Логопедическая грамматика для успешного обучения ребёнка в школе. Консультация для родителей.
консультация (младшая группа)

Фоменкова Татьяна Александровна

Логопедическая грамматика для успешного обучения ребёнка в школе. Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая грамматика для успешного обучения ребёнка в школе.

Консультация для родителей.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки  служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Речь - это сложная функция и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих: ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
          Один из главных показателей подготовленности ребенка к школе — уровень его умственного и речевого развития, так как первое, что потребуется от ребёнка в учебном процессе—это умение слушать собеседника, отвечать на поставленные вопросы. Для того, чтобы речь ребёнка была яркой, образной, нужно родителям учить детей наблюдать окружающую их жизнь, природу, стараться фиксировать их внимание на том, что они видят во время прогулок, экскурсий.

            В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро).Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

            Основные критерии речевой готовности к школьному обучению:

Сформированность звуковой стороны речи.

Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. К сожалению, довольно часто дети, которым идти скоро в школу, «сюсюкают», картавят, неправильно произносят слова. Иногда причиной этого является «сюсюканье» взрослых, считающих, что с малышами надо разговаривать на «птичьем» языке. Даже недолгое пребывание в неблагоприятной языковой среде приводит к тому, что ребенок начинает неправильно произносить слова (велисапед, калидор, небель и т.д). В таких случаях необходимо  стараться давать ему образцы правильной речи и вызывать его на повторение.

Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.  Перед школой ребенок может уже осознанно анализировать речь, если его этому научить: может проводить звуковой анализ, очень любит играть «в слова», «ловить звуки», подбирать слова ассоциации, рифмовать, придумывать новые слова. Поэтому целесообразно предлагать ребенку такие игры:

 « Стать волшебником легко. Преврати слово в гусеницу!»

Сегодня мы научимся превращениям. Для этого мы будем записывать слова особенным образом: не буквами, а кружками. Каждая буква — кружочек. Я произнесу слово, а ты, внимательно выслушав, запишешь его: сколько букв в слове, столько ты нарисуешь колечек-кружков. Произнеси слово «рак». Сколько кружков надо нарисовать? Три. Посмотри, у нас получилась короткая цепочка из кружочков. Она похожа на маленькую гусеницу. Попробуй превратить в гусениц другие слова. Начинаем!

Слова для диктанта:

УМ, СОК, ЗВЕЗДА, СОСНА, ДОРОЖКА.

«Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.

      Сформированность словаря и навыков словообразования.

Дети должны уметь объяснять значения слов сложной слоговой структуры, например: пылесос, аквариум, землетрясение, экскурсия, милиционер;  описывать предмет по трём признакам: форма, цвет, величина. Также ребёнок должен знать названия частей предметов, например: у чайника – носик, ручка, крышка. Подбирать антонимы, например: высокий – низкий, широкий – узкий, пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных.

Сформированность грамматического строя речи: правильно образовывать формы родительного падежа (много яблок, а не  «яблоков», много окон, а не «окнов»), составлять предложения из слов, предъявленных в начальной форме (Мальчик, открывать, дверь.  Сидеть синичка на ветке.). Уметь строить предложения, составлять небольшие рассказы и сказки, делить простые предложения на слова, владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание, составлять самостоятельно рассказ-описание.

Довольно часто причиной обращения родителей к логопеду является только заметные для окружающих речевые проблемы ребенка. И только   в процессе обследования,  выявляются проблемы, сопутствующие речевым нарушениям: задержка психического развития, нарушения слуха, нервно-психические заболевания. В речевое развитие ребенка свои отрицательные коррективы вносят также различные ситуации социально-биологического характера, где социальный статус семьи имеет не последнее значение.

Ежегодно всесторонне обследуя развитие первоклассников, следует отметить, что у большинства из них наиболее часто встречаются следующие нарушения:

  • несформированность звуковой стороны речи;
  • незаконченность формирования фонематического восприятия;
  • бедность словарного запаса;
  • нарушения в грамматическом оформлении речи;
  • ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;

 Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.  К 6 - 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

У школьников с нарушениями произношения звуков, недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Чтобы не допустить этого, нужно :

- вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи;

- начать логопедическую работу с ним до школы (чем раньше, тем лучше);

- ежедневно заниматься с ребенком (выполнять рекомендации логопеда по развитию речи).

Занятия должны быть не продолжительными (в пределах 20 минут), но ежедневными.

           Многие родители думают, что всё ребёнок узнает в школе, но современная жизнь предъявляет новые требования к детям  и от того, как вы подготовили дочку или сына к учёбе в школе в раннем дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в начальном, но и  в среднем звене.

Наша задача убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей.

Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше - подключать игру, показ, действие.
Учить ребенка  весьма не просто. В особенности, если обучающий  не обладает достаточным педагогическим опытом и навыками. Сложно, но очень даже можно! Главное, чтобы ребенок не воспринимал образовательный процесс как наказание за разбросанные  по полу игрушки, а вы – как ежедневную получасовую каторгу. А достаточно этого можно, следуя весьма нехитрым (но очень полезным!) советам, которые мы осмелились предложить вам:

Совет №1.

 Во время обучения поддерживайте у ребенка положительный эмоциональный настрой.

Совет №2.

Наберитесь терпения! Темп усвоения материала у всех детей разный; если ребенок ошибся, покажите, как исправить ошибку.

Совет №3.

Превратите процесс обучения в веселую и занимательную игру. Тем самым вы будете поддерживать у ребенка интерес к знаниям, к познанию нового.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

«Какие мы родители?»

/по материалам  Е.В. Бачевой/

 

Подготовила: Фоменкова Татьяна Александровна,

воспитатель I категории.

Цель: Осознать роль родителей в жизни человека

Участники: 7 человек (родителей)

Оборудование: ноутбук, презентация

Раздаточный материал: ручки (7 шт), желтые  круги с надписью «Родители для меня…7шт),  белые листы лепестки – 30 шт, лист «Права родителей»- 1 шт, лист «Обязанности родителей»-1 шт, лист «Ему повезло с родителями»-1 лист, и «Ей не повезло с родителями»-1 шт, опросник  -7 шт., клей- карандаш-7 шт.

 

Ход:

-Уважаемые гости! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс для родителей «Какие мы родители?»

Блиц-опрос по кругу: «Легко ли быть родителем?» (да, нет, не знаю)

Затем те, кто ответил «нет», объясняют почему. Кто ответил «да», объясняют почему.

- Цель нашего сегодняшнего мастер-класса - осмыслить роль родителей в жизни каждого ребенка.

- Прошу вас, на белых лепестках ромашки написать как можно больше вариантов окончание фразы «Родители для меня…» у вас всего 1 минута

 зачитывание всех ответов

- прошу обсудить значение фраз: 1 подгруппа - «Ему повезло с родителями», 2 подгруппа -  «Ей не повезло с родителями» (1 минута). Обсуждение в группе.

-Вывод: Родители бывают разные.

Обсуждение в микрогруппе, а затем в группе:

- Нужны ли  детям родители и зачем;

- Зависит ли от родителей, какими людьми вырастут их дети.

- Прошу вас обсудить и выбрать и наклеить на ваши листы из предложенных вариантов именно те которые относятся для первой группы - права родителей, для 2 группы – обязанности родителей, у вас всего 1,5 минуты.

(работа с листами «Права и обязанности родителей»- 1,5 минуты)

Размышление наедине с самим собой на тему: какой я родитель? Работа на индивидуальных листах.

Определите стиль своих взаимоотношений с детьми

по методике Р.В. Овчаровой

Прочитайте  и отметьте те фразы, которые вы часто употребляете во взаимоотношениях с детьми:

1.     Ну что за друзья у тебя? (0)

2.     Сколько раз тебе повторять! (0)

3.     Посоветуй мне, пожалуйста(1)

4.     Не знаю, что бы я без тебя делала. (1)

5.     И в кого ты такой уродился?! (0)

6.     Какие  у тебя замечательные друзья! (1)

7.     Ну на кого ты похож(а)?! (0)

8.     Я в твое время…(0)

9.     Ты моя опора и помощник(ца). (1)

10. О чем ты только думаешь?! (0)

11. Какой (ая) ты у меня умница! (1)

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? (1)

13. У всех дети как дети, а ты…(0)

14. Какой ты у меня сообразительный! (1)

 

Обработка результатов: Теперь посчитайте общее количество баллов и дайте ответ самому себе.

Чем больше баллов вы набрали, тем больше взаимопонимание у вас  с ребенком. Скорее всего, он видит в вас друга, нежели контролера.

Зачитывание ответов: друг и контролер

Видео опрос детей «Когда я буду родителем…»

-Давайте вспомним цель нашего мастер-класса: осмыслить роль родителей в жизни каждого ребенка.

Существует мнение, что хорошим родителем быть не легко, зато плохим очень просто. И самое главное от них действительно зависит, какими людьми они вырастут их дети. И в том и другом случае  дети остаются любящими детьми, умеют прощать, умеют заботится о своих мамах и папах, быть внимательными  к их бедам и радостям.

Выстраивание пирамиды.

Каждый родитель хочет,  что бы его ребенок вырос счастливым человеком, но как говорил Антон Семенович Макаренко «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». Только вместе с вами мы способны сделать ребёнка счастливым. А для этого надо необходимо выстроить правильную пирамиду воспитания :

1.     любить своего ребенка.

2.     научить его делать добро

3.     играть и творить

4.     Привить ЗОЖ и умение сказать «Нет!»

5.     Развивать самостоятельность. Правила.

6.     Управление агрессией

7.     Воля. Ситуация успеха для ребёнка!

