Как подготовить руку к письму
консультация (старшая группа)
Вы, конечно, заметили, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые интересы: он чаще задает вопросы, на которые порой взрослому нелегко ответить; неожиданно для вас пишет на песке, снегу и бумаге цифры и буквы; активно обсуждает со взрослыми телепередачи. Дошкольник проявляет интерес к книгам, спрашивает: «Что тут написано? Какая это буква? Как пишется мое имя?». Зная несколько букв, он пытается самостоятельно читать и писать отдельные слова. Все это следует учесть, чтобы вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание на овладение важными для школьного обучения умениями - чтением и письмом.
Для того чтобы ребёнок мог писать буквы легко и свободно, конечно должна быть хорошо сформирована мелкая моторика рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_podgotovit_ruku_k_pismu.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие графомоторного навыка у детей
развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом. В исследованиях психопатологов большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребенка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это результат научения? Было выяснено, что и созревание и научение — факторы, в равной мере необходимые для формирования моторики пальцев рук. Кроме того, известна тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования профессора М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10—12 мес., она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончике пальцев, поэтому тренировать их надо уже с 6-месяч- ного возраста ребенка. Далее представлены возрастные особенности овладения детьми моторными и графическими навыками1,5—2 года
Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.
3 года
Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются.
3,5 года
Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.
3,5 - 4 года
Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.
5 лет
Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку.
Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.
6—7 лет
Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.
Существуют специальные игры для развития пальцев(«Гребешок», «Царапка», «Лесенка»), пальчиковые (имитация животных, людей, пред- метов), театр теней. Для развития графического навыка следует использовать:
графический диктант;
рисование линий: прямые и фигурные дорожки;
Родителей старших дошкольников всегда волнует вопрос, как подготовить ребенка к школе, когда начать эту подготовку, чтобы период школьной адаптации не был трудным.
Вы, конечно, заметили, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые интересы: он чаще задает вопросы, на которые порой взрослому нелегко ответить; неожиданно для вас пишет на песке, снегу и бумаге цифры и буквы; активно обсуждает со взрослыми телепередачи. Дошкольник проявляет интерес к книгам, спрашивает: «Что тут написано? Какая это буква? Как пишется мое имя?». Зная несколько букв, он пытается самостоятельно читать и писать отдельные слова. Все это следует учесть, чтобы вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание на овладение важными для школьного обучения умениями - чтением и письмом.
Для того чтобы ребёнок мог писать буквы легко и свободно, конечно должна быть хорошо сформирована мелкая моторика рук.
В 5 лет дошкольник должен хорошо выполнять горизонтальные и вертикальные штрихи, ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживать карандаш или ручку. Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытаться писать буквы.
В 6—7 лет ребёнок уже хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.
Если ребёнок постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.
Нелюбовь к рисованию — один из показателей нарушения развития тонко координированных движений.
Но умение Вашего малыша хорошо рисовать не гарантирует быстрого и лёгкого овладения письменной речью в школе, так как грамотное письмо напрямую зависит от чёткого взаимодействия уха, языка, глаза и руки.
Ухо звук определит,
Язычок проговорит,
Глаз увидеть букву сможет и
Руке писать поможет.
Сбой в каком-либо звене данной цепочки приводит к нарушению письменной речи.
Для развития качеств, необходимых для овладения письмом и чтением нужно сформировать у дошкольников графомоторные навыки:
- развить взаимоконтроль глаза и руки;
- укрепить мелкие мышцы пальцев при физической нагрузке;
- научить соблюдать последовательность направлений при выполнении элементов букв, переносить контуры предметов на разные расстояния — слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Для развития графического навыка Вы можете предложить ребёнку:
- рисовать линий: прямые и фигурные дорожки;
- рисовать по точкам, контурам, клеточкам;
- выполнять штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки.
Выполняя различные виды заданий, малыш приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия:
- вести линию сверху вниз и слева направо,
- выполнять линии различной толщины и формы,
- штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур, прямые вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши), крупными петельками.
- Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии).
- Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.
Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15—20 мин. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как подготовить руку к письму"
В данном пособии представлены задания для подготовки руки к письму. Разнообразие материала позволяет ребенку выполнять задания с постепенным усложнением. Для каждого задания даны точные рекомендации. ...
КАК ПОДГОТОВИТЬ РУКУ К ПИСЬМУ
Наверное, данная статья больше всего заинтересует родителей, чьи дети в ближайшем будущем станут первоклассниками. Ведь обучение письму дошкольников, равно как чтение, стоят на первом месте в раз...
"Как подготовить руку к письму" презентация
Консультация для родителей "Как подготовить руку к письму"....
Как подготовить руку к письму
советы для родителям...
Памятка "Как подготовить руку к письму"
Шпаргалка для родителей о подготовке руки ребенка к письму....
Как подготовить руку к письму или что такое графомоторные навыки?
Для подготовки к успешному обучению письму в школе у ребёнка должны быть сформированы графомоторные навыки. Графомоторный навык – это умение правильно держать в руке карандаш или ручку, проводит...
как подготовить руку к письму.
рекомендации родителям по подготовке руки дошкольника к письму....