Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
консультация
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonem_sluh.docx | 15.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.
Назови первый гласный звук.
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).
Сложи звуки.
Взрослый произносит слог или слово по звукам, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова целиком,
например: м,а - «ма»; н,о,с – «нос».
Скажи наоборот
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке (а.у,и – и.у,а).
Зоркий глаз
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
Что лишнее?
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Чистоговорки
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Назови слова на звук …
Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.
Какое слово задумано?
Взрослый показывает детям картинки и называет их,
пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка). Используем только звуки, которые ребенок проговаривает.
Поймай звук.
Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
Подскажи последний звук.
Взрослый предлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Весёлое название.
Взрослый предлагает ребёнку ладошки и хлопнуть, если он услышит правильно произнесённое слово, изображённое на картинке. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:
Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!
С уважением, учитель – логопед
Екатерина Васильевна Проскурнева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.
Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
Презентация на тему: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".
Учимся различать близкие по звучанию слова....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является успешное развитие фонематического слуха....
Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...
- Мне нравится (1)