Консультации для родителей
консультация (младшая группа)
Материал очень полезен для воспитателей младших и средних групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii.doc | 200 КБ |
krizis_3_let.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развивать правильную речь ребёнка в 3 - 4 года
Как-то к известному советскому педагогу А.Макаренко подошла француженка и спросила:
- Мсье Макаренко, вот вы так знамениты тем, что хорошо разбираетесь в воспитании детей. Так подскажите мне, с какого возраста мне нужно начинать воспитывать своего сына?
-А сколько вашему сыну, мадам?
-О, он еще слишком маленький, всего три месяца.
-Как жаль, мадам, - вы опоздали ровно на три месяца.
-А с какого возраста мне начать обучение своего сына?
-А сколько лет вам?
-27 лет.
-Тогда обучение вашего сына уже началось 27 лет назад.
Действительно, в этом диалоге заложен глубокий смысл. Воспитание начинается с пелёнок, а развитие и обучение – с момента рождения матери. Речь начинает формироваться задолго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.
Не последнюю роль в процессе формирования речи играет и то, как протекала беременность. Речь - высшая психическая функция, поэтому важен период внутриутробного развития ребёнка. Токсикоз в 1-е месяцы беременности может повлиять на речевое развитие, во 2-й половине –на интеллект; так же низкий уровень гемоглобина, проблемы с давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, угроза выкидыша - всё это возможные причины задержки речи будущего ребёнка, нарушения произношения. Доказано, что ребёнок чувствует настроение мамы, вместе с ней переживает все эмоции. Страх, огорчение, уныние плохо сказываются на формировании его психики. Поэтому женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте - неправильное формирование речи в семье.
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности.
К 3-м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого человека. К этому же времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.
В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машинку?» Интерес к окружающим предметам пробуждает его общаться к взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?» ,«Куда?», «Когда?»
При нормальном речевом развитии в словаре к 3 годам используется около 1500 слов, к 4 годам-2500слов. Причем в словаре малыша преобладают 60% существительные, 30% глаголы и 10% прилагательные. В этом возрасте в речи детей преобладают слова- названия, собирательные существительные (посуда, мебель, одежда, животные)пока отсутствуют. В речи часто малыш использует облегченные слова ( говорит собака вместо ранее употребляемого ав-ав).
Речь –это результат согласованной деятельности как речевых, так и не речевых областей головного мозга. Речь не может формироваться изолированно от мышления, памяти , внимания ,восприятия, и зависит от их уровня развития.
К 3-4 годам, дети должны уметь повторять за взрослым короткий рассказ( по картинке, по серии картинок). Должны четко произносить звуки: А,О,Э,П,Б,М,И,Ы,У,Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й.
Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики рук, т.к. проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов поступающих от пальцев. Поэтому рекомендуется – постоянно использовать в общении с ребенком игры или пособия по мелкой моторике.
Рекомендуется учить детей вслушиваться в звучание слов(чтение книг, слушание аудиокниг, обсуждение праздников), развивать слуховое восприятие( повторять за взрослым слова, разучивать ,чистоговорки, стихи).
С этого периода необходимо тренировать артикуляционный аппарат, и создавать предпосылки для появления свистящих и шипящих звуков С,З,Ц,Ч,Ш,Ж,Щ. В общении с ребенком можно использовать различные движения губ и языка в игровой форме.
Итак, для того чтобы речь ребенка развивалась в норме необходимо:
1. Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление и восприятие используя:
1). Чтение книг.
2).Пересказы прочитанного.
3). Беседы, рассказы на различные темы:
– как я провел сегодняшний день,
-что нового я увидел, узнал, запомнил,
-что мне понравилось на празднике,
– что я увидел на прогулке,
-что я сегодня кушал.
4).Слушание аудиосказок и обсуждение их.
2. Развивать мелкую моторику:
-пальчиковая гимнастика,
-рисование пальцами,
-лепка из пластилина, соленого теста, глины,
-аппликации из :крупы: скорлупок семечек,орехов;косточек.
-нанизывание на проволоку бусинок, пуговец.
3. Развивать артикуляционный аппарат, используя истории « Веселого Язычка» ( ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику для развития мышц языка)
Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
Развивая связную речь, следует учить детей:
- Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
- Задавать вопросы;
- Активно включаться в разговор;
- Объяснять содержание картины, ситуации;
- Рассказывать о предметах, игрушках, событиях. Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории.
Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях.
Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный…).
Грамматический строй речи заключается в:
- развитии умения согласовывать слова в предложении;
- употреблении уменьшительно- ласкательных форм слов;
- употреблении прилагательных, глаголов.
Предлагаемые задания:
- «Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.
- «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…
- «Добавь слово»: дом – домик, стол-…(столик), ложка-…(ложечка), стул-…(стульчик).
Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже сейчас:
- развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например:«Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
- поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
- упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».
- развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
- Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»…).
- Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.
Не следует говорить слишком громко. Впечатление, что громкая речь лучше «доходит», обманчиво. Вовсе нет. Если кричит или повышает голос ребенок, не пытайтесь перекричать его. Вы достигнете с большим успехом того же результата, если в ответ, наоборот, сами заговорите с ним тихим голосом,может быть, даже на некоторое время перейдите на шепот. Для ребенка это станет своеобразной игрой, и ваша цель будет достигнута без потерь и лишних переживаний. Мало того, шепот воспринимается как доверительная форма общения.
