной группе «Гномики»
на 2019 – 2020 учебный год
Составила:
воспитатель
Акманова Гюзель Исмаиловна
Старая Полтавка
СОДЕРЖАНИЕ рабочей программы
Разделы | Содержание разделов | Страница |
Целевой | Пояснительная записка | 3-11 |
Планируемые результаты освоения РП | 11-14 | |
Содержательный | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях | 14-23 |
Описание вариативных форм, способов, методов средств реализации программы РП | 23-36 | |
Организационный | Описание материально- технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 37-42 |
Режим дня | 41-43 | |
Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий | 44-52 | |
Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды | 52-54 |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год (далее - Рабочая программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Солнышко» с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под общей редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, В. Солнцевой и предусмотрена для организации образовательной деятельности детьми в возрасте от 6 до 7 лет.
Цель Рабочей программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Приоритетные задачи реализации Рабочей программы:
•охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
•обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
•обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
•объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
•формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
•обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей;
•формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
•обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программные задачи по образовательным областям
Социально – коммуникативное развитие
Дошкольник входит в мир социальных отношений
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
2. Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах.
3. Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми.
4. Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.
5. Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.
6. Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, к родному городу, стране.
Развиваем ценностное отношение к труду
Задачи образовательной деятельности
1. Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий.
2. Формировать первоосновы экономического образа мышления, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности ресурсов (продукты питания, вода, электричество и пр.) в современном мире.
3. Развивать интерес и самостоятельность детей в разных видах доступного труда, умение включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение трудовых поручений, ручной труд и пр.
4. Обеспечивать освоение умений сотрудничества в совместном труде, элементарного планирования, взаимодействия с партнерами, оценки результатов труда.
5. Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Задачи образовательной деятельности
1. Продолжать формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
2. Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе.
Познавательное развитие
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно- исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.
2. Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.
3. Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
4. Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.
5. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.
6. Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства.
7. Развивать самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.
8. Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско- патриотические чувства.
9. Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.
10. Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.
11. Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Речевое развитие
Задачи образовательной деятельности
1. Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
2. Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
3. Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
4. Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
5. Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
6. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
7. Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
8. Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и
авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительное искусство Задачи образовательной деятельности
1. Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
2. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных, досуговой деятельности.
3. Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно- эстетичес-кие способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.
4. Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделия, проектной деятельности.
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
Задачи образовательной деятельности
1. Поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей.
2. Совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и изобразительно-выразительные умения.
3. Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.
Художественная литература
Задачи образовательной деятельности
1. Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства и литературной речи; способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
2. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме.
3. Совершенствовать умения художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста; развивать умения элементарно анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности и их значение), развивать литературную речь.
4. Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках.
5. Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений.
Музыка
Задачи образовательной деятельности
1. Обогащать слуховой опыт у детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.
2. Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.
3. Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.
4. Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
5. Развивать умения чистоты интонирования в пении.
6. Помогать осваивать навыки ритмического многоголосья посредством игрового музицирования.
7. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок.
8. Развивать умения сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.
Физическое развитие
Задачи образовательной деятельности
1. Развивать умение точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности.
2. Развивать и закреплять двигательные умения и знания правил в спортивных играх и спортивных упражнениях.
3. Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.
4. Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
5. Развивать физические качества (силу, гибкость, выносливость), особенно ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость, координацию движений.
6. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
7. Формировать представления о некоторых видах спорта, развивать интерес к физической культуре и спорту.
8. Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
9. Развивать самостоятельность в применении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления о гигиенической культуре.
Принципы и подходы к формированию Рабочей программы полностью соответствуют заявленным в Программе.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни
По данным Всемирной организации здравоохранения, средние антропометрические показатели к шести годам следующие: мальчики весят 20,9 кг при росте 115,5 см, вес девочек составляет 20,2 кг при росте 114,7 см. При этом главный показатель нормы - комфорт и хорошее самочувствие ребенка
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально – личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Движение детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление, движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки:
--вырабатывается эстетическое отношение к движениям;
--проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.
Старшие дошкольники приобщаются к нормам здорового образа жизни.
Гигиенические навыки становятся устойчивыми.
Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользуется носовым платком, быть опрятным и аккуратным, причёсываться.
Повышается осведомлённость детей о здоровьесберегающем поведении. (правила безопасности и т.д)
Начинает складываться личность с её основными компонентами.
Дети 6-7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. У детей развивается способность к соподчинению мотива поступков, к определённой произвольной регуляции своих действий.
В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления (дети могут сдерживаться, если это необходимо).
Развивается способность к соподчинению мотивов свидетельствует о формирующейся социальной направленности поведения старших дошкольников.
Предметная деятельность утрачивает для них особое значение. Формируется устойчивая самооценка.
Общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно – личностную форму.
Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений.
