Родительское собрание в подготовительной группе "Игры по развитию речи, в которые мы играем"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Родительское собрание в подготовительной группе "Игры по развитию речи, в которые мы играем"
Собрание проводится в форме путешествия по островам
Цель: Привлечение родителей воспитанников совместно решать задачи речевого развития детей.
Задачи собрания: - Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
-Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-7 лет.
-Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание в подготовительной группе "Игры по развитию речи, в которые мы играем" | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в подготовительной группе
«Игры по развитию речи, в которые мы играем»
Форма проведения: Игра-путешествие Острова развития речи!»
Цель: Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи речевого развития детей.
Задачи:
Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-7 лет.
Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.
Предварительная работа:
1. Изготовление памятки по развитию речи ребенка 5-7 лет «Играя, развиваем речь детей!»
2. Запись детских высказываний в повседневной жизни.
3. Видеозапись беседы с детьми.
4. Оформление мини — выставки настольно - печатных игр по развитию речи «Давайте поиграем!»
5. Подготовка презентации родительского собрания.
6. При подготовке данного мероприятия использовать ИКТ — технологии.
Повестка дня:
1. Вступительное слово воспитателя.
Представление презентации «Связная речь старших дошкольников. Какая она?
2. Консультация «Причины нарушения речи? Что делать?»
3. Игра — путешествие «Острова речевого развития!».
5. Знакомство с видеозаписью детских рассказов. Обсуждение.
6. Подведение итогов.
Ход собрания
Вступительное слово воспитателя.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарны Вам, что в современном мире занятости Вы нашли время и пришли на нашу встречу. Это означает, что мы все понимаем серьёзность данной темы и нас всех объединяет желание помочь нашим детям в достижении отличного результата. Значит, тема действительно заслуживает внимания!
Тема нашей встречи сегодня «А как речь–то говорит, словно реченька журчит!»
Часть 1: «Немного науки»
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Задачи речевого развития согласно ФГОС ДО:
Овладение речью как средством общения и культуры. Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы речь детей была понятна окружающим;
Обогащение активного словаря за счет основного словарного фонда дошкольника, которое зависит от нашего с вами словаря, словаря родителей и воспитателей;
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения;
Развитие речевого творчества. Эта работа предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия;
Знакомство с детской литературой, разными её жанрами. Очень жаль, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения, слушания, рассказывания. Книга обязательно должна стать спутником детей;
Развитие звуковой культуры речи, что является большой проблемой наших детей;
Формирование звуко-буквенного анализа, как предпосылки обучения грамоте.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Каковы же эти задачи?
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника.
Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
Расширять представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
Развитие компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:
Продолжать развивать связную монологическую речь: учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.
Стимулировать и развивать речевое творчество детей.
Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их.
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
Практическое овладение нормами речи (освоение речевого этикета):
Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета.
Расширять представления детей о культуре речевого общения.
Развивать умение соблюдать этикет общения в условиях взаимодействия детей и взрослых.
Часть 2. Консультация «Причины нарушения речи? Что делать?»
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в этой связи актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой.
Для профилактики общего недоразвития речи у детей важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:
развитие правильного дыхания, развитие мелкой и общей моторики, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового внимания и фонематического слуха
Развитие артикуляционной моторики:
Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.
Развитие правильного дыхания:
Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема.
Используя простую дыхательную гимнастику, можно научить ребенка правильно дышать.
Развитие мелкой моторики:
Польза пальчиковой гимнастики очевидна. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».
В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха:
Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, или нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.
Часть 3. Давайте, уважаемые родители, сейчас на мгновенье превратимся в детей. И мы приглашаем вас в путешествие на корабле.
Корабль наш называется «Счастливое Детство», а путешествие произойдёт на «Острова Развития Речи». Чтобы наши высказывания принесли практическую пользу, предлагаем Вашему вниманию некоторые игры, в которые можно поиграть с ребёнком в свободное время. Даже, если это время от детского сада до дома. Эти игры требуют только времени и желания общаться со своим ребёнком. Давайте поиграем!
1.Остров развития речевого слуха.
Будем учиться сравнивать слова по смыслу.
Игра «Найди ошибку» или «Исправь ошибку».
Например, «У бабочки крылья круглые, а у стрекозы прозрачные.»,
«У снегиря красная грудка, а у синички хвост чёрный » …
Взрослый читает слова стихотворения, а ребёнок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка – Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка, Зовут его... (белка).
Ты не бойся — это гусь, Я сама его... (боюсь).
Грязнулю всегда Выручает... (вода).
В дом войти боится вол: - Подо мной прогнется... (пол).
Свистнул чижик: - Фью, фью, фью! Я с утра росинки …(пью!)
2. Остров отгадывания загадок и сочинения своих собственных.
Давайте вместе придумаем загадку по описанию любого предмета. Например, стул, цветок, солнце…
Можно поиграть в игру «Отгадай загадку!» Несколько человек придумывают какую-то историю и с помощью кубиков и игрушек изображают её. Другая подгруппа должна отгадать, а затем рассказать предложенную предметную ситуацию. Таким образом, ребёнок не только создаёт и обыгрывает свой сюжет, но и угадывает и показывает чужой сюжет, рассказывая его содержание.
3. Остров Фантазии.
Сейчас поиграем в игру «Всё наоборот!» Игра выстроена на приёме инверсии – любому объекту (предмету, явлению) приписываются прямо противоположные функции.
Возьмём многоэлементный объект и опишем его по принципу «Всё наоборот». Возьмём тему «Детский сад».
«Наш детский сад – это высокий-превысокий небоскрёб, в нём одна группа, в неё ходят только взрослые…» Продолжите, пожалуйста. Каждый взрослый – по одному предложению.
Дети очень любят слушать небылицы, перевёртыши, сочинять их сами, фантазировать.
Недавно мы читали рассказ Н. Носова «Фантазёры». Детям было предложено пофантазировать: «Я вчера летал на луну и…». А что там увидели Вы?
Можно предложить пофантазировать безудержно на какую-то тему, используя любые приёмы фантазирования. Можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые. «Придумайте фантастическое растение, пожалуйста!»
Каждый присутствующий – по одному предложению. Рассказ можно записать. «Сочинение концовок к сказкам». Воспитатель читает сказку не до конца, а присутствующие сочиняют окончание сказки, каждый своё. В заключении познакомить с окончанием настоящей сказки.
4. Остров развития и обогащения словаря.
Предлагаем Вам полоски бумаги из 10 цветных квадратов, расположенных в два ряда. Воспитатель указывает на крайний верхний квадрат.
На что он похож? Что бывает того же цвета?
Педагог придумывает первое предложение, а остальное сочиняют родители на основе своих ассоциаций по цвету. Можно усложнить: придумывание по ассоциациям цвета с настроением.
Можно предложить игру «Разговор красок».
Например, «Я- краска белая. Я – снег, я – облако… А Вы?»
Можно спросить: «Если бы ты стал невидимым, для чего бы использовал это свойство?»,
«Если бы я стал волшебником, что бы сделал?»,
«Если бы я стал выше дома, что бы нового увидел вокруг?»,
«Если игрушки оживут и заговорят, что они могут рассказать?»
5. Остров словотворчества.
В центре внимания методы, которые вызовут интерес к теме и желание сочинять, ведущие задачи: развитие речи и развитие творческого воображения.
Поиграем в игру «Найди слово!» Например, гвоздь-гость, трость, кость и т.д. Теперь слово точка а Вы — … (дочка, бочка, строчка, сорочка, два листочка) и т.д.
А вот игра «Подберите эпитеты к словам»
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т.д.)
-ребенок (веселый, добрый, радостный и т.д.)
6. Остров пальчиковой гимнастики.
Предложить родителям выполнение любой пальчиковой гимнастики: При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:
Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребёнка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, поменяйте игру.
Стимулируйте подпевание детей, поощряйте успехи.
7. Остров «Чтение».
Мы хотим предложить Вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям» (раздать родителям памятки, предварительно их огласив):
1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать, ребёнку слушать рассказ или сказку.
2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите это время для своего ребёнка!
8. Остров «Творческая мастерская». Родителям предлагается нарисовать рисунки на тему «Что приснилось пчеле?» (муравью, слону, комару…). По окончании работы каждый родитель получает рисунок своего ребенка на эту тему, сравнивает свои и детские работы. В конце собрания оформляется общая выставка родительских и детских рисунков.
К сожалению, игра уходит из жизни ребёнка в угоду раннему обучению, но вместе с ней уходит и детство – самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека. Надо понимать и помнить: если мы отнимаем у ребёнка игру, значит крадём мир детских переживаний и отношений. Это касается всех видов игр! Давайте же будем играть!
Часть 5. Заключительная часть собрания — блиц-опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!» — «Чудесный цветок» (изготовлен детьми). Родителям раздаются цветы, с обратной стороны которых родители пишут ответы на вопросы:
1. Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?
2. Какие пальчиковые игры Вы знаете?
3. Каких игрушек больше всего у Вашего ребёнка?
4. Чем Вы руководствуетесь, покупая игрушки?
5. Какую последнюю книгу Вы читали с ребёнком?
6. Назовите любимую книгу Вашего ребёнка.
7. Как вы думаете, как игрушки могут способствовать развитию речи?
8. О чём (последнее) фантазировал Ваш ребёнок?
Обсуждение и анализ ответов родителей.
В конце встречи мы благодарим родителей за время, проведённое вместе.
Надеемся, что наша встреча – залог успеха наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»
В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...
Родительское собрание в средней группе "Развитие речи 4 - 5 лет в условиях семьи и детского сада"
Родительское собрание...
Конспект родительского собрания в средней группе «Развитие речи детей 5-го года жизни»
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: знакомство родителей с содержанием раб...
Родительское собрание в средней группе "Развитие речи детей пятого года жизни"
Тема нашей встречи "развитие речи детей пятого года жизни" важна и актуальна. Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. В связи с ...
Родительское собрание группы раннего возраста «Развитие речи детей посредствам развития мелкой моторики рук»
Родительское собрание для родителей первой младшей группы. Направлено на формирование у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей.Донести до родите...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе. «Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».
Родительское собрание«Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».Думаю, никто не станет возражать против того факта, что ...
Родительское собрание - практикум на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики"
Родительского собрания- практикум в группе раннего возраста...