Не следует ограничивать ребенка только пассивным слушанием того, что вы читаете. Время от времени полезно прерывать чтение обсуждением услышанного. У детей более развито зрительное восприятие, и поэтому очень полезно бывает рассматривать картинки - они являются своеобразной подсказкой. Хорошо известно, что дети могут, глядя на картинку «читать» несложную сказку очень близко к тексту. Это «чтение» полезно не только для тренировки памяти, но и для тренировки хорошей речи «по образцу».
Надо также помнить, что даже если вы будете стараться говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с другими членами семьи перестанете их придерживаться, а ребенок при этом будет присутствовать, все ваши старания могут оказаться напрасными.
В жизни маленького ребенка, прежде всего дошкольника, значительную роль играет подражание. Дети часто копируют своих родителей, старших братьев и сестер. Эта способность проявляется произвольно или непроизвольно, тогда ребенок пытается стать похожим на объект подражания во что бы то ни стало. Через внешнее подражание, увы, могут формироваться и вредные привычки, например, к курению. Но сам по себе этот механизм полезен, так как позволяет время на обучение в первые, самые значимые для ребенка годы жизни.
Консультация для родителей Закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях Закаливание детей дошкольного возраста часто рекомендуют для общего укрепления организма, профилактики простуд и повышения иммунитета. Как же правильно закаливать малыша, чтобы не нанести его здоровью вреда? Существуют специальные методики закаливания детей дошкольного возраста. К ним относятся воздушные ванны и водные процедуры: обливание ног, контрастное обливание, обтирание и купание в открытых водоемах. Хождение босиком, расширенное умывание ребенка, проветривание квартиры - тоже закаливание. Это проводить очень удобно, потому что не требуется особенных условий. Закаливание показано всем детям, однако требуется индивидуальный подход. Требуется подобрать режим и учитывать состояние здоровья ребенка и уровень его физического развития. Соблюдайте главные принципы закаливания: систематичность и постепенность. К началу процедур ребенку надо создать положительный эмоциональный настрой. Если малышу не нравятся какие-либо процедуры закаливания, насильно вводить их в практику нельзя. Как правильно принимать воздушные ванны. Начинать повседневное закаливание детей дошкольного возраста надо с воздушных ванн. Во-первых, это гигиеническая процедура, а, во-вторых — закаливание. Для начала выберите комфортную для ребенка температуру, постепенно снижая ее до разумных пределов. Стоит учесть, что при температуре ниже +17 и выше +26 мероприятия по закаливанию проводить нельзя. Высокая температура может привести к перегреванию малыша, а низкая — к простуде. Но ребенок не должен просто стоять в холодном помещении — это не закаливание, и так малыша легко простудить. Когда ребенок выполняет физические упражнения — тогда закаливание работает отлично. Поэтому хорошо сочетать воздушные ванны с утренней зарядкой, которая совершенно необходима для всех детей. Проветрите помещение, а малыша лучше не одевайте и оставьте заниматься в трусиках, майке и носочках. Когда ребенок привыкнет заниматься в прохладном помещении, носки можно не надевать и заниматься босиком. Как правильно умываться. После зарядки отправляйтесь в ванную, чтобы умывать ребенка сначала теплой водой, а, когда он привыкнет, делать воду прохладнее. Хорошо для закаливания расширенное умывание — не только кисти и лицо, но и руки до локтей, шею и верхнюю часть груди и шеи. Как правильно спать. Закаливание можно проводить и тогда, когда ребенок спит, днем или ночью. Подходящая для закаливания температура во время сна — на 2–3 градуса ниже, чем обычная температура, в которой ребенок бодрствует. Такая же температура подойдет и для принятия воздушных ванн. Перед сном помещение проветрите или оставьте открытой форточку, если на улице не холодно. Но следите, чтобы не было сквозняков. Для детей до 3 лет температуру во время сна держите в рамках 21–23 градусов, а для ребят постарше — 20–21 градус, с 5–7 лет — 19–21 градус. Как правильно одеваться. Большое значение имеет то, во что ребенок одет дома. Как и на прогулках, малыша не стоит сильно кутать. При температуре в квартире выше 23 градусов достаточно белья и тонкой хлопчатобумажной одежды, при 18–22 градусах — можно надеть колготы и кофточку из плотного хлопка с длинным рукавом. А если стало прохладно, и температура в доме упала до 16–17 градусов, то можно надеть теплую кофточку, колготы и теплые тапочки. Как правильно ходить. Некоторые дети очень любят ходить босиком. Но маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности: ведь у них еще идет формирование свода стопы. А из-за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие. Так что и здесь все надо дозировать. Давайте ребенку только иногда побегать с голыми ножками, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу недолго ходить босиком по нему. Если у вас есть возможность выехать летом с малышом на природу, где есть чистая трава, а обстановка не травмоопасна, то можете позволить малышу немного походить по земле и траве. Специальные методики закаливания детей дошкольного возраста. Специальные методики закаливания детей дошкольного возраста применять можно – иммунитету ребенка это пойдет только на пользу. Однако снова требуются время, желание и систематичность. Необходимо быть очень грамотным родителем, чтобы четко понимать, когда ребенок чувствует себя не очень хорошо, и закаливание надо приостановить. Ведь есть немало людей, ознакомившихся с методикой и начавших ее исполнение, не считаясь с состоянием ребенка. Одна из самых эффективных специальных методик — контрастное обливание стоп и голеней. Ножки попеременно обливаются теплой и прохладной водой и, если у ребенка нет хронических заболеваний, серия обливаний заканчивается прохладной водой. Если организма малыша ослаблен, то заканчивать процедуру надо теплой водой. Обтирание прохладной водой тоже не потеряло своей актуальности. Но вот с чем никогда не стоит экспериментировать — это с интенсивным закаливанием! Нередко по телевидению показывают, как малышей обливают холодной водой на снегу и заставляют по снегу ходить босиком, но делать этого не надо. Нельзя устраивать и заплывы малышей в проруби. Такое псевдозакаливание — огромный стресс для детского организма, и его последствия очень трудно предсказать. А постепенное и последовательное закаливание принесет только пользу и здоровью, и самочувствию малыша. Желаем Вашим детям никогда не болеть!
Консультация для родителей «Права ребенка»
Сегодняшние дети – это граждане завтрашнего мира, и их выживание, защита и воспитание является обязательными условиями развития человечества в будущем. Обеспечение прав ребёнка сегодня – это реализация Всеобщей декларации прав человека завтра. Она не будет выполняться, если сегодняшнее поколение людей не будет воспитано на уважении прав детей. Защита прав детей – это дело всего общества.
У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности.
Права- это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами.
Основные международные документы, касающиеся прав детей.
Декларация прав ребенка (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.
Семейный Кодекс РФ (1996).
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Закон «Об образовании».
Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правами и свободами в области семейных отношений:
- жить и воспитываться в семье;
- знать, кто является его родителями;
- на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;
- на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;
- на всестороннее развитие;
- на уважение человеческого достоинства;
- на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. ;
- на защиту;
- на выражение собственного мнения;
- на получение фамилии, имени, отчества;
- на получение средств, к существованию и на собственные доходы.
Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважаться, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.
Когда нарушаются права ребенка?
· Когда нет безопасности для его жизни и здоровья
· Когда его потребности игнорируются.
· Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения.
· Когда нарушается неприкосновенность ребенка.
· Когда ребенка изолируют.
· Когда ребенка запугивают.
· Когда она не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи решения.
· Когда она не может свободно выражать свои мысли и чувства.
· Когда ее личные вещи не являются неприкосновенными.
· Когда ее используют в конфликтных ситуациях с родственниками.
· Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей.
2. Как реагирует ребенок на нарушение его прав?
· Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает, замыкается в себе и т. д.)
· Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.
· Он часто бывает в плохом настроении.
Что родители могут сделать для своего ребенка?
1. Никогда не занимайтесь "воспитательной работой" в плохом настроении.
2. Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели.
5. Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.
6. Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил ее.
7. Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки - не одно и то же.
8. Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку.
Ребенок учится тому, чему его учит жизнь
(Барбара Л. Вульф)
Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.
Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.
Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.
Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.
Если ребенка хвалят, он учится благодарности.
Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.
Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.
Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.
Итак, все люди, живущие на Земле, разные, но они все равны, все имеют одинаковые права на жизнь, имя, на свой дом. Все люди на планете должны дружить друг с другом и жить в мире!
Теперь Вы, уважаемые родители вспомнили о правах ребенка. Любите своих детей — родительская любовь, это одна из самых больших человеческих ценностей.
Консультация для родителей
«Игрушка – одно из важнейших средств воспитания ребенка»
Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.
В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития ребенка и широко использовалась в народной педагогике для воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.
Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Педагоги детских учреждений должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать позитивные качества у детей.
Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства коррекционной педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка. Внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста начинают зарождаться разные виды деятельности, такие как игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Содержание начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное, укладывает их спать. Дети этого возраста пока только воспроизводят действия с предметами, которые показал им взрослый (подносят чашку ко рту куклы, кладут медвежонка и похлопывают по нему). Поэтому у ребенка должны быть куклы, мягкие игрушки, изображающие различных животных, с которыми ребенок сможет выполнять различные действия: брать на руки, сажать в коляску, укладывать спать и т.п. Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что ее развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета ребенком раннего возраста.
Поэтому кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием.
К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.п. Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.
Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это, во-первых.
Во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.
Детская игрушка как важнейшее средство в воспитании и развитии ребенка
Во все времена существования человечества игрушка занимала важнейшее место в жизни людей. Она способствовала осваиванию детьми необходимых навыков, которые понадобятся им во взрослой жизни. В современном мире значение игрушки нисколько не потеряло своего смысла, а даже напротив, укрепилось и стало более весомым с учетом всей сложности нашего цивилизованного цифрового века. Но вместе с этим возникли новые проблемы и появились новые вопросы относительно того, как правильно выбрать игрушку, и какая именно и в каком возрасте она будет полезной именно вашему ребенку.
Среди огромного изобилия детских товаров и игрушек для детей родителям очень нелегко ориентироваться. Ведь любая игрушка должна нести в первую очередь пользу вашему чаду, быть красивой и безопасной, а не только пополнять счета производителей и продавцов.
Следует отметить, что чем младше ребенок, тем меньше игрушек ему нужно. Более того, игрушек не должно быть много в принципе - к этому выводу уже давно склонились большинство специалистов и детских психологов. Намного важнее и ценнее окажется то время, которое вы будете проводить вместе с малышом, играя с ним в его игрушки или используя подручные средства смастерить самим и придумать ему свою игрушку.
Немного об истории игрушки
История возникновения игрушки ведет свое начало еще с первобытного строя. По данным археологов нередко на месте раскопок среди находок находились не только первые орудия труда человека, но и предметы, используемые как игрушки. Как правило, изготовлялись они из подручных материалов той среды, где жило племя, и отображали особенность деятельности тех людей, где она создавалась. К примеру, в селениях, где была развита охота, игрушки были в форме различных животных, оружия.
Отметим, что основное назначение игрушек было приспособление с малых лет детей к взрослой жизни.
С развитием человечества игрушки начинают совершенствоваться, появляются новые материалы: ткань, дерево, слоновая кость, янтарь и др. В античные времена игрушки приобретают художественное и эстетическое свойство при воспитании детей, встречаются даже игрушки с заводным механизмом, мячики, волчки. На территории Восточной Европы, в основном, преобладают игрушки из глины. Это и свистульки, и погремушки, фигурки различных животных, куколки. Некоторые из них выполняли не только развлекательную и познавательную функцию, но и считались оберегами от нечистой силы.
Очень важную роль играла кукла. Считалось, что она обладала магической силой и являлась хранительницей домашнего очага. В состоятельных домах в эпоху феодального строя куклы делались из дорогих материалов: фарфора, ценных тканей, драгоценных металлов и камней. У более бедных слоев населения куклы были из глины, соломы, дерева. Функция игрушек и в то время была не столько развлекательной, сколько подготовительной к жизни и труду взрослого человека.
На Руси изготовление игрушек стало очень распространенным и ценным ремеслом. Широкую известность приобретает народная игрушка. Яркие краски Дымковских, Гжельских, Богородских и Сергиев-Посадских игрушек радовали, приносили веселье и занимали детвору и взрослых. И в наше время народная игрушка имеет колоссальное значение в эстетическом и художественном смысле при воспитании подрастающего поколения.
В ХХ веке в эпоху промышленного подъема игрушка неотъемлемо зависит от изменений, происходящих в обществе. Появляются игрушки в виде машин, космических кораблей, различные технически сложные модели с использованием электропитания, радиоволн, магнитов. Создаются и первые игрушки строительного типа - конструкторы.
На закате века с развитием электронной промышленности набирает обороты производство сложных игрушек с электронным управлением, с программой конкретных действий. А венцом всего этого становятся компьютерные игры и системы виртуальной реальности.
Однако стоит задаться вопросом, не утратила ли она на протяжении веков в настоящее время своей истинной первоочередной функции и значимости.
Основные факторы выбора игрушки для правильного развития детей
Как уже было сказано выше, за всё то время, что существует человечество, игрушка несла, прежде всего, воспитательную функцию, а процесс игры представлял и представляет собой ведущую деятельность ребенка, в которой формируется будущая личность маленького человечка, в которой складываются его мышление, нравственные и физические качества. Игрушка помогает познавать окружающий мир малыша, приучает его к осмысленной деятельности и поступкам, развивает память, речь, эмоциональную сферу.
И в наш век основное требование к игрушке со стороны родителей - чтобы она развивала их ребенка. Однако само понятие развивающей игрушки стало неоднозначно. Детские магазины и уличные прилавки битком набиты всевозможными «развивающими» игрушками. Здесь и «умные» куклы, и конструкторы, и наборы для творчества на любой вкус. Все они в красивой упаковке, красочные, обладают различными «умениями». Глаза разбегаются, и нередко родители затрудняются сделать правильный выбор в сторону покупки той или иной игрушки. Сбивают с толку и различные пособия для родителей и рекламная информация, суть которых в привлечении внимания и, соответственно, покупке того или иного детского товара. Лозунги производителей, в основном, диктуют, что с помощью их игрушки, ваш ребенок быстрее начнет читать, мыслить, считать, рисовать и т.п. и результат будет практически незамедлительным. Детишек, как и их родителей, буквально бомбардируют этой «развивающей составляющей» игрушек.
При этом (очень важный момент!) под развитием ребенка понимается исключительно обучение и освоение им готовых (!) навыков и умений. В действительности же развитие это, прежде всего, появление чего-либо нового в жизни малыша: нового отношения к окружающему его миру, возникновения новых интересов, увлечений и желания что-то узнать, побуждения к освоению новых способностей. И всё это находит отражение в личной инициативе ребенка, его самостоятельности в действиях, мыслительной и творческой деятельности, когда он может сам что-то придумать или создать. В то же время как действия под принуждением родителей в области освоения новых развивающих технологий абсолютно не относятся и не имеют ничего общего с развитием ребенка. Полученные малышом в результате этого знания будут для него ненужными и больше формальными. Поэтому столь раннее «развитие» наоборот может мешать истинному развитию ребенка как личности и никак не способствовать этому.
Развитие ребенка происходит тогда, когда он самостоятельно активно и осмысленно действует и воспринимает результат своих действий. Следовательно, и игрушка должна быть наделена возможностями для активных действий малыша, для его самостоятельных открытий и выражения им чего-то именно своего. Ими могут быть голос, определенный характер движений и пр.
Игрушка должна быть максимально простой и ни в коем случае не навязывать своего голоса, своих движений и прочей активности.
Только так игрушка будет выполнять свою важнейшую и главную функцию, станет средством игры как самостоятельной творческой личной деятельности вашего ребенка.