Дети интересуются особенностями прошлого и будущего, жизнью разных народов, живот-ными и растительным миром разных стран.
На 7 м году жизни происходит развитие взаимоотношений детей со сверстниками.
Дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями и т. д.
В старшем дошкольном возрасте расширяется игровой опыт.
- Планируемые результаты освоения Рабочей программы
Планируемые результаты освоения Рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров - возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения Рабочей программы. Они отражают согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства и представляют собой возрастной портрет ребёнка, который не применяется непосредственно к каждому ребёнку.
Возрастной портрет ребёнка к концу подготовительной группы:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познава-тельно- исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и порадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в игре;
- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;
- он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять им;
- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- проявляет любознательность задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Освоение Рабочей программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией детей. При её реализации педагогическими работниками проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.
Особенности проведения педагогической диагностики
Педагогическая диагностика в подготовительной группе проводится 2 раза в год, в начале года в сентябре с 04. 09. 2019г по 14.09. 2019г. и в конце года в мае с 15.05.2020г по 30.05.2020г.
Педагогическая диагностика направлена на:
- изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности;
- оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности;
- понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.
- деятельностных умений ребенка;
- интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
- личностных особенностей ребенка;
- поведенческих проявлений ребенка;
- взаимодействия ребенка со сверстниками;
- особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
Основными диагностическими методами являются:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Основными формами педагогической диагностики являются:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблем ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые педагог использует для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Содержание образовательной деятельности с детьми 6-7 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи образовательной деятельности по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Дошкольник входит в мир социальных отношений
Содержание образовательной деятельности
Эмоции. Различение и называние широкого круга эмоций (радость, грусть, любовь, удивление, страх, нежность, печаль, злость, восхищение). Представление о богатстве эмоционального мира человека, средствах внешнего выражения эмоций (мимика, пантомимика, интонации голоса, движения, позы). Понимание созвучности эмоциональных переживаний с природой, музыкой, поэзией. Разнообразие форм и способов проявления эмоциональной отзывчивости и сопереживания. Отражение эмоций в театрализованной деятельности, в рисовании, играх.
Взаимоотношения и сотрудничество. Мы самые старшие в детском саду.
Представления о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях (доброта, справедливость, ответственность, уважение, честность, чувство собственного достоинства). Оценка поступков с позиции норм и правил. Жизнь человека как ценность.
Представления о дружбе, о качествах и поступках настоящих друзей. Развитие у детей чувства единой семьи в детском саду, интереса к сверстнику, желания лучше узнать личностные особенности друг друга. Освоение при поддержке воспитателя организационных умений: определять общий замысел, планировать работу, уметь договориться о распределении обязанностей в небольшой подгруппе, распределять роли, материалы, согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения («Играли дружно, и получился красивый дворец»). Умение использовать разные способы и приемы справедливого распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, предварительная договоренность). Готовность помогать тому, кому трудно, поделиться своими знаниями и умениями, научить, проявлять справедливость.
Приучение самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очередность, проявлять терпение, не вступать в ссоры, не перекладывать свою работу на других детей, проявлять настойчивость.
Представление о том, что шестилетки — самые старшие среди детей в детском саду, они показывают другим хороший пример, заботятся о малышах, помогают взрослым, готовятся к школе.
Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками.
Дальнейшее освоение правил культуры общения со взрослыми и детьми (сверстники и малыши), норм этикета (культура поведения за столом, поведение в гостях, культурные нормы разговора и пр.). Правила поведения в общественных местах, правила уличного движения. Представления, конкретные формы проявления уважения к старшим, заботливого отношения к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями.
Семья. Активное проявление добрых чувств по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Представления о семейных и родственных отношениях, некоторые сведения о родословной семьи. Досуг семьи, взаимные чувства, правила общения в семье, семейный бюджет, значимые и памятные события. Гордость своей семьей, умение выразить близким свою любовь, внимание, готовность помочь. Интерес детей к школьным годам родителей, желание общаться в семье на школьную тему. Знание стихов, песен о школе, школьниках.
Школа. Представления о школе, школьниках, учителе; стремление к школьному обучению, к познанию, освоению чтения, письма. Расширение представлений детей о роли школы в жизни людей, о том, что школа открывает человеку окно в удивительный мир знаний, что люди разных профессий (врачи, писатели, создатели космических кораблей и пр.) учились в школе.
Развиваем ценностное отношение к труду
Труд взрослых и рукотворный мир. Знания о многообразии профессий в современном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат.
Представления о личностных качествах представителей разных профессий (пожарные, военные — люди смелые и отважные, они должны быстро принимать решения, от которых часто зависит жизнь людей).
Постепенно вводить детей в мир экономических отношений, совместно с родителями формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей семьи. Представление о деньгах, реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. Культура потребления: бережное отношение к воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.
