Консультация для родителей
консультация (младшая группа)

Бурыкина  Елена Александровна

Особенности сюжетно-ролевых игр в группах младшего дошкольного    возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_sr_igr.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности сюжетно-ролевых игр в группах младшего дошкольного    возраста.

        Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.  

     Сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах имеет свои характерные  особенности: Первая младшая группа (с двух до трех лет).

        Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. Вначале года игры детей непродолжительны (3-6 минут). Чем же обусловлен переход от сюжетно- отобразительной игры, содержание которой составляют преимущественно игровые действия с предметами, к игре- общению, в которой дети берут на себя определенные роли в соответствии с сюжетом?  Следует отметить, что в сюжетно-отобразительной игре ребенок с помощью игрушки отображает прежде всего отношения между людьми.

Начиная с раннего детства, постепенно малыш узнает назначение предметов в игре, в воображаемой ситуации, игрушки заменяют ему предметы, становятся носителями определенных отношений между людьми. Игрушка для ребенка полна смысла. В начале третьего года жизни малыш еще не берет на себя роль, но фактически выполняет ее, совершая по отношению к игрушкам те действия, которые свойственны определенному лицу. Сюжетно- ролевые игры в их собственном смысле возникают к концу третьего года жизни ребенка.  Их появление связано с рядом условий:

     Наличие разнообразных впечатлений от окружающего;

     Накопление предметных игровых действий;

     Наличием разных игрушек;

     Частотой общения с взрослыми;

     Развитием самостоятельности детей.

Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью.

Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка, состоящая из двух - трех действий, многократно повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются и форма игры: как индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушкой осуществляется каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения еще нет.    Совместные игры возможны лишь при участии взрослого. Дальнейшее формирование игры связано с развитием сюжета. Более сложный сюжет, включающий 2 - 3 звена из двух – трех действий, возникает тогда, когда взрослый подбирает для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия. Это определяется тем, что на данном этапе развития игры в центре ее находится предмет и действия с ним.

       Например, девочка моет куклу, полотенце и расческа, положены рядом, вызывают новые действия – вытирание и причесывание.

          Во второй половине третьего года жизни  в  развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок – в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде:   ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого.   Затем свою роль в игре, ребенок обозначает словом  (мама, врач, шофер, и др.), но только после того как им был совершен ряд соответствующих действий, и наконец уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью.  Появление роли связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует – на человека. Вместе с тем благодаря наличию умений переносить действия с одного предмета на другой развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх  детей.    Игры становятся   сюжетно – ролевыми.

     По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи.   Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормим мишку, уложим мишку спать, снова покормили и снова уложим спать. Такие игры  называются игры - действия. Причем интерес к действиям  часто доминирует, поэтому цель игры ускользает  из поля зрения ребенка.  Например, девочка усадила своих дочек за стол, ушла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюлькой, сковородками, а дочки так и остались не накормленные.

 

   Особенности игры детей младшего возраста:

          В игре ребенок увлечен  действиями с игрушкой, у него пока нет роли, он ее только осознает, в игре появляются несложные сюжеты с двумя – тремя взаимосвязанными действиями, у ребенка идет активная подготовка к принятию роли, с 2,5 лет начинает активно развиваться самосознание, воображение ребенка. Малыш начинает понимать что, оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять какую- либо роль (Я – это Я и Я- зайчик или шофер…).

     Сверстники в игре малозначимы (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает чаще ради своих интересов – завладеть игрушкой.

У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные  с тем или иным действиями: Я – мама, Я – шофер, Я – врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиями с предметами: Мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для выполнения обеда, купания ребенка. Врач подбирает для лечения карандаш – градусник, рвет бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики:

     У мамы – набор предметов быта.

     У врача –  медицинские инструменты, лекарство.

     У шофера – транспортное средство.

Таким образом,  разыгрывается роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы  (ложка, тазик для купания куклы…), а также предметы заместители (карандаш или  палочка становится в игре – ножом, ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно – игровых действий. Врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т.п.

  Система работы воспитателя по развитию сюжетно – ролевых игр детей 2 -3 года    жизни.

     

 Основной задачей педагога является формирование  у детей младшей группы игровых умений, способствующих становлению самостоятельной  сюжетной игры.

Игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач.

При формулировке игровой задачи могут быть использованы как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть  поставлена прямо: «Уложи куколку спать», может быть сформулирована в косвенной форме: «Куколка хочет спать», а затем и менее конкретно: «Куколка устала», - в этом случае ребенок ищет решение сам. Воспитатель должен развивать целенаправленную игровую деятельность, учит придумывать цель в игре, и подбирать под нее игровые действия.