Проблематика выбора полезной игрушки в современном мире
Многие родители ошибочно могут полагать, что в наш ультрасовременный век их деткам уже не нужны обычные традиционные и простые игрушки. Такие, например, как пирамидки и шарики, кубики и мячики, машинки, простые куклы, солдатики и пр. Они могут посчитать, что всё это уже морально и технически устарело, пережитки прошлого неспокойного века и уже не способно развивать и чему-либо учить наших детей. Сейчас же есть огромный выбор суперсовременных, интерактивных, высокотехнологичных новых «друзей» для их детишек. А сколько у них функций…кнопочек…«интеллекта»! Но являются ли они на самом деле развивающими? Станут ли настоящими друзьями вашим детям? Насколько они безопасны, и можно ли им доверить возможность находиться и оставаться наедине с вашими детьми? В действительности современные электронные игрушки никак не способны развивать вашего малыша. Спросите почему? Дело в том, что с такими технологичными подарками ребенку вскоре станет нечего делать, с ними ничего не нужно придумывать, воображать, представлять. За вашего сынишку или дочурку уже подумал и всё сделал производитель, а вам остается лишь только нажимать на кнопки или необходимое место. Малыш в этом случае становится лишь сторонним наблюдателем, лишен возможности действовать самостоятельно. Как следствие, вскоре эта игрушка ему надоест, все готовые механизмы и предметы утратят свою новизну, и ребенок будет просить купить новую. А родители будут вынуждены приобретать всё новые и новые, более «умные» и продвинутые высокотехнологичные товары.
Важно понять, что игра с такими новшествами сводится лишь к манипулированию определенными действиями, причём сама игрушка навязывает определенный алгоритм действий. В результате получается, что у вашего ребенка абсолютно не задействованы ни мышление, ни творческая, ни активная составляющие. Соответственно эти центры и не развиваются.
Все интерактивные игрушки блокируют фантазию у детей, их индивидуальное креативное мышление.
Зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста института Российской академии образования, профессор Елена Смирнова считает, что хорошей игрушкой является именно та, с которой удобно играть ребенку и которая стимулирует его игровую деятельность. А игра - это самый важный и полезный вид деятельности для ребенка.
Главная задача игрушки заключается именно в стимуляции любой активности малыша, будь то двигательная, коммуникативная, фантазийная, познавательная и прочие. Она должна открывать для ребенка возможность наделения ее самой жизнью и активностью, голосом, определенными движениями, даже чертами характера. Поэтому, выбирая для вашего юного познавателя, новую игрушку, мы - взрослые должны четко представлять и осознавать, что ребенок сможет с ней делать.
Повторюсь, что игрушку, которую вы выбираете, не должна быть наделена собственной активностью, т.е. не должна издавать громкие звуки, кричать и плакать, делать какие-либо движения и т.п. Такие игрушки бессмысленны для самой игры, всё сводится к примитивным действиям по нажатию кнопок и клавиш, и очень скоро перестанут быть востребованы ребенком. Своим «интеллектом» они подменяют ребенку его собственное воображение и живое общение, в то время как он самостоятельно может наделить каждую свою игрушку качествами и голосом какими сам сочтет нужным.
Действительно полезные, развивающие игрушки - это обыкновенные куклы и солдатики, машинки, качественные мягкие игрушки, детские столовые приборы и простые наборчики (врача, к примеру).
Дети очень любят создавать свои домики и жилища, тем самым рисуя свое личное пространство, причем используя для этого самые обыкновенные доступные средства из домашнего обихода. В качестве строительного материала выступают подушки и покрывала, одеяла, различные дощечки, кухонная утварь.
Для хорошего правильного развития воображения ребенку нужно не так много игрушек. Но при этом необходимо дать возможность малышу беспрепятственно брать безопасные вещи в доме. Поэтому обезопасьте нижние уровни в вашем жилище от опасных предметов, и пусть ребенок сможет брать для своей игры и замыслов необходимые ему предметы. Тем самым у него появятся множество вариаций воплощения в жизнь своих задумок в игре.
В тоже время, когда игрушек много, особенно если однообразных, то они перестают быть частями и элементами игры и становятся просто имущество в детской комнате. По данным экспертов Московского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек, в среднем у ребенка в комнате около 200 игрушек, а использует он для игры максимум
5-6% от всего этого количества. Если у ребенка есть любимые игрушки, то ему их вполне будет достаточно.
Вредные и опасные игрушки
Прежде чем подойти к рекомендациям и советам по выбору правильной и действительно развивающей игрушки своим детям, отмечу крайне важный пункт: к сожалению, в настоящее время наблюдается засилье не только бесполезных, но и очень вредных игрушек опасных для физического и психологического здоровья детей. Речь идет об игрушках последнего времени, в большинстве своем сделанным по мотивам и образам западной мультипликации. Различные игрушки в виде чудовищ, оскаленных зверей и мутантов, демонов, роботов и трансформеров и прочего не могут приносить ничего хорошего в воспитание ребенка. Более того, в процессе игры с ними ребенок, скорее, учится жестокости и впадает в агрессивное состояние. Эти игрушки, как правило, ядовитых неестественных цветов и могут быть сделаны из некачественных материалов, которые могут повлечь при длительном контакте с ними аллергические реакции, отравление химическими элементами, риском попадания элементов питания и мелких частиц в органы дыхания малыша и причинения болезненных ожогов и травм.
Пристальное внимание следует уделить покупке кукол для девочек. Все еще популярна кукла Барби и её аналоги, многие маленькие девчата требуют у родителей купить им именно их. А ведь здесь кроется истинная угроза для правильного развития юных барышень.
Всегда чрезмерно яркие, «расфуфыренные», с макияжем, куклы, часто в открытой одежде и обладающие формами и телосложением взрослой женщины, несут в себе чёткий посыл и определенную модель поведения - что именно такой должна быть девочка. Чему такие куклы могут научить юных барышень? Не зря традиционные куклы лишены форм взрослого человека, с ними можно поиграть в любую игру, а девочка, играя, осваивает основы материнства, учится любить, оберегать, заботиться о куколке как о живом ребенке, ориентируется на создание семьи. С западными красавицами так не поиграешь, в результате материнские инстинкты формируются неверно или совсем заглушаются, начинают преобладать и закладываются совсем иные ценности.