Если каждый родитель выстроит эту пирамиду правильно, то у нас в будущем ждет поколение здоровых, успешных, счастливых детей.

Рефлексия (по кругу): «После этого разговора я…»

- На память о нашей сегодняшней встрече я хочу вам дать посыл дня разговора с самим собой (раздатка).  

Разговор с самим собой

Как родитель я __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мои отношения с ребенком __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Себе и своему ребенку обещаю __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хорошая мама- это __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хороший отец – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

  10 идеальных: НИКОГДА, НИКОМУ, НИКОГО

 

НИКОГДА:

1.     Не спорь.

2.     Не повышай голоса

3.     Не унывай

4.     Не отчаивайся.

5.     Не переедай и не упивайся вином.

6.     Не лги.

7.     Не гневайся.

8.     Не требуй воздаяний и благодарностей за добро.

9.     Не отвергай и не  принимай ничего слишком категорично.

10. Не превозносись.

 

НИКОМУ:

1.        Не завидуй.

2.        Не льсти.

3.        Не мсти.

4.        Не груби.

5.        Не обещай того, что не сможешь сделать.

6.        Не хвались.

7.        Не будь в тягость (если это возможно).

8.        Не помни зла.

9.        Не отвечай злом на зло, по добром.

10.   Не желай того, чего не желаешь себе.

 

НИКОГО:

1.       Не обижай.

2.       Не презирай.

3.       Не гнушайся.

4.       Не раздражай.

5.       Не высмеивай.

6.       Не осуждай.

7.       Не считай хуже себя (но наоборот).

8.       Не оставляй без должного внимания.

9.       Не злословь.

10.   Не возводи из смертных в своего кумира.

В. Невчерович, «Терапия души»

Составь для себя заповеди:

Я никогда ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я никому ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я никого ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

                                         Мастер – класс для родителей

«Логические блоки Дьенеша».

 

Цель:  Ознакомление родителей с логическими блоками «Дьенеша» и их использовании в развитии детей дошкольного возраста.

Задачи: Помочь родителям овладеть необходимыми приемами работы с блоками Дьенеша,  которые позволят им решать вопросы развития у детей анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства.

Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.

Способствовать повышению педагогической грамотности родителей.

 Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе. Мне очень  приятно видеть вас, и я благодарна Вам за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.

Живя в современном мире, мире информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.

Как показывает практика, дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, Я в своей работе уделяю этому большое внимание, используя разнообразные, современные методики и технологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.

И сегодня я хочу познакомить вас с одной из них - это «Логические блоки Дьенеша». Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Что же это такое?

Посмотрите на наборы, которые лежат перед вами. Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

        В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

        Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)

Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

 

А сейчас я предлагаю вам закрепить на практике все то, о чем я рассказала, т. е. давайте вместе поиграем.

Предлагаю разделиться на две команды, одна команда «Умники – папы», а вторая «Умницы-мамы».

1. Игра «Найди клад». Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением конфетки «Умники –папы», задают наводящие вопросы- где находится клад? по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ». А «Умницы-мамы» прячут клад. Затем можно поменяться.

2. Игра  «Найди ошибки».

Найти и исправить ошибки по трем признакам - цвет, форма, размер.

«Умники» выступают в роли экспертов, наблюдают за работой «Умниц», оценивают правильность выполнения задания.

3. Ориентировка на листе бумаги. Родителям можно предложить положить красный, маленький, толстый, круг в центре листа. А треугольник, большой, узкий, синий в правом верхнем углу и так далее. А потом проверить результат

4. Составьте из логических блоков Дьенеша плоскостные изображения предметов: «Умники» машинку, паровоз; «Умницы» дом, башню.

Уважаемые родители!

Уважаемые родители, методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более  сложных  логических  задач. Самое главное то, что блоки  Дьенеша – это путь к успешному освоению детьми математических представлений.  А чтобы совместные занятия с детьми приносили радость, хочу дать вам несколько советов:

  • Занимайтесь вместе – это веселее, это поможет вам поделиться с ребенком своим опытом и мастерством.
  • Покажите, что вам интересно заниматься, играть, творить вместе с вашим ребенком.
  • Будьте внимательны к своему ребенку, обсуждайте с ним задачи, цели, прислушивайтесь к его мнению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

         Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...

Консультация для родителей «Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе».

«Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе»....

Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе.

Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе.Речь - это сложная функция и развитие ее зависит от многих моментов.Большую роль в возникновении речевых нарушений играют биологич...

Консультация для родителей "Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе"

        С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые ...

Консультация для родителей «Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе. Упражнения для развития слогового анализа и синтеза

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких...

Консультация для родителей:"Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе"

Логопедическая грамматикадля успешного обучения ребенка в школе...

Семинар для родителей на тему «Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе»

Один из главных показателей подготовленности ребенка к школе — уровень его умственного и речевого развития. Многие родители думают, что всё ребёнок узнает в школе, но современная жизнь пред...