Игрушка и антиигрушка.
консультация
Информация доктора психологических наук В.В.Абраменковой, сотрудника ФИРО о том,что нужно учитывать при выборе игрушек,что в образах некоторых современных игрушек зафиксированы архетипы жестокости,насилия и разврата. А также и о развивающих игрушках для дошколят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_5.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Игрушка и антиигрушка
Почему родители на приеме у психолога говорят, что ребенок не хочет играть, хотя игрушек у него больше чем в ином магазине? И почему психологи бьют тревогу, соединяя два понятия: "детские игрушки" и "опасность"? Игрушка является психосоциокультурным инструментом развития ребенка. Что же опасного может быть в игрушке с духовно-нравственной точки зрения?
Механизм известен: любое проигранное ребенком действие способно воспроизвести себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, эти действия и эти эмоции обязательно воспроизведутся когда-нибудь в той или иной ситуации.
Игрушка программирует поведение ребенка. Эмоционально окрашенные, символические образы, внедренные через игрушки в детское сознание и подсознание, навсегда остаются в душе человека и проявляются в последствии в сфере задач жизненного пути человека и его деятельности, в сфере отношений с миром предков и потомков, прошлым и будущим, в системе нравственных и социальных запретов. Наши дети не могут самостоятельно противостоять культурной и духовной интервенции и задача взрослых научить их жить в современных условиях, противостоять злу в сердце своем. Для этого необходимо создавать одухотворенное игровое пространство для наших детей, основанное на добре, а не на духе злобы, саморазрушении и эгоизме.
Прежде всего это должна быть игрушка, проецирующая позитивные жизненные ценности: добро, красоту, жизнеутверждение, быть уподобленной натуральной материи – воде, земле, дереву, камню, а не пластику и полиэтилену. Даже совсем маленький ребенок познает природу с помощью природных материалов – глины, дерева, ткани и даже смолы. Через такие игрушки происходит у ребенка формирование целостной картины мира, благодаря им происходит становление ребенка как сына или дочери своего народа, создается образ семьи, связь со своим родом, формируются в мальчиках черты отца, защитника, кормильца, а в девочке – матери, хранительнице домашнего очага и родовых традиций, мастерицы, воспитательницы.
В русских крестьянских семьях игра в куклы не считалась пустой забавой. Девочки пеленали кукол и шили для них одежду, игра готовила их к сложной роли хозяйки дома. Невесте в приданное полагался короб с куклами разной величины. Даже свекор предупреждал домочадцев: "Не тревожьте молодую!", если она начинала перебирать яркие тряпицы в этом коробе, ведь для вхождения в новую семью, постижение сложных взаимоотношений брачно-семейной сферы, молодой женщине требуется "наглядный материал" и игра.
Дедушки и бабушки с удовольствием мастерили для внучат игрушки, занимались этим целые артели. На Руси "потешный промысел" был благословлен самим Сергием Радонежским. В России был самый высокий уровень рождаемости в Европе на протяжении многих веков. Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровых построек, не выбрасывали игрушки, считалось, что игрушка может принести прибыль в дом, благополучие и здоровье ребенку. Самой ценной считалась игрушка – самоделка, создаваемая ребенком в процессе труда. Самодельная игрушка настойчиво напоминает нам о том, что кроме компьютеров и сверхскоростей есть высокая простота жизни человека в гармонии с миром природы. Главное чтобы личность была здорова духовно и нравственно, а все остальное приложится. И к тому же многое из общества потребления не нужно человеку, живущему сердцем и душою.
Народная кукла – это всегда некая тайна! Она пробуждает глубинную память человека, напоминает даже о том неведомом, чего человек не знал. Специалисты считают, что самая лучшая кукла – простая тряпичная без лица. Она может смеяться и плакать, быть похожей на маму, или на саму девочку; ребенок может додумать те, или иные ее привычки, характер. Если дети много и усердно играют в куклы, в семье будет порядок, если же небрежно обращаются с игрушками быть в доме беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась символом продолжения рода, шитье кукол доставляет огромною радость, если мама с дочкой работают вместе. У мальчиков тоже были забавы – "бойцовские куклы". Они изготавливались из тряпочек, связанных узелками, это умение пригодится будущему работнику – мужчине.
Вспомним сказку "Василиса Прекрасная". В ней куколка советчица, сделанная добрыми мамиными руками, помогает девочке одолеть все житейские невзгоды. Поддерживает сироту в минуту опасности и грусти.