Самообслуживание и детский труд. Расширение круга обязанностей детей в самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде (привычное самостоятельное и аккуратное выполнение культурно-гигиенических навыков, освоение приемов чистки одежды и обуви; участие в наведении порядка в группе и на участке детского сада, помощь родителям в уборке квартиры и мытье чайной посуды и пр.). Развитие ответственности за выполнение трудовых поручений.
Развитие взаимодействия со сверстниками в процессе самостоятельного выполнения обязанностей дежурных по столовой, уголку природы, подготовке к занятиям. Освоение способов распределения коллективной работы, планирования деятельности, распределения обязанностей по способу общего и совместного труда. Под контролем взрослого освоение обращения с инструментами (иглами, ножницами, пилами, ножами и пр.) и бытовой техникой (пылесос, миксер). В ручном труде и конструировании при поддержке взрослого самостоятельная постановка цели, планирование замысла, осуществление процесса труда, оценка результата, бережное обращение с инструментами, соблюдение порядка на рабочем месте. Развитие инициативы и творчества в ручном труде.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Обогащение и закрепление правил и способов безопасного поведения в быту, в природе, на улице, в городе, в общении с незнакомыми людьми. Освоение правил безопасного обращения с электроприборами. Представления о приемах элементарной первой помощи при травмах, ушибах, признаках недомогания. Правила обращения за помощью в опасных ситуациях, номера телефона вызова экстренной помощи (скорая медицинская помощь, пожарные, полиция). Соблюдение правила безопасной организации индивидуальной и совместной деятельности, подвижных игр, спортивных развлечений.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие сенсорной культуры
Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов; 5—7 дополнительных тонов цвета, оттенков цвета, освоение умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка.
Различение и называние геометрических фигур (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб и др.), выделение структуры плоских и объемных геометрических фигур. Освоение классификации фигур по внешним структурным признакам (треугольные, пятиугольные и т. п.). Понимание взаимосвязи (с помощью воспитателя) между плоскими и объемными геометрическими фигурами.
Сравнение нескольких предметов по 4—6 основаниям с выделением сходства и отличия. Понимание особенностей свойств материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла), осознанный выбор их для продуктивной деятельности.
Формирование первичных представлений о себе, других людях
Люди (взрослые и дети). Понимание разнообразия социальных и профессиональных ролей людей. Освоение правил и норм общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях.
Понимание ожиданий взрослых относительно детей — их поведения, знаний, действий, личных качеств, обучения в школе.
Освоение общечеловеческих норм поведения — везде дети уважают старших, любят своих родителей, опекают малышей, оберегают все живое, защищают слабых. Освоение представлений ребенка о себе — своих имени, отчестве, фамилии, национальности, возрасте, дате рождения, адресе проживания.
Освоение представлений о своей семье: имя, отчество, профессии родителей и ближайших родственников, памятные события, традиции семьи. Овладение представлениями об особенностях своего организма, которые необходимо учитывать в повседневной жизни.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
многообразии стран и народов мира
Освоение представлений о родном городе — его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях. Понимание назначения общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладение представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
Освоение представлений о родной стране — ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы. Проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России. Освоение стихотворений, песен, традиций разных народов России, народных промыслов. Проявление желания участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях страны и города.
Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира — элементарных представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях. Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев народов мира. Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Ребенок открывает мир природы
Наблюдение как способ познания многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон), выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Представления о небесных телах и светилах.
Самостоятельное (индивидуальное и в коллективе со сверстниками) экспериментирование по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода и т. п.) с использованием разных способов проверки предположений, формулирование результатов.
Сравнение объектов и явлений природы по множеству признаков сходства и отличия, их классификация.
Выявление благоприятного и неблагоприятного состояния растений (завял, пожелтел и т. п.), подбор соответствующих способов помощи.
Развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата).
Установление цикличности сезонных изменений в природе (цикл года как последовательная смена времен года).
Представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признаков живого. Последовательность стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах.
Обобщение представлений о живой природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют).
Накопление представлений о городе как сообществе растений, животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Понимание, что Земля — общий дом для всех растений, животных, людей.
Освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), о природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники).
Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).
Высказывание предположений о причинах природных явлений, рассуждения о красоте природы, обмен догадки о значении природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические темы.
Осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности.
Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем
Освоение умения характеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственно-временной точек зрения, замечать сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные обозначения, как общепринятые, так и предложенные детьми.
Проявление особого интереса к цифрам как знакам чисел, к их написанию, использованию в разных видах практической деятельности. Освоение состава чисел в пределах первого десятка.
Освоение умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Проявление умений практически устанавливать связи и зависимости, простые закономерности преобразования, изменения (в т. ч. причинно-следственные в рядах и столбцах); решение логических задач.
