Как воспитать ответственность у детей.
консультация (старшая группа)
Семья- естественная среда обитания ребенка.Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. В мире нет ничего более ценного, чем сам человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_s_roditelyami_v_podgotovitelnoy_gruppe_kak_vospitat_otvetstvennost_u_rebenka.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с родителями в подготовительной группе « Колобок» -Как воспитать ответственность у детей.
Цель: провести беседу о воспитании ответственности у детей.
Задачи:
Способствовать обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско-педагогической компетентности.
Оказать поддержку во взаимоотношениях между учащимися и родителями в семье;
Ход беседы.
Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека Народная мудрость гласит: “Человеком не рождаются, человеком становятся”. В мире нет ничего более ценного, чем сам человек.
Но почему один человек идет по жизни с высоко поднятой головой, не падает духом, какие бы его испытания, ни ожидали, а другой человек теряется, опускает руки.
Каким образом в столь нежном возрасте можно приучить детей к этим серьезным вещам?
Что для вас «ответственность»? (рассматриваются варианты ответов родителей и записываются на доске). Способность отвечать за свои поступки.
Толковый словарь Ожегова
Ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках
Пример: Чувство ответственности. Нести о. за что-н. Привлечь к ответственности (заставить отвечать за плохой ход дела, за проступки; офиц.). Возложить о. на кого-н. (офиц.). Под вашу о. (отвечать будете вы).
Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Как решить эту проблему? (варианты ответов)
Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Родительское воспитание –это обязанности и послушание детей.
Решается ли проблема? Дети становятся ответственными? (не всегда).
На самом же деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, в быту семьи, все же могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Напротив, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях, неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.
Есть ответственность детей или нет, как понять? (способен ли ребенок отвечать за те или иные поступки). Отвечает сам или кто-то за него?
Часто звучит: «ты должен, я сказала, я лучше знаю…». Свободен ли в выборе ребенок? Способен управлять своей жизнью- принимать решения, следовать своим целям, самому контролировать их?(обсуждение с родителями на данные фразы)
Вывод: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи. Ответственность может только там, где без неё не прожить.
Что важно для ребенка? (быть любимым, понятым, хорошим)
Заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют, а не в их внешних реакциях - подчинении нам или сопротивлении.
Как понять, что дети думают и чувствуют?
Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и позах. А наша задача - прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать. (понять, услышать, увидеть)
Если ребенок приходит из школы хмурый, молчит, не отвечает на вопросы - ясно, что у него какие-то неприятности. Следуя нашему девизу, мы не станем начинать разговор с критических замечаний. Если мы сочувствуем ребенку, нельзя делать ему такие замечания, которые вызывают у него досаду, ненависть.
Если только критиковать его, он никогда не научится ответственности. Все, что он сможет, это проклинать себя и обвинять других. Он научится не доверять своим собственным суждениям, перестанет проявлять свои способности и будет подвергать сомнению намерения окружающих, привыкнет жить в ожидании неминуемого осуждения.
Нужно, чтобы появились (если их нет) близкие отношения с ребенком, завоевать доверие ребенка.
Например, ответственность за оценки. Какая базовая ценность? (уважение, признание, статус в классе. Необходимо проговорить, что будет в жизни, если будут «5», «2»? За этими оценками взрослый видит, чувствует ребенка, а не себя в глазах окружающих (мне стыдно, что подумают другие) Ребенок узнает про себя, он отвечает сам за свои оценки, а не родитель за него. Взрослому стоит обсудить за что «2» или «5».
Вывод:
Чутко слушать ребенка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. В результате они делают вывод, что мысли у них глупые, а их самих никто не любит. Взрослые видят не их, а его оценки. Если родители слушают ребенка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей.
Избегать таких выражений и замечаний, которые вызывают у ребенка чувство неприятия, ненависти. Оскорбления. (Ты - позор для своей школы и семьи). Ругательства. (дурак) Пророчества (Кончишь ты тюрьмой, это точно). Угрозы если не прекратишь, то ..). Обвинения (ты такой…, виноват сам). Демонстрация власти (Лучше помолчи и послушай, что старшие скажут).
