Семинар-тренинг "Нет насилия в семье"
консультация
Насилие нельзя регулировать и употреблять только до известного предела. Если только допустить насилие — оно всегда перейдет границы, которые мы хотели бы установить для него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_trening_net_nasiliya_v_seme.docx | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- тренинг для родителей «Нет насилия в семье»
1
Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас! Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «мир», «семья». Но ведь мир на Земле, мир в стране начинается с мира в семье.
Семья — это школа любви для взрослых и детей. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. В суете повседневной жизни мы не всегда успеваем поговорить друг с другом. А если выпадает свободная минута, мы слишком долго ищем повод или предлог для разговора.
2
Сейчас часто и много стали говорить о жестоком отношении к детям со стороны взрослых. И мы сегодня поговорим с вами на эту животрепещущую тему.
Вам предлагается объединиться в 4 группы. Задача для группы - продемонстрировать вид насилия; задания для других групп - назвать данный вид насилия, в чем выражается каждый вид насилия.
3
Насилие в семье – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
4
- Физическое. Выражается в побоях, щипках, пощечинах и т.д. Побои могут наноситься как рукой, так и с использованием предметов. Этот вид насилия легче всего определить, так как после него у пострадавшего могут быть синяки и кровоподтеки на лице, губах, туловище, ожоги, переломы или растяжения, участки без волос на голове. Иногда может случиться так, что после физического насилия не остается «следов», след от пощечины, щипков и легкого удушения быстро проходит, а некоторые удары могут не оставить синяков, но при этом могут пострадать внутренние органы.
- Психологическое. Этот вид насилия проявляется в запирании кого-то в маленьком и темном
помещении, когда не дают еды и питья, связывают или оставляют ребенка одного, не смотря на то, что он боится оставаться один или в силу своего маленького возраста не может быть один и нуждается во взрослых. Этот вид насилия как и другие имеет свой целью подавить другого человека, сделать его более подвластным. Часто такое насилие осуществляется в отношении пожилых людей и заставляет их чувствовать себя «сумасшедшими».
- Эмоциональное
- открытое неприятие и критика ребенка;
- оскорбление и унижение его достоинства;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его
возрасту и возможностям;
- ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка;
- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка
психическую травму.
- Сексуальное.
- К нему относятся: принуждение одеваться в очень открытую одежду, в которой человек чувствует себя неловко, нежелательные прикосновения к определенным частям тела, нежелательные поцелуи, половой акт, сексуальные действия в присутствии ребенка.
Мы выделили 4 вида насилия, и хочется отметить, что один не лучше другого, правда?
5
Причины насилия в семье Выделяют большое количество причин, которые могут привести к насилию в семье. Самыми распространенными факторами становятся:
- алкоголизм и наркомания, которые стремительно распространяются в обществе;
- кризис нравственности, культуры;
- СМИ, которые всё время рассказывают о насилии, терроризме, вандализме, садизме и прочем. Внутренние же причины зависят от самой личности, его жизненного и семейного опыта, психологического состояния, образования, самосознания, стиля жизни.
В связи с этим причинами возникновения домашнего насилия могут быть:
- один из членов семьи не работает; нерешённая жилищная проблема; алкоголизм, пьянство, наркомания;
- неполная семья; один из родителей не родной для ребёнка
- у ребёнка проблемы со здоровьем или он инвалид;
- нежелательный ребёнок;
- трудный ребёнок;
- отсутствие некоторых моральных ограничений.
6
- Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
• обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
• защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
• обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
• признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
• защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
• защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
• меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
- за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)
Семейный кодекс РФ гарантирует:
- право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
- право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
- лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
- немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)
Игра «Волшебный сундучок»
Чтобы вспомнить, какие права имеют дети, предлагаем поиграть в игру. Из ящика поочередно будут выниматься предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.
1. Свидетельство о рождении
- Что это за предмет? О каком праве он вам напоминает? (право на имя)
2. Сердечко. - Какое право может обозначать сердце? (право на заботу и любовь)
3. Домик- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (право на имущество)
4. Конверт. - О чем напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
5. Букварь. - О каком праве напоминает это книга? (о праве на обучение, образование)
- Игрушечные утенок и утка. - О чем напоминают эти игрушки? (о праве ребенка быть вместе с мамой)
7.Витамины - (право на здоровье)
7
Предлагаем вам обсудить ситуации и высказать свое мнение.
Ситуация №1
Ира играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иру окликнули подруги, она подняла руку, чтобы помахать им, и ... горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлепала девочку.