А что же современная игрушка несет в себе? В подавляющем большинстве – это антиигрушка. Это средство информационного воздействия, пропагандирующие антиценности: насилие, ненависть, блуд, распущенность, вседозволенность, алчность, готовность подчиниться всему демоническому, страхи. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, причиняет вред их нормальному физическому, психическому и духовно-нравственному развитию. Играя с монстрообразными игрушками-чудовищами, ребенок, привыкая к ним, теряет чувство опасности, которое возникает у него первой встрече с существом с оскаленными зубами и горящими глазами. К тому же страшное притягивает к себе, завораживает ребенка и он, хотя и внутри холодеет, но ищет встречи с существом, у которого "демонический оскал", по мнению психологов, у ребенка закрепляется поведение жертвы.
Кроме этого, признаки антиигрушки: она точная копия, или уменьшенная модель машины, дома, животного, человека и др. Она не позволяет ребенку развивать воображение. Может быть и наоборот, в игрушке немыслимые, не встречающиеся в природе цвета, ребенок играя с ней теряет чувство реальности. Вредны также и механизированные игрушки, всевозможные электронные модели т. п. они тормозят развитие ребенка, программируют его действия.
Очень вредны для ребенка приспособления для садистских трюков, наручники, ужасающие костюмы, маски вампиров, вурдалаков и прочей нечести, с изображением скелетов, а также пластиковые гадюки, скорпионы, ядовитые пауки, в играх с ними происходит снятие естественных для человеческой и особенно детской психики безсознательных архитипических запретов и внутренней цензуры на глумление над смертью и страданиями человека, на использование, пусть даже в игровой форме актов безконтрольного вандализма, на все, во что играть нельзя! так как происходит развитие готовности ребенка к ситуации насилия и он берет на себя роль или агрессора, или жертвы.
Сегодня продается огромное количество демонических, темных, черных игрушек или серых, фиолетовых – это цвет глубокой депрессии, не нужно покупать игрушки неестественно ярких, кричащих расцветок, ядовитых тонов.
Игрушка должна соответствовать нравственным требованиям – воспитывать стремление следовать нравственным нормам, пробуждать честность, доброту, заботу, умение делиться, сотрудничать, договориться в спорной ситуации (настольные, для нескольких играющих конструкторы, многофункциональные игрушки – например машина, которую можно разбирать, нагружать, с открывающимися дверями и фургоном, и так далее). Назначение мягкой игрушки – дарить нежность малышу, она способна вылечить ребенка не только от страхов, но и ночного энуреза, так как удовлетворяет каким-то самым глубинным потребностям маленького ребенка и даже подростка.
Для мальчиков очень полезны будут наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек – наборы для вышивания, вязания, кроя и пошива платьев для кукол. Есть игрушки, которые не надо покупать, достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, и вместе с мамиными запасами кусочков ткани и лент начать делать себе игрушки из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии.
Не менее важным для развития умения тонко чувствовать язык мимики, жеста, тела, способный выразить те, или иные чувства, представления, выстроить мосты между внутренним миром и внешним, когда внутренний образ становится зримым во внешнем творении, является песочная терапия. Она позволяет ребенку, или группе детей создать картину мира в "живом" трехмерном пространстве. Это отголоски древних традиций символического осмысления мира людьми различных культур при помощи природных материалов. Дети имеющие сложности в психическом развитии особенно нуждаются в подобных играх.
Самое главное, чтобы каждый человек задумался над тем, какой мир мы устроим для наших детей, какое будущее ждет их, и определит в русле каких ориентиров будет проходить воспитание: за счет передачи нравственных норм и моральных ценностей или в окружении насилия, агрессии, разврата, разрушения культурных традиций.
"Кто-то должен положить конец чудовищным игрушкам-монстрам, игрушкам-демонам и компьютерным играм растлевающим сознание, души и психику наших детей. Иначе, как предупреждает мудрый владыка Авель: "Игра не доведет до добра"
В работе использованы материалы доктора психологических наук В. В. Абраменковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Во что играют наши дети» Игрушка и антиигрушка.
Игрушка - одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи опыта многих поколений. В русской традиции она зримо соединяет в себе различные вехи истории, а также несколько...
родительское собрание "Во что и как играют наши дети? Игрушка и антиигрушка"
Родительское собрание...
Игрушка и антиигрушка.
"Скажи мне, во что ты играешь,И я скажу тебе, чем ты будешь".Марсель Брауншвиг (№1)...
Игрушки и антиигрушки.
У каждого современного ребёнка игрушек просто огромное количество.Поговорим об игрушках подробнее....
Современные игрушки и антиигрушки
Прежде, чем купить игрушку своему ребенку, подумайте какую пользу она принесет для вашего малыша....
Игрушки и антиигрушки
повествование осовременных игрушках...
Современные игрушки и антиигрушки для детей
Современные игрушки и антиигрушки для детей...