Российский учёный, д.м.н., профессор В.Ф.Базарный провел эксперимент, суть которого была в следующем: пяти девочкам дали в руки куклы, которые они сделали вместе с их мамами сами, пяти - подарили фабричные пластиковые куклы и пяти - куклы Барби. Спустя несколько дней всех девочек пригласили в зал, и профессор попросил их прижать своих куколок к сердцу. Первые пять девочек с самодельными куклами мгновенно прижали их к себе, девочки с готовыми пластиковыми куклами стояли в растерянности, то прижимая, то убирая их от себя, а девочки с куклами Барби застыли на месте, и их куклы оказались на расстоянии вытянутых рук, а у некоторых были выпущены из рук и упали на пол.
Так же этим девочкам задавали вопросы: «Для чего рождаются девочками?» Основные ответы обладательниц Барби были: «Чтобы быть всегда красивой!». Девочки же с рукотворными куколками отвечали: «Чтобы всегда были дети!». Исследования вывели чёткую закономерность: куклы Барби воспитывают эгоцентрическую сексуальную модель поведения, в то время как мягкие, сделанные своими руками, куклы воспитывают в девочках чувство материнства.
Ещё более страшная тенденция находит отражение в прививаемой искусственно моде, вкусу и подражанию куклам с искаженными чертами лица (огромные глаза, диспропорция частей тела, анорексия) и изображающим персонажей из загробного и потустороннего мира (мертвецов, вампиров, вурдалаков). Сюда можно отнести серию кукол «Братц» (Bratz), «Монстер-Хай» (MonsterHigh) и «LivingDeadDolls» («Живые мёртвые куклы»)
Эти игрушки не просто опасны для воспитания детей, они несут в себе полный хаос в представлении каким должен быть окружающий мир и человек, вносят беспорядок в понятия добра и зла, жизни и смерти, показывают и стараются утвердить в восприятии в гламурном свете табуированные и сакральные понятия и нравственные нормы, формируют дурной вкус и агрессию у детей. Ребенок под воздействием таких игрушек рискует становиться злым, замкнутым в себе и жестоким. Такие куклы обманчиво представляются в ярких образах и одеждах для привлечения внимания детей.
В результате уродливое и безобразное может увлечь детей, и как следствие высока вероятность повреждения инстинкта самосохранения, возникновение проблем психологического плана, восприятия себя как личности в более старшем возрасте, ведь всё опасное будет притягивать, а не отталкивать как должно бы.
Многие родители, бабушки и дедушки возмущаются происходящим, но, как говорят, не могут ничего поделать, если ребенок просит о покупке подобной игрушки.
И получается полный абсурд! Взрослые, по факту, перекладывают ответственность за воспитание своих собственных детишек на них же самих, оправдываясь, что никак не могут повлиять и не в силах ничего сделать.
Важно четко осознать: ограничения в необходимых рамках детям необходимы для правильного их развития и воспитания здоровой личности. Детская истерика и недовольство вскоре пройдут, если мы будем находить время для разговоров, бесед и игры с нашими детьми, находить аргументы и примеры, чтобы доказать и убедить своё чадо в правильности ваших слов и действий. Время на это находить необходимо! Это ваши дети, и какими они станут, когда вырастут, зависит только от вас и ваших поступков!
А если следовать принципу - купил игрушку и отстали от тебя на время - то ваших детей вырастите не вы!
Вспомните ваших родителей, ведь в большинстве своем они находили время объяснить вам об опасности того или иного, умели настоятельно что-то настрого запретить или спрятать.
Помните, всегда при покупке очередной игрушки вашему ребенку задавайтесь вопросом, что она привнесет в жизнь малыша, чему может научить, что воспитать.
Никогда не экономьте на игрушках! Пусть их лучше будет меньше, но зато качественных и действительно полезных. Покупайте игрушки желательно из натуральных материалов и лучше в специализированных детских магазинах, где они проходят хоть какую-то проверку на качество и безопасность. Обращайте внимание на количество мелких деталей в игрушке и безопасный (с креплением под винт) способ скрытия элементов питания в игрушках. В обоих случаях ребенок может проглотить мелкий объект или пораниться острой его частью.
Всегда обращайте внимание на эстетическую сторону покупаемой продукции, не покупайте уродливых и страшных игрушек, как бы ребенок не просил, защитите ваших детей от безвкусия и страхов в будущем. По данным детских психологов впечатления, полученные детьми в возрасте от 2,5 до 5 лет, сохраняются особенно долго.
Поэтому, дорогие родители, бабушки и дедушки, всегда напоминайте друг другу, что именно вы отвечаете за правильное нравственное, душевное, физическое и психологическое развитие ваших детей.
И что лучше игрушки той, какая была придумана и создана вами для вашего чада, а еще лучше совместно с ним, быть не может! Всегда старайтесь вдохнуть в игрушки жизнь, одушевить их, играйте вместе с малышами, постепенно вводите в игру новые игрушки и предметы, старайтесь доверять ребенку самому что-то сделать и смастерить с вашей помощью, если потребуется и под вашим присмотром, если необходимо.
