КОНСУЛЬТАЦИЯ. КОГДА НАЧИНАТЬ РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА?
консультация
КОНСУЛЬТАЦИЯ.
КОГДА НАЧИНАТЬ РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА?
Навык логически мыслить формируется у ребенка еще в дошкольном возрасте. И он не менее важен, чем умение читать, писать и считать. Логика для ребенка — это базис интеллекта. Она помогает ему мыслить многогранно, анализировать ситуации, выявлять закономерности и делать выводы. А еще искать причинно-следственные связи, осмысливать свои действия и решать многослойные задачи. В будущем именно эти процессы мышления помогают человеку добиваться успеха в жизни и на том поприще, которое он выбрал.
Педагоги и психологи уверены: развитию логического мышления нужно уделять большое внимание с 4-5-летнего возраста ребенка. Именно тогда у малыша начинают формироваться логические навыки, и в этом ему нужно помогать. Существует множество простых и понятных задачек на логику для детей разного возраста. Мы начнем с раннего.
В возрасте 4-5 лет почти все дети уже могут освоить основные логические операции: сравнение, анализ, синтез и классификацию. В основе этих процессов образное мышление, да и вообще все процессы в юном разуме тесно связаны. Поэтому чем больше информации об окружающем мире получает ребенок, тем лучше он может выполнять упражнения на логику.
Типы заданий на развитие логического мышления.
Вместе с логикой ребенку необходимо тренировать наблюдательность и внимание. