Развитие связной речи детей дошкольного возраста.
методическая разработка
Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью, как средством общения, спообным, при необходимости заменить собою устную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaznaya_rech_statya.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Мастер-класс.
Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребёнок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью как средством общения, способным при необходимости (например, при переписке) заменить собою устную речь. Поэтому в школах уделяется такое большое внимание работе над изложениями и сочинениями. Практика постоянно подтверждает, что в очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют «связно рассказывать» о различных событиях своей жизни, о просмотренных фильмах и пр.
Под связной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.
Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребёнка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребёнка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе всё усложняющейся игры у ребёнка постепенно формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4-5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода «материальная база» для неё — он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими нормами языка, что позволяет ему правильно строить предложения. Но если при построении предложений перед ним стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идёт уже о логической связи между отдельными предложениями.
Детям бывает трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ 4-5-летнего ребёнка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребёнок перескакивает на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выражены слабо или даже полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.
Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как показывает само название, передают реальные события (факты), что делается или на основе их непосредственного восприятия или по памяти. Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему рассказ о реальных событиях может «обрастать» какими-то дополнительными деталями, не присутствовавшими в реальной ситуации.
По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описательный рассказ заключается в простом описании реальных или изображённых на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: «Медвежонок маленький, неуклюжий, лохматый; у него небольшие ушки и короткий хвост...» В сюжетном рассказе имеется завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то: высшей точки (кульминационного момента), и завершение «происшествия», или так называемая развязка; событияздесь должны передаваться в определённой временной последовательности, с учётом их причинно-следственных связей.
С целью проверки состояния у ребёнка связной речи попросите его рассказать о том, что он видит на картинке (можно взять любую картинку, доступную ребёнку по содержанию, например, «Зимние забавы»). Дети, хорошо владеющие связной речью, смогут составить по этой картинке большой и связный рассказ, нередко дополненный даже событиями из их собственной жизни. Другие дети окажутся в состоянии рассказать о содержании картинки лишь двумя или несколькими не связанными друг с другом предложениями, нередко к тому же грамматически неправильно оформленными. Третья группа детей просто перечислит изображённые предметы и явления, не сумев построить даже отдельных предложений, например: «ЗИМА, СНЕГ, ГОРКА, ДЕТИ, СОБАКА, ТУТ КАТАЮТСЯ...» Понятно, что о достаточном уровне развития связной речи можно говорить лишь в отношении первой из названных групп детей, тогда как последняя группа не владеет даже фразовой речью (к сожалению, бывает и такое на самом пороге школы!).
Для более точного суждения о состоянии связной речи ребёнка предложите ему составить рассказ также по картинке, посвященной жизни животных зимой. Ребёнок дошкольного возраста, несомненно, уже много «наслышан» о лисах и зайцах и знает их повадки, образ жизни и характер «взаимоотношений». А вот сумеет ли он связно и последовательно изложить, например, историю встречи лисы с зайцем в сказочном зимнем лесу, отметив при этом и красоту самого леса? Или скажет лишь примерно следующее: «ЛЕС, ЛИСА, СНЕГ, ЗАЯЦ...»?
При неудовлетворительных результатах исследования необходимо безотлагательно приступить к развитию у ребёнка связной речи (в тех, естественно, случаях, когда он уже владеет достаточным словарным запасом и умеет грамматически правильно строить отдельные предложения).
Для обучения связному рассказу можно использовать ряд вспомогательных приёмов. Расскажу о некоторых из них. Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребёнка желание о чём-то рассказать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чём-то расспрашивать ребёнка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, о посещении зоопарка, просмотренном мультфильме и т. п. Слушать нужно внимательно, направляя сбивчивый рассказ ребёнка в нужное русло путём постановки вопросов.
Необходимо научить ребёнка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создаёт чтение или рассказывание сказок и приучение ребенка внимательно следить за развитием действия. Так, например, он должен научиться понимать, что нельзя сначала рассказать о том, как Волк съел Красную Шапочку, а затем том, как мама испекла пирожок и попросила девочку навестить больную бабушку.
До овладения связной речью следует научить ребёнка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по её содержанию вопросы в строгом соответствии сходом развития описанных в ней событий. Полные ответы ребёнка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом прочитанной сказки. Например, по сказке «Репка» могут быть заданы такие вопросы (в скобках даны ответы):
- Что посадил дед?(Дед посадил репку.)
- Какая выросла репка? (Репка выросла большая-пребольшая.)
- Что стал делать дед? (Дед стал тащить репку из земли.)
- Смог ли дед вытащить репку? (Дед вытащить репку не смог.)
- Кого позвал дед? (Дед позвал бабку) и т. д.
Соблюдению последовательности в изложении событий очень помогает составление рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой чёткий план рассказа, не позволяющий отклоняться в сторону от основной нити повествования.
Постепенно ребёнок подводится к составлению самостоятельного рассказа. Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним и в процессе рассматривания ему задаются вопросы по её содержанию. После этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребёнка особой сложности.
Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее:
• пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;
• пересказ просмотренного мультфильма;
• рассказ о событиях прошедшего дня;
• рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;
• заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?);
• составление рассказа по известному его концу (что было до этого?) и пр.
Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребёнка к соблюдению определённых правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребёнок научится понимать, что рассказ с чего-то начинается и чем-то заканчивается. Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется возможно более полный и логичный пересказ учебного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
Работа предназначена для воспитателей, учителей-логопедов, родителей....
Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.
В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....
Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью....
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...
Консультация для педагогов на тему«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В данной консультации рассмотрена проблема применения приемов мнемотехники...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»
Знание педагогом требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....
Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...