И очень скоро вы увидите потрясающий результат, ваш ребенок по достоинству оценит ваши старания и вознаградит вас радостным смехом, восторгом, когда у него самого что-то будет получаться сделать самостоятельно.
Рекомендации и советы родителям при выборе правильной игрушки детям:
В заключение хотелось бы привести небольшой список рекомендаций родителям и педагогам, которые помогут лучше ориентироваться в мире игрушек и приобретать нужные и полезные товары детям в зависимости от их возраста.
Период от рождения до 2,5 - 3 месяцев
В это время малыш реагирует на яркие источники света, например обычной горящей лампочки или фонарика и, конечно же, материнская забота и ласка - это лучшее для его развития и роста в это время. Подходящая игрушка в этот момент - это мелодичная и негромкая игрушка, к примеру, погремушки, колокольчики и детский мобиль. Чуть позднее, когда малыш научится удерживать предметы в ручках, можно давать ему музыкальные игрушки, желательно из разных материалов. Очень полезны в это время изготовление и применение в домашних условиях различных кусочков ткани разной цветовой гаммы и мешочков с наполнителями в виде муки, песка, гороха, круп и т.д. Делается это для разнообразной тактильной стимуляции мозговой деятельности ребенка. Также можно покупать игрушки из качественной резины и пластмассы, небольшого размера и округлых форм. Также можно давать в ручки детям безопасные предметы из домашнего обихода, к примеру, деревянные ложки, носочки, зубные щетки.
Период от рождения до 3 до 7 месяцев
В этот период малыш начинает активно познавать всё вокруг и хочет брать заинтересовавшие предметы самостоятельно, тянет их в рот. Игрушки в этом случае нужно располагать на небольшом расстоянии от малыша в пределах одного метра.
Здесь очень кстати будут мячики, кубики, башенки, шарики из мягких материалов, уже можно знакомить ребенка с мягкой игрушкой доброжелательного персонажа, примерное его роста. Из музыкальных предметов нужно уделить внимание различного рода неваляшкам, лучше из дерева, красочных волчков, а в процессе купания будут полезны предметы в виде стаканчиков для изучения свойств воды. Также в этом возрасте уже чрезвычайно полезны спортивные игрушки: мячи разных размеров, фитболы - то, что малыш может катать по полу, пытаться поймать, взять в руки.
Период от 7 месяцев до года и старше
Здесь уже центральное место в развитии ребенка занимает познание, самостоятельный сбор информации и исследования, малыш замечает многие предметы вокруг себя и интересоваться ими.
К вышеперечисленным игрушкам можно добавить баночки и кубики разной формы с отверстиями для предметов, которые можно туда класть, игрушки-каталки, детские колясочки, чтобы ребенок, делая первые шаги, мог за что-то держаться. Можно добавлять больше геометрических фигур, музыкальные книжки из плотного материала, простые заводные игрушки. Очень полезна будет лошадка-качалка для развития вестибулярного аппарата.
По мере взросления и роста малыша можно вводить игры в кукольный театр, используя различных персонажей из сказок, а для развития мелкой моторики давать ребенку играть элементами одежды или самодельными куклами с наличием пуговиц разного цвета и диаметра, молниями, кнопками, шнурками и т.п. Не стоит забывать и об уличных играх: строить замки и куличики из песка доставит истинную радость, очень займет малыша и будет очень полезно для него, а дома можно постепенно знакомить юного исследователя с домашним бытом, используя игрушечные столовые приборы, весы, посуду.
И старайтесь всегда соблюдать и приучать и вашего малыша к порядку в игрушках. Всегда вместе с малышом ставьте игрушки на свое место. Не заметите, как малыш, повзрослев немного, будет следовать вашему примеру и сам убирать игрушку на место, поиграв с ней. Разделите игрушки по категориям и свойствам и условно поделите комнату, где играет ребенок, на зоны. Здесь вам поможет система Монтессори:
- математическая зона (пирамидки, кубики, геометрические фигуры, сортеры)
- языковая зона (буквы в виде разных фигурок, книжки)
- зона практической жизни (застежки, шнурки, мешочки с разными наполнителями, безопасные предметы домашнего обихода)
- зона сенсорного развития (погремушки, музыкальные игрушки)
- зона физического развития (мячи, фитбол, рукоход)
Сделать это несложно, а результатом вы будете поражены, насколько интересно и удобно будет наблюдать за развитием малыша, его интересами. Вам будет легче ориентироваться в покупке новых игрушек, наглядно сможете увидеть какие игрушки в приоритете у ребенка, где какие можно добавить и на что обратить внимание, если какие-то интересы малыша простаивают и не так активно выражены. При этом старайтесь периодически обновлять игрушки и не допускайте их большого скопления в определенной зоне. Не стоит сразу бить тревогу, если вдруг заметите, что ребенок мало интересуется какой-то игрушкой, по всем качествам полезной для него. Помните, что каждый юный человечек индивидуален, со своим внутренним миром и его правилами, просто постепенно вводите новые игрушки в его жизнь и обязательно играйте с малышом. Тогда процесс развития и воспитания ребенка будет приносить только радость, улыбки и удовольствие!
Консультация для родителей
Игрушка: ее место и роль в воспитании ребёнка
Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребенку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.
Как не возможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки. Она помогает уточнять, осмысливать представления ребенка об окружающем и способствует развитию ее сюжета. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельности. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой.
Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Как же подобрать нужную игрушку? Для правильного ее выбора нужно учитывать возраст ребенка, уровень его развития, интересы, желания, ясно представлять, какую пользу может принести ему игрушка.
