ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (подготовительная группа)
В статье рассматривается влияние театрализованной деятельности на развитие детей дошкольного возраста, описываются некоторые виды театра и рассказывается об опыте работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.91 КБ |
![]() | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Акимова Наталья Владимировна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 28»
Россия, Нижегородская область,
г. Дзержинск
e-mail: nata-v33@yandex.ru
Аннотация: в статье рассматривается влияние театрализованной деятельности на развитие детей дошкольного возраста, описываются некоторые виды театра и рассказывается об опыте работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста.
Исходя из запросов современного этапа развития системы дошкольного образования, очевидно, что для нее характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. И в качестве приоритетного подхода в воспитании и обучении детей используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из таких видов детской деятельности, которую весьма широко используют в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, окунаясь в мир театра, ребёнок испытывает эмоции, делает для себя пусть небольшое, но открытие. Театральная деятельность способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка четко формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.
Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность: дружба, доброта, честность, смелость и др. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованная деятельность близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, видя то, как дети стремятся реализовать свои потребности и способности через театрализованные игры, я решила использовать это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, чтобы создать условия для развития творческой активности; приобщить детей к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Впервые ребенок узнает о театре через знакомство с кукольным театром. Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, собачку, которые ожили, задвигались, заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее. И здесь мы видим, что кукольный театр не только как развлечение, но проявляется и его воспитательное значение. Условность кукольного театра близка и доступна детям, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость.
Кроме кукольного, дети знакомятся с разнообразием видов и форм театра: плоскостной (картинки для фланелеграфа, теневой, на дисках и т.д.), варежковый, на ложках, пальчиковый и многие другие.
В настоящее время мы с ребятами осваиваем достаточно новый вид театра – интерактивный. Это готовые театральные подмостки, с открывающимися и закрывающимися занавесями, с верхним и нижним освещением и магнитными подставками для «двигающихся» фигурок. Здесь ребенок может выступать как в роли режиссера, актера, декоратора, так и осветителя и работника сцены, отвечающего за занавес (механика сцены).
И конечно, когда осваиваешь все новое, важна поддержка и отклик со стороны взрослых. Наши родители с интересом и даже некоторым детским восторгом восприняли новое увлечение детей и воспитателей. Много пособий, новых видов театра и декораций было сделано, а также еще делаются, именно их умелыми и чуткими руками.
Наш театр мы назвали семейным не только за то, что почти каждая семья прониклась идеей нового, но и потому, что репертуар нашего театра отражает многие произведения о семье, семейных взаимоотношениях, пропаганде семейных ценностей и традиций. Это произведения Николая Носова («Леденец», «Живая шляпа», «Огородники» и др.), русские народные сказки: «Крошечка Хаврошечка», «Морозко», «Лягушка - Царевна», «Мудрый отец», «Снегурушка и лиса», «Снегурочка», «Зимовье зверей» и многие другие; Г.-Х. Андерсен «Снежная королева», братья Гримм «Бабушка Метелица», Катаев «Цветик-семицветик», Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Результаты работы по театрализованной деятельности не заставили себя ждать: ребята стали чаще проявлять друг к другу положительные эмоции, охотно говорить о своих чувствах, переживаниях, стали более доверчивыми и открытыми. Значительно уменьшилось количество конфликтных ситуаций между детьми. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения и т. д.); научились понимать и осознавать эмоциональное состояние окружающих их людей и своё собственное; речь стала более выразительной; они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать; стали более самостоятельными и инициативными; у детей замкнутых, закрытых появился интерес к театрализованной игре, они стали включаться в общую деятельность более охотно.
Таким образом, систематическое включение театрализованных игр в повседневную жизнь помогают полнее раскрыть возможности и способности детей, а также укрепляют межличностные отношения в семье.
Используемая литература:
1. Е.А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006г.
2. М.Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в деском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.
3. Е.В.Мигунова «Организация театральной деятельности в детском саду», Великий Новгород, 2006 год.
4. Н.Ф Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.
- А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны
Решая, социально-личностные задачи воспитания, необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

"Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста....

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»
Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста...

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта « Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Идея опыта: «Создание условий для развития творческих способностей и всестороннего развития детей в процессе театрализованной деятельности; создание усло...