«Как развивать творческие способности детей»
консультация
«Как развивать творческие способности детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvivat_tvorcheskie_sposobnosti_detey.docx | 586.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как развивать творческие способности детей»
Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды?
В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и взрослых. Семья способна развить или разрушить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте. Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, является игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особого значения тому, какие условия они создают ему для развития. «Какая разница, - считают они, когда ребенок начнет играть в кубики, держать карандаш и рисовать. Придет время – научиться всему».
В действительности это далеко не так. Малыши, научившись читать еще до школы, учатся значительно лучше других.
Итак, первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения, т.е. с очень раннего, по современным представлениям. Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей? И как это делать?
Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется, ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены ЗАРАНЕЕ, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали созревание соответствующих отделов мозга. Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с детства слышит музыку и очень рано пробует себя в этой области, дети, как, правило, обладают высокоразвитыми музыкальными способностями? А в семьях художников – изобразительными, математиков – математическими и т. д. А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность?
Именно в этом и состоит второе важное условие развития способностей.
Попытайтесь и вы создать в своей семье обстановку, опережающую развитие детей: самые разнообразные книги и карты, спортивные снаряды, материалы и инструменты, строительные материалы – кубики и кирпичики, измерительные приборы и развивающие игры, побуждающие к решению трудных творческих задач.
При этом сознательно предоставляйте детям большую свободу в выборе занятий и их последовательности, во времени и способах работы. А сами старайтесь не упускать возможности поиграть или поделать что-то вместе с ребятишками, и, конечно, радуйтесь вместе с ними каждому шагу вперед, каждому успеху.
Третье условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добивается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или превосходящими по силе соперниками. Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься – объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. В это время малыш вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые, задачи, самостоятельно без предварительного обучения.
Именно эта интенсивная умственная деятельность позволяет в удивительно короткие сроки ползунку-несмышленышу превратиться в неутомимого Почемучку. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать еще одно - четвертое важное условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом, в выборе способов работы и т. д. здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.
Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – вот пятое, не маловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь - подсказку.
Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка - распространенная форма «помощи» детям, но она только вредит делу!
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша задача - помочь ребенку встать на этот путь.
Американский психолог Дж. Гоуэн дает такие рекомендации по развитию творческого потенциала у детей:
Создайте ребенку в его поисках уютную и безопасную психологическую базу, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих идей ребенка.
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и фантазии ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, даже если они кажутся дикими и нелепыми. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.
Давайте возможность ребенку побыть одному и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки может затруднить творчество. Желание и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может порой восприниматься как «нарушение границ» личности.
Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.
Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувства безопасности, любви, уважения к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.
Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих.
Находите слова поддержки для новых начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты – как бы были они неудачны. Относитесь к ним с теплотой: ребенок стремиться творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться на риск и интуицию, наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей на тему "Развивайте творческие способности детей".
Создание необходимых условий для развития детского творчества....
Развиваем творческие способности детей
Первые годы жизни – самые ценные для развития творческих способностей, поэтому так же, как и для развития речи, важно начинать как можно более рано.Знакомство с творчеством начинаем с рисования. Так м...
Как развивать творческие способности детей
Памятка для родителей дошкольников 4 - 5 лет....
Конспект занятия "Развиваем творческие способности детей"
Развиваем творческие способности детей...
Консультация «Развиваем творческие способности детей»
Консультация «Развиваем творческие способности детей»...
Как развивать творческие способности детей?
Консультация...
Консультация для родителей старших дошкольников на тему : "Развиваем творческие способности детей через работу с бумагой"
В.Дегтева говорила : " Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир" . Данная консультация поможет родителям развить творческие способности детей через бумажное творчество....