Проявление умения предвидеть конечный результат предполагаемых изменений и выражать последовательность действий в виде алгоритма.
Образовательная область «Речевое развитие»
Владение речью как средством общения и культуры
Освоение умений коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий (организовать работу группы, распределить обязанности, согласовать действия, регулировать активность друг друга, дать отчет о выполненном поручении). Использование вариативных этикетных формул эмоционального взаимодействия с людьми: в ситуациях приветствия («Как я рад тебя видеть!», «Как я по вам соскучился!», «Как хорошо, что мы встретились!»), в ситуациях прощания («С нетерпением жду нашей следующей встречи», «Как жаль расставаться с тобой!», «До новых и радостных встреч!», «Надеюсь на новую встречу», «Всего хорошего, удачи тебе!»).
Использование правил этикета в новых ситуациях: кто здоровается первым при встрече со взрослыми, когда следует подавать руку, что означает рукопожатие, кто первым подает руку; почему следует вставать при приветствии; почему нельзя держать руки в карманах, здороваться и прощаться через порог или другое препятствие.
Умение представить своего друга родителям, товарищам по игре: кого представляют первым — девочку или мальчика, мужчину или женщину; познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; умение делать комплименты другим и принимать их; использовать формулы речевого этикета в процессе спора.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Освоение умений пересказа литературных произведений по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц. Понимание и запоминание авторских средств выразительности, использование их при пересказе, в собственной речи, умение замечать в рассказах сверстников.
Умение в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности.
Составление повествовательных рассказов по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования.
Составление рассказов-контаминаций (сочетание описания и повествования; описания и рассуждения). Различение литературных жанров: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение. Соблюдение в повествовании основных характерных особенностей жанра сказки, рассказа, загадки, стихотворения.
Самостоятельное использование в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительной речи, речи-доказательства, речевого планирования.
Умение образовывать сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина). Самостоятельное использование в речи разных типов предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания. Развитие речевого творчества. Освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, сказки, загадки; придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам, с использованием приемов ТРИЗа. В творческих рассказах использование личного и литературного опыта, индивидуальных интересов и способностей. Умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправлять их. Обогащение активного словаря. Освоение умений:
— подбирать точные слова для выражения мысли;
— выполнять операцию классификации
— деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков:
посуда — кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная; транспорт — пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.; — находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры; использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Автоматизация и дифференциация сложных для произношения звуков в речи; коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный — согласный, согласный твердый — согласный мягкий), составление схемы слова, выделение ударного гласного звука в слове. Освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов. Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Представления о некоторых особенностях литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, загадка; проявление интереса к текстам познавательного содержания.
Перспективное и календарное планирование образовательной деятельности в подготовительной группе осуществляется в полном соответствии с УМК программы «Детство».
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре старших дошкольников появляются новые темы: Магазин «Пятёрочка», «Поликлиника», Кафе «Солнышко», «Автомастерская», «Салон красоты». Школьная позиция получает отражение в играх на школьную тему.
Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной и др. Для детей становится важен не только процесс игры, но и такой результат, как придуманный новый игровой сюжет, созданная игровая обстановка, возможность презентации продуктов своей деятельности (игрушек-самоделок, деталей костюмов и пр.).
В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего достигаются взаимопонимание и взаимная симпатия. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр.
Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «Я».
Более активно появляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Воспитателю необходимо помогать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.
Необходимо постоянно поддерживать в детях ощущение взросления, растущих возможностей, вызывать стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности, вселять уверенность в своих силах. Одновременно важно развивать чувство ответственности за свои действия и поступки. В образовательном процессе формируются такие предпосылки учебной деятельности, как умение действовать по правилу, замыслу, образцу, ориентироваться на способ действия, контрольно-оценочные умения.
Воспитатели подготовительной группы решают задачи становления основных компонентов школьной готовности: развития стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициативы, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и творчества, социально- ценностных ориентаций, укрепления здоровья будущих школьников.
Следует особо подчеркивать, какими умными, умелыми и самостоятельными становятся дети, как успешно и настойчиво они готовятся к школе, сравнивать их новые достижения с их прежними, недавними возможностями.
Важно каждый месяц обсуждать с детьми какую-либо тему, связанную с их интересами: «Семейные традиции», ПДД «Зелёный огонёк», «Профессии» и т. п. Нужно не только обсуждать эти темы, но и рисовать, записывать детские высказывания. Можно привлечь к такой работе родителей, сделать семейную газету. Вывешенные в группе материалы дети с интересом рассматривают, делятся впечатлениями.
Развиваются продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями, любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.
Предметом особого внимания воспитателя является познавательное развитие старших дошкольников, их познавательная активность. Дети используют разные способы познания: наблюдение и самонаблюдение, логические способы (сравнение, анализ, обобщение, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие открытия.