Какие права ребенка были нарушены?
Ситуация №2
Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровой комнате появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.
-Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.
-Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:
-Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.
Как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка? Какую по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?
Ситуация №3
Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали
заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей, есть молча.
Нарушает ли воспитатель права ребенка? Что делаете Вы в подобной ситуации?
Ситуация №4
Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя, второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.
Как считаете Вы? Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?
8
Профилактика насилия в семье
Насилие в семье можно предотвратить, но для этого нужно предпринять множество мер:
- Изменить методы воспитания мальчиков и девочек, которым не будут внедряться традиции прошлого.
- Будут внедряться новые, конструктивные модели поведения для решения спорных ситуаций.
- Будет вырабатываться любовь и терпимость к особенностям противоположного пола.
- Будет внедрена цензура.
- Будет порицаться насильственное поведение, наказываться и даже преследоваться законом.
- Будут проводиться все профилактические меры по предотвращению развития индивидуальных качеств, которые ведут к агрессивному поведению.
Памятка родителям "Как общаться с ребенком".
- С целью воспитания у детей доброты во всех ее проявлениях - любви к людям, доброжелательности, сострадания, добросердечной услужливости рекомендуем:
- Общение родителей с детьми должно составлять не менее 3-4 часов в сутки, в том числе до одного часа - совместный общественно-полезный труд взрослых и детей; организация совместных игр и занятия спортом - не менее одного часа.
- Не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.
- Не злоупотребляйте алкоголем, курением, не приносите домой чужое. Помните, что дети копируют вас, они - отражение вашей семьи.
- Прибегайте к эмоции страха только в крайнем случае, но доводите начатое дело до конца, помня, что воспитывают мелочи и секунды.
- Помните, что воспитание - это передача детям вашего жизненного опыта. Чем выше ваша чувственная сфера, тем больше вы можете сопереживать чужой беде и радости. Будьте милосердны.
9
Уважаемые родители, мы завершили наше собрание и отметили для себя, что выбранная тема была для вас интересна и актуальна.
И мы просим вас дать характеристику прошедшего собрания с помощью трилистника. Раскрасьте один из лепестков трилистника, выбрав цвет соответствующий вашему отношению к прошедшему семинару:
Красный- Я узнал много нового и буду обязательно это использовать;
Желтый - Я это знал, но мне это было интересно;
Синий - Я не всё понял, но я доволен.
Всем большое, спасибо за активное участие, до свидания!
Анкетирование для определения представлений о допустимости насилия во взаимоотношениях с детьми.
Согласны ли вы со следующими утверждениями?
- Ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна. ___________________
- Меня в детстве тоже порой поколачивали, но это мне не повредило. _________________
- Ребенка можно ударить только тогда, когда уже нет других способов воздействия.________________
- Порой так рассердишься-разъяришься, что нет сил вытерпеть детскую наглость, и рука сама поднимается.__________________
- Чтобы наставить дитя «на путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно._______________
- Как бы я ни был(а) рассержен(а) и возбужден(а), я всегда могу удержаться, чтобы не ударить ребенка_________________________
Анкетирование для определения представлений о допустимости насилия во взаимоотношениях с детьми.
Согласны ли вы со следующими утверждениями?
- Ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна. ___________________
- Меня в детстве тоже порой поколачивали, но это мне не повредило. _________________
- Ребенка можно ударить только тогда, когда уже нет других способов воздействия.________________
- Порой так рассердишься-разъяришься, что нет сил вытерпеть детскую наглость, и рука сама поднимается.__________________
- Чтобы наставить дитя «на путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно._______________
- Как бы я ни был(а) рассержен(а) и возбужден(а), я всегда могу удержаться, чтобы не ударить ребенка_________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию "Насилие в семье: виды, формы, последствия"
Представленная презентация используется на родителском собрании. посвященном профилактике жестокого обращения с детьми...
Психологическое насилие в семье
Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений. В работе раскрыто понятие "Психологическое насилие", описаны особенности внешнего вида и поведения детей, подвергающихся психологическ...
Профилактика насилия в семье
Консультация для родителей...
Родительское собрание "Насилие в семье"
Воспитание детей очень сложная жизненная задача каждого, кто стал мамой или папой....
Насилие в семье (профилактика)
Беседа с родителями и их детьми...
Насилие в семье
Ознакомившись с данным материалом, вы узнаете о видах насилия, признаках характерезующих детей к которым применяют насилие, о психологических характеристиках родителей совершающих насилие....
брошюра "Предупреждение насилия в семье"
"Предупреждение насилия в семье"...