Очень хорошо, если, перед тем как пойти с ребенком в магазин за покупкой, поговорить с ним, что ему нужно для игр. Этот разговор полезен в воспитательном отношении, он, несомненно, повлияет и на будущие увлечения ребенка, ну, и, конечно, доставит ему радость. Но это не значит, что в выборе игрушек надо идти на поводу у ребенка. В первую очередь взрослым следует руководствоваться педагогическими соображениями.
С помощью определенных игрушек можно, например, совершенствовать движения (мячи, обручи, каталки, прыгалки, кегли, серсо и другие). Для самых маленьких хороши погремушки, шары, подвесы, резиновые пищалки. Когда ребенок научится ходить, ему нужны игрушки, которые бы он мог возить, толкая впереди себя. Очень полезны и доставляют детям много радости разборные игрушки с вкладышем: матрешки, яичко с цыпленочком.
Яркая, динамичная, красивая игрушка радует и забавляет ребенка. С улыбкой смотрят дети на танцующего медвежонка, прыгающую лягушку, шагающего бычка, клюющих кур, вертящуюся юлу. Все это создает радостное настроение.
Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы». Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.
Пребывая на воздухе, дети используют различные природные материалы: песок, снег, воду, глину, прутики, желуди, камешки. Все это отличный материал для игры. Благодаря творческой фантазии ребенок преображает в соответствии с замыслом игры прутики — в макароны, листочки — в деньги, желуди - в сахар. В помещение стулья могут стать автобусом, кораблём или вагоном поезда, т.д. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, создавая новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать развитию творческого отношения к речи.
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор...»; - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья...».В возрасте 4-5 лет дети обычно хорошо усваивают названия основных цветов, значитих можно познакомить и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?»,так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» - «Дом, дерево, человек...» - «А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или: «Что бывает широким?» - «Река, улица, лента...» - «А что шире - ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?». Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «На что похож лист, облако, тень от дерева?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное мышление и восприятие.
Целесообразно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:
- «Чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью.) А на траву? (Цветом.) А на каплю? (Формой.)»
Следующий вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по полю летит», «На горе трава, на траве дрова».
Очень нравится детям такое упражнение. Попросите произнести одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо): «Милая моя, ты не спишь!»; «Вы ели на завтрак мороженое?»; «Мама купила (купи) виноград»; «Скорее домой!»; «У нас кончился хлеб».Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. 2-3-летний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.
Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед...», а ребенок ее заканчивает: «...да баба»; взрослый: «И была у них...», ребенок: «...курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» - «Зайчика» - «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д.
Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.
«Вспомни случай»
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
«Говорим по-разному»
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
«Бюро путешествий»
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.
«Всегда под рукой»
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
«Лучший друг»
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге». «Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?».
«Рассказы по картинкам»
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
«Истории из жизни»
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
«Мой репортаж»
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события, реальные или вымышленные, им воспроизводятся.
«Семейное ток-шоу»
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?».
«Измени песню»
Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.
«Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
«Заучиваем стихи с малышами»
Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.Сначала прочитайте два-три стихотворения.Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.Повторите все движения вместе с ребенком.Хвалите малыша, даже если у него получается лишь одно – два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.
Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.
«Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»
Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.
Игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
«Только весёлые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).
«Автобиография»
Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка). Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался.» (Шарик).
«Волшебная цепочка»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться?(Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.) .
«Антонимы для загадок»
Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».
• Обитает в воде (значит, на суше);
• Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);
• Хвост очень длинный (значит, короткий);
• Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);
• Очень любит солёное (значит, сладкое). Кто это?
Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. А ещё развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Предварительный просмотр:
Кризис 3 лет.
В период с 2,5 – 3,5 лет в психологическом развитии ребёнка наступает очень важный и трудный этап качественного изменения-
«кризис трёх лет». Он характеризуется определённым набором признаков, которые родители часто принимают за результаты своего «неправильного» воспитания и непослушание.
Первый из них – ярко выраженный негативизм. Ребёнок стремится всё делать наоборот, наперекор просьбам родителей.
Второй симптом – упрямство.
Третий – своеволие.
В этот период ребёнок начинает осознавать себя как обособленную от родителей личность. Он начинает понимать, что может не только выполнять какие-то действия самостоятельно, но и решать, что ему делать. Тенденция к самостоятельности, стремление действовать без помощи взрослых, самому преодолевать трудности даже в сфере, ещё не доступной ребёнку, находит своё выражение в словах: «Я сам!»
Стремление к самостоятельности сочетается с особой чувствительностью к оценкам взрослых, острой эмоциональной реакцией на критику в свой адрес.
В этом возрасте у ребёнка складывается новое отношение и к своим действиям: самым важным становится не простое копирование действий взрослых, а достижение правильного результата. В кризисный период у детей появляется новое личностное качество – гордость за достижение. Именно этим объясняется детское хвастовство.
Как смягчит проявление кризиса
- Поддерживайте общее положительное самоощущение, чаще говорите о своей любви к нему.
- Поддерживайте успехи ребёнка.
- Там, где это, возможно, предоставляйте ребёнку право быть самостоятельным.
- Уважайте замысел ребёнка, внимательно слушайте вопросы и отвечайте на них. Так ребёнок будет чувствовать вашу заинтересованность.
- Оценивайте только действия и поступки ребёнка, а не личность в целом (Не «ты плохой», а «ты плохо поступил»).
- Не сравнивайте неудачи ребёнка с успехами других детей.
- Проявляйте разумную строгость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...