Как вы понимаете «зона ответственности»? (ответы родителей)
Моя зона, сам контролирую, решаю. (Понятие «зоны ответственности» обычно употребляется как в меру неопределенное, но указывающее на то, что именно конкретный человек должен нести ответственность за события, имеющие отношение к определенной сфере деятельности организации)
За что конкретно отвечает ваш ребенок, какова зона его ответственности? (собирать портфель, делать домашнюю работу, чувство голода, чувство тепла, выражать чувства, мнение)
С первого же года обучения ребенка в школе родители должны внушить ему, что ответственность за выполнение домашних заданий лежит исключительно на нем Взрослые не должны надоедать ребенку упреками по поводу домашних заданий. Они не должны следить, как ребенок делает уроки, или проверять потом сделанное, кроме тех случаев, когда дети сами об этом просят. Начни только отец или мать делать с сыном уроки и бремя этой ответственности ляжет на их плечи навсегда. Домашние задания могут стать в руках детей оружием против родителей. Используя его, они будут мстить, шантажировать, эксплуатировать. Но можно избежать многих бед, если не проявлять интереса к мельчайшим подробностям домашних заданий, а четко подтвердить: «Ты сам отвечаешь за выполнение домашних заданий. Они так же важны для тебя, как для нас - наша работа».
У ребенка есть право голоса, в делах, которые имеют для него наибольшую значимость (в его зоне ответственности), и право выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам, - тут он должен иметь право выбора. Но в вопросах, касающихся благополучия ребенка, он имеет лишь право голоса, но не выбора. Если родители дали слишком много прав ребенку, тогда ребенок не способен брать на себя ответственность. (пример: право на собственный телефон, компьютер не позволяет ребенку еще оплачивать услуги, ремонтировать и т.д., право на собственную комнату, нет возможности взять ответственность за уборку, мебель, дизайн комнаты и т.д.) Поэтому ответственность нужно передавать небольшими порциями.
Ответственность дает право выбора. Чем выше ответственность, тем больше прав.
Когда родители отбирают права. Приводит к тому, что ребенок не понимает, чего он хочет. Родитель собирает портфель, тогда чей это портфель, кто за него отвечает? Родитель знает как одеть ребенка на прогулку в 14 лет («одень шарф или без шапки не выходи») Тогда ответственность за тепло и здоровье ребенка на родителе. Ребенок же не понимает холодно или жарко ему.
Как передать ответственность ребенку? Поговорить с ребенком, почему дома хорошо и уютно? (ответственность родителей за тепло, еду, чистоту и т.д.) Что готов взять на себя? Это важно для нас, как часто? (ребенок сам выбирает ответственность) Допустим за портфель. Собрать самому – взять ответственность на себя. Собрать сначала вместе. Затем разговаривать умеет ли собирать портфель, как долго его собирать, чья это ответственность или чей этот портфель? Что в жизни изменится, если что-то забывать? Что нового о себе ты узнаешь?
Как способствовать тому, чтобы ребенок выполнял свои обязанности регулярно, а не разово? (обсуждение с родителями) Необходима позитивно-обратная связь. (видеть, слышать, понимать ребенка, отказаться от ожиданий, уважать его мнение и родителю необходимо благодарить и хвалить ребенка, акцентировать на то, что он уже умеет или чему научился). Вспомнить себя, что вы чувствуете, когда вам передают ответственность. (Примеры из жизни: в первый раз сели за руль, новая должность и т.д.) Что вы чувствовали? (страх, волнение, сомнение, неуверенность). Что вам помогало в таких ситуациях? Поддержка, внимание, понимание, акцентирование на то, что у вас это получилось).
Вывод: что нужно от вас вашим детям при передаче ответственности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как воспитать ответственность у детей.
Консультация поможет родителям воспитать ответственность у дошкольника....
Как воспитать ответственность у детей.
Как воспитать ответственность у детей....
Консультация для родителей «Как воспитать ответственность у детей»
Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.Пробуждение ответственности. Же...
Как воспитать ответственность у детей.
Семья- естественная среда обитания ребенка.Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. В мире нет ничего более ценного, чем сам человек....
Как воспитать ответственность у детей дошкольного возраста
Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на о...
Как воспитать ответственность у детей
Как воспитать ответственность у детей...
Консультация для родителей «Как воспитать ответственность у детей дошкольного возраста?»
В дошкольном периоде дети активно учатся самостоятельности и общению с окружающим миром. Важно научить малыша принимать ответственность за свои дела – например, за порядок в ...