Детское экспериментирование важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата. Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, когда они могут не только осмотреть и ощупать эти объекты, но и преобразовать, изменить их с целью познания внутренних связей и отношений.
Эффективным средством развития познавательных интересов может стать создание мини-музея в группе. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Развитию познавательных интересов способствует использование метода проектов. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. В прошлом учебном году был разработан проект «Музей, как много в этом слове», а в этом году будем принимать участие в общесадиковском проекте «Путешествие по родному району». Воспитатель расширяет возможности познания родного села, края, страны. В группе есть герб села, в котором живут дети, герб и флаг России. Повесили карту и отметили место нахождения детского сада и те места, в которых дети побывали вместе с родителями, рядом детские рисунки.
Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в форме образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями и задачами физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития. Образовательная деятельность носит интегративный, проблемно-игровой характер, предполагает познавательное общение воспитателя и детей, самостоятельность детей и личностно-ориентированный подход педагога. Активно используются разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. На занятиях под руководством воспитателя дети усваивают обобщенные представления, элементарные понятия, простейшие закономерности, овладевают элементами учебной деятельности. Успешная и активная работа на занятиях подготавливает детей к будущему школьному обучению.
Во вторую половину дня проводятся досуги, кружки, организуются условия для разнообразных самостоятельных игр, продуктивной деятельности по выбору детей. Воспитатель также планирует время для знакомства детей с художественной литературой, обсуждения прочитанного, разговора о любимых книгах. Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В сетке НОД игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах — это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры- инсценировки, игры-этюды, а также организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр- драматизаций, которая осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух и как прослушивание аудиозаписи.
Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем ДОО в музыкальном зале.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой под руководством инструктора по физической культуре, требования к проведению занятий согласуются дошкольной организацией с положениями действующего СанПиН.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включает:
— наблюдения
— в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);
— индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
— создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения.
— трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);
— беседы и разговоры с детьми по их интересам;
— рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
— индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
— двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;
— работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья. Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает: — подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
— наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
— экспериментирование с объектами неживой природы;
— сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
— элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
— свободное общение воспитателя с детьми.
Культурные практики
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают участие. Воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. Дети приобретают опыт проявления заботливого, отношения к людям, принимают участие в важных делах («Огород на окне», «Мы украшаем группу к празднику» и пр.).
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию. Результатом работы в творческой мастерской может являться создание книг-самоделок.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг — система заданий игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи по играм В.В. Воскобовича, блокам Дьенеша, палочки Кюизенера.
Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. В детском саду организуются музыкальные и литературные досуги.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Рабочая программа реализует модель образовательного процесса с учётом следующих компонентов образовательной системы, которые в реальном педагогическом процессе находятся во взаимосвязи: образовательные области, сквозные механизмы развития детей, виды детской деятельности, формы организации детских видов деятельности.
Модель образовательного процесса в подготовительной группе
Образовательные области | Сквозные механизмы развития ребенка | Приоритетные виды детской деятельности | Примеры форм организации детских видов деятельности |
Физическое развитие | Игра, общение, познавательно- исследовательская деятельность | Двигательная, коммуникативная, | Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (в т.ч. народные), игровые упражнения, двигательные паузы, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале и др. |
Социально- коммуникативное развитие | Трудовая | Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, настольно-печатные, словесные,), конструктивно-строительные подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно- ролевые, театрализованные, режиссерские, музыкальные игры. Индивидуальные и подгрупповые поручения, дежурства, совместный (общий, коллективный) труд (в т.ч. в рамках практико-ориентированных проектов) и др. Беседы, коммуникативные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, разгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, совместные с взрослыми проекты и др. | |
Познавательное развитие | Конструирование | Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, познавательно- исследовательские проекты, дидактические, конструктивные игры и др. | |
Речевое развитие | Восприятие художественной литературы и фольклора | Восприятие художественной литературы и фольклора: Рассказы, беседы, пересказы, загадывание и разгадывание загадок, словесные и настольно- печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные (в т.ч. режиссерские) игры, речевые тренинги и др. Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и пр.) и др. | |
Художественно- эстетическое развитие | Изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора | Выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, рассказы и беседы об искусстве. Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале, организация детского оркестра и др. Обсуждение, разучивание и инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, детские спектакли. |
Детская инициативность и самостоятельность поддерживается педагогами и в процессе организации других видов деятельности (активности) - трудовой, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной, восприятии художественной литературы и фольклора и т.д.
Одной из основных образовательных задач Рабочей программы является индивидуализация образовательного процесса. В целях её обеспечения особое внимание в Рабочей программе уделяется:
- поддержке интересов ребенка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;
- ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, сред-ствами и формами их реализации; согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребенка;
- учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка.
Взаимодействие педагога с родителями детей подготовительной группы
Большое внимание в нашей группе уделяется работе с родителями
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
- Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях.
- Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.
- Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
- Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.
- Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.
Формы взаимодействия с родителями
В образовательной деятельности используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников: информационные, организационные, просветительские, участие родителей в образовательной деятельности и др.
Перспективный план взаимодействия с родителями
подготовительной группы на 2019 – 2020 учебный год
Мероприятие | Дата проведения |
1.Акция «Кросс наций» | Сентябрь |
2.Выставка фотограф «Счастливы вместе» | Сентябрь |
3.Анализ семьи. Социальный паспорт | Сентябрь |
4. Родительское собрание «У порога школы» | Сентябрь |
5..Праздник «День знаний» | Сентябрь |
1.Экскурсия в школу | Октябрь |
2.Папка - раскладушка «Безопасность в наших руках» | Октябрь |
3.Районный конкурс «Осени чудесные мгновения» | Октябрь |
4.Праздник «Осенние посиделки» | Октябрь |
5.Районный конкурс «Осенний этюд» | Октябрь |
6.Межрегиональный фестиваль «Дом под крышей голубой» | Октябрь |
7.Районный конкурс «Я рисую маму» | Октябрь |
8.Всероссийский конкурс « Новый дорожный знак глазами детей» | Октябрь |
1. Педагогический совет «Создание комфортной речевой среды для реализации задач образовательной области «Речевое развитие»» | Ноябрь |
2. Семейный праздник «День матери» | Ноябрь |
3. Открытый показ сказки к педсовету «Случай в лесу» | Ноябрь |
4. День правовой помощи детям (фото, анкетирование, папки передвижки) | Ноябрь |
| Октябрь |
1.Новогодний утренник | Декабрь |
2. Встреча Нового года | Декабрь |
3. .Акция «Поможем птицам зимой» (Изготовление кормушек | Декабрь |
4. Мастерская Деда Мороза. «Рукавичка Деда Мороза» | Декабрь |
5. Акция «Берегите птиц»(фото, зарисовка) | Декабрь |
6.Папка – передвижка «Осторожно , тонкий лед!» | Декабрь |
1.Круглый стол «Помним, чтим, гордимся» | Январь |
2.Конкурс «Мое педагогическое портфолио» | Январь |
3.Выставка детских рисунков «Мы мороза не боимся» | Январь |
1.Всероссийская акция «Сталинграду посвящается 200 минут чтения» | Февраль |
2.. День защитника Отечества | Февраль |
3.Конкурс детских рисунков «Помним, гордимся» | Февраль |
4.Экскурсия в детскую библиотеку | Февраль |
1. Международный Женский день Марта | Март |
2.Педагогический совет№3 «Формирование чувства патриотизма у дошкольника - основа воспитания гражданина» | Март |
3. Выставка поделок «Пасха» | Март |
4. День открытых дверей «Как мы в садике своем дружно, весело, живем» | Апрель |
2.Конкур чтецов «Весна Победы» | Апрель |
3.Районный проект «Мой край родной Поволжье» | Апрель |
4.Выставка «Этих дней не смолкнет слава» | Апрель |
1.Педагогический соет№4 «Итоги работы МКДОУ «Солнышко» за 2019- 2020уч.год» | Май |
2.Выпускной праздник | Май |
3.Возложение цветов к памятнику | Май |
4.Всероссийская акция «Читаем детям о войне» | Май |
5.Победный марафон | Май |
6.Акция «Георгиевская ленточка» | Май |
7.Урок мужества «Поклонимся великим тем годам» | Май |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения Рабочей программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Проектная мощность детского сада, используемая в образовательных целях:
Пространство | Оборудование | |
1.Групповая комната, отдельная спальная комната | Столы, столы трапеции, стулья, магнитная доска, «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», коврогроф, шкафы, кровати | |
2.Музыкальный зал | Музыкальные инструменты: пианино, синтезатор, телевизор, магнитофон, детские музыкальные инструменты, дидактические игры | |
З.Физкультурный зал | скамейки, маты, дорожки, канат, шведская стенка, велотренажер, дуги, кегли, мягкие кубы, доски для ходьбы, ленты, массажеры, мячи большие и маленькие, палки гимнастические, скакалки, обручи, мешочки с песком, туннель. | |
4.Кабинет педагога- психолога | Релаксирующий уголок, развивающие игрушки, настольные , дидактические игры, песочный стол. | |
5.Спортивная площадка | Гимнастические брёвна, ворота, спортивный городок, прыжковая яма | |
6.Игровая площадка на участке | Столы, скамейки, машины для игр, оборудование, изготовленное родителями: жираф, лебедь, цапля, бассейн. | |
7.Методический кабинет | Методические пособия, литература, игрушки |
Обеспеченность методическими материалами Рабочей программы соответствует УМК программы «Детство»: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева.