Одна игровая задача может решаться разными способами:

Например – «Наташенька твой мишка хочет спать, он плачет». Данную задачу поставленную перед ребенком можно решить показывая или называя игровое действие: «Уложи его в кровать»; затем предложить сделать ребенку это самостоятельно.

Усложняя решение можно предложить малышу  перед укладыванием мишки (сыночка, дочки и др.) напоить его молочком, приготовить постельку, рубашку.

        Таким образом, воспитатель тщательно должен продумать ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре.

Для этого он заранее должен предусмотреть наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу. Воспитатель должен учить выполнять несколько игровых действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Развивать целенаправленную игровую деятельность, учить придумывать цель в игре, подбирать под нее игровые действия, содействовать желанию детей самостоятельно подбирать  игрушки и атрибуты для игры, использовать их в качестве предметов – заместителей. С помощью воспитателя дети учатся выполнять несколько игровых действий объединенных в сюжет. Воспитатель постепенно подводит детей к пониманию роли в игре, формирует начальные навыки ролевого поведения, учит связывать сюжет  и действия с названием роли, развивает умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.

           Важно непосредственное участие воспитателя в игре, непосредственное общение ребенка именно с воспитателем, а не с игрушкой (игрушка – немой партнер, она не может подсказать ребенку новых игровых действий). В дидактической игре с куклой дети обучаются разным игровым действиям и переносят их в самостоятельную игру.

          Воспитатель учит детей играть и сам участвует в игре наравне с ребенком, помогая ребенку войти в образ т.е. обозначить его словом: «Ты шофер», «Молодец Наташенька, ты как настоящий доктор, слушаешь куклу трубочкой!».

       Оценка в игре всегда положительная: «Какой молодец, какой хороший шофер, вежливый; какой вкусный суп сварили, молодцы!».

       В оценке фиксируется внимание детей на роли или на ролевом действии, подобранные в соответствии с  этой ролью. У младших дошкольников идет овладевание  функциями предметов, поэтому надо больше иметь в игровом уголке копий реальных предметов, чем предметов – заместителей.

      Большую часть времени дети третьего года жизни бегают и двигаются, поэтому половина пространства группы должно быть освобождено для движений, и катания игрушек.

Предметы для игры должны располагаться  на уровне роста ребенка, быть доступными, оборудование должно быть многофункциональным (для игр, развития сенсорики и мелкой моторики).

Педагог должен проанализировать игровую деятельность детей, выявить причины затруднений и предложить своевременную помощь, спланировать методы и приемы руководством сюжетно – ролевой игрой, как одним из важнейших условий ее развития.

Организовывать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной, - это большая творческая задача воспитателя.

Младший дошкольный возраст (3-4 года): простые ролевые игры

«Дочки-матери», «посещение врача», «приход гостей», «покупка продуктов в магазине» – разыгрывание таких ситуаций относится к уровню простых ролевых игр. южеты игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым (педагог продумывает систему обогащения детей знаниями об окружающей действительности: наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, сюжетно-дидактические игры, беседы о профессиях, иллюстрации, обсуждения просмотренных видеофильмов и т.д.).

Отстраненное отношение воспитателя к ребенку будет препятствовать полноценному развитию игровой деятельности. Чтобы пробудить у ребенка интерес к игре, взрослый должен установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать у него доверие и желание действовать вместе.

Смена сюжетов также благоприятствует увеличению длительности игры, делает ее более интересной. Отображая различные житейские ситуации, ребенок вступает во все более сложные ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: выступает в роли заботливой мамы, врача, парикмахера, продавца, строителя, машиниста и пр.

Чтобы игра была более содержательной, важно с самого начала помогать малышу «строить» ее как целостную ситуацию, в которой все действия взаимосвязаны и осуществляются в некоторой логической последовательности. Воспитатель помогает ему выстраивать цепочки из ряда последовательных действий, («давай сначала сварим кашку, а потом покормим куклу Машу»).

Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты,  делает более интересной, содержательной.

Ролевое поведение с сюжетными игрушками появляется лишь в начале младшего дошкольного возраста, однако закладывать его основы следует уже на втором году жизни.

Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние:

– оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их опыта;

– расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;

– поощрение инициативы при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;

– создание условий для проявления игровой активности в течение дня.

Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно-отобразительной, сколько сюжетно-ролевой.

Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поход в магазин), а также по сюжетам литературных произведений. Педагог формирует умения принимать роль, выполнять действия; поощряет инициативу, попытки подбирать атрибуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...