1.Авдеева Н.Н., Князева Н. Л., Стёркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2008.
2. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство – ПРЕСС», 2010.
3.Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем: Методическое пособие – конспект/ Худ. О.Р. Гофман. СПб.: Детство – ПРЕСС, 2011.
4. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область. Художественное творчество: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернёров. – Воронеж: ООО. Метода», 2013.
5.Бондаренко Т.М Комплексные занятия в подготовительной группе детского сад: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Ч.П. Лапоценип С.С., 2007.
6.Бондаренко Т.М Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Обраовательные области «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ООО. Метода», 2013.
7..Колесникова Е.В. Математика для детей 6 – 7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). -.: ТЦ Сфера, 2005.
8.Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2013.
9.Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие/ Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Л.Н. Невская/ Под редакцией Н.В. Дуровой. –М.: Школьная Пресса, 2004.
10.Парамонова Л.А. (руководитель авторского коллектива), Алиева Т.И., Рыжова Н.А., Рычагова Е.С., Тарунтаева Т.В.
11.Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. И дополн./ Под ред. О.С.Ушаковой. М.: Т Ц Сфера, 2012.
12.Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Перечень материалов и оборудования, необходимых для реализации Рабочей программы
Социально-коммуникативное развитие | |
Образные игрушки | Куклы разных размеров (мальчики, девочки, младенцы), Игрушки, обозначающие животных разных континентов (насекомых, птиц, рыб, зверей). Набор животных. Тематические наборы игрушек для режиссерских игр: «Магазин», «Парикмахерская», «Больница». |
Техника, транспорт | Наборы игрушек разного размера, изображающих различные виды транспорта: пассажирский, грузовой. Игрушки, обозначающие средства связи (телефон, компьютер). |
Бросовые материалы и предметы- заместители | Природный материал, веревки, пробки, пластмассовые флаконы, |
Ролевые атрибуты | Руль, бинокль, фотоаппарат, и др. Элементы костюмов одежды; набор инструментов парикмахера в чемоданчике, баночки из-под кремов, накидки пелерины для детей; набор медицинских принадлежностей доктора: вата, бинты, лекарства, градусники, мерные ложечки, ростомер, лекарства; комплект кухонной посуды для игры с куклой, коляска для куклы, кроватка для кукол
|
Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности | Настольный театр, шапочки, маски, театр бибабо |
Познавательное развитие | |
Дидактические пособия и игрушки | Наборы для коврографа, наборы для классификаций и совершенствования сенсорики (цвет, форма, размер, тактильные ощущения и пр.). Пазлы, мозаики, лото, домино. Настольно- печатные игры, в том числе краеведческого содержания, экологической направленности. Головоломки, интеллектуальные игры (шашки и др.). |
Игрушки и оборудование для экспериментирования | Салфетки, пластмассовые стаканы, цветная бумага, лупа, колбы, песок |
Строительные материалы и конструкторы | Разнообразные строительные наборы, конструкторы и др. |
Речевое развитие | |
Библиотека, аудиотека | Предметные и сюжетные картинки (Птицы, насекомые, домашние и дикие животные, профессии, деревья, цветы, времена года) Книги со сказками, рассказами, стихами с иллюстрациями разных художников. Аудиозаписи с произведениями художественной литературы и фольклора. |
Художественно – эстетическое развитие | |
Материалы и оборудование для художественно- продуктивной деятельности | Карандаши цветные (18-24 цвета), краски гуашь (8-12 цветов) и акварель, гелевые ручки, стаканчики для воды, подставки под кисти, мелки (пастельные, меловые, восковые), бумага (белая, цветная, тонированная, копировальная, калька), картон, ножницы для ручного труда, клей, клеевые кисти, пластилин (не менее 12 цветов), стеки, геометрические тела. Нетрадиционные материалы: природный материал, шерстяные нитки, пуговицы, ватные палочки, щетки, губки. Для развития эстетического восприятия: произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Трафареты. |
Расписание непрерывно- образовательной деятельности
в подготовительной группе (6-7 лет)
№ п/п | Вид деятельности | Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю | |
1. | Двигательная деятельность | 3 занятия физической культурой, одно из которых проводится на открытом воздухе | |
2. | Коммуникативная деятельность | ||
2.1 Вид деятельности Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовитель ная группа 1 Двигательная деятельность 3 занятия физической культурой 3 занятия физической культурой, одно из которых проводится на открытом воздухе 2. Коммуникативная деятельность 2.1 Развитие речи 1 образовательная ситуация, а также во всех образовательных ситуациях 2 образовательные ситуации, а также во всех образовательных ситуациях 2.2 Подготовка к обучению грамоте — 1 образовательная ситуация в 2 недели 3. Познавательно-исследовательская деятельность 3.1 Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирован ие. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения 1 образовательная ситуация в 2 недели 2 образовательные ситуации 3.2 Математическое и сенсорное развитие 1 образовательная ситуация 2 образовательные ситуации 4 Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование 2 образовательные ситуации 3 образовательные ситуации 5 Музыкальная деятельность 2 музыкальных занятия 6 Чтение художественной литературы 1 образовательная ситуация в 2 недели Всего в неделю 10 образовательных ситуаций и занятий 13 образовательны х ситуаций и 15 образовательных ситуаций и занятий | Развитие речи | 2 образовательные ситуации, а также во всех образовательных ситуациях | |
2.2 | Подготовка к обучению грамоте | 1 образовательная ситуация в 2 недели | |
3. | Познавательно-исследовательская деятельность | ||
3.1 | Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения | 2 образовательные ситуации | |
3.2 | Математическое и сенсорное развитие | 2 образовательные ситуации | |
4. | Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование | 3 образовательные ситуации | |
5. | Музыкальная деятельность | 2 музыкальных занятия | |
6. | Чтение художественной литературы | 1 образовательная ситуация в 2 недели | |
Всего в неделю | 15 образовательных ситуаций и занятий |
3.3. Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий
Программа предусматривает организацию культурно-досуговой деятельности детей, задачами которой являются:
- организация культурного отдыха детей, их эмоциональной разрядки;
- развитие детского творчества в различных видах деятельности и культурных практиках; - создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;
- обогащение личного опыта детей разнообразными впечатлениями, расширение их кругозора средствами интеграции содержания различных образовательных областей;
- формирование у детей представлений об активных формах культурного отдыха, воспитание потребности в их самостоятельной организации.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда группы построена в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей, обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, предоставляет возможности для общения и целенаправленной, разнообразной совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Насыщенность среды – это соответствие возрастным возможностям детей и содержанию программы. В группе имеются: игровой центр (игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых, режиссерских игр: наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера (человечки, игровое оборудование (мебель, посуда) литературный центр (сказки, рассказы, былины, иллюстрации и т. д.); центр речевого творчества (игры, оборудование для развития речи и подготовки к обучению грамоте); центр театра (различные вида театра, уголок ряжения и т. д.); центр экспериментирования (предметы и оборудование для проведения экспериментирования и элементарных опытов); центр природы (растения, предметы для ухода за растениями, календарь погоды, наблюдений, картинки с изображениями природы в разные временные периоды); центр конструирования (игры и материалы для строительно-конструктивных игр); центр математики (игры и игрушки математической направленности); центр изобразительного искусства (предметы, оборудование, материалы для развития изобразительного творчества дошкольников); центр физической культуры (спортивный уголок, материалы для игр, кегли (большие и маленькие); центр детского творчества (бросовый материал для создания предметов, атрибутов для игры, подарков для малышей и т. д.); центр трудовой деятельности (материалы для развития у детей трудовых навыков (общественно-полезный труд), стирке и т. д.). патриотический центр способствует формированию у детей патриотических чувств, знакомит их с символикой нашей страны и села. (иллюстрации достопримечательностей нашей Родины, села, района, нашей улицы и ближайшего окружения) Предметно-игровая среда построена так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях. В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Имеются атрибуты для игр. Размер оборудования и игрушек небольшой — для игр на столе. Есть и крупное напольное оборудование, если дети активно и длительно играют. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры: дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. Развернуты только те игры, в которые дети играют; игры могут длиться несколько дней и даже недель. В группе есть коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги и других материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Есть альбомы, книги-самоделки с описанием последовательности изготовления различных игрушек для расширения содержания игр, ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие. В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию. Это и игры В.В. Воскобовича и блоки Дьенеша. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. Есть тетради, познавательные книги для дошкольников. Очень важно развитие фонематического слуха с этой целью предлагаю детям в течение дня подбирать предметы и игрушки, названия которых начинаются с определенного звука, или этот звук есть в середине, конце слова. Изобразительная деятельность — одна из самых любимых для старших дошкольников. В группе есть место для демонстрации созданных детьми работ. При организации детского экспериментирования стоит новая задача — показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир. Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. Для этого в группе есть конструкторы и строительные наборы. Конструкторы: «Кобус», «Мягкий», «Блочный», «Напольный», «Строительные наборы». Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлены справочная, познавательная литература, энциклопедии для дошкольников сказки народные и литература о селе, стране и т. п. Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны. В группе есть символика села, в котором живут дети, а также и символика страны. В старшем дошкольном возрасте продолжаем расширять область социально-нравственных ориентаций и чувств детей. В группе есть место, в котором постоянно вывешиваются картинки с различными ситуациями, отражающими поступки людей и варианты реагирования на это («+» — правильно, возможно; «–» — так поступать нежелательно). Развивающая предметно – пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, вариативна, доступна и безопасна. Развивающая предметно- пространственная среда соответствует новым требованиям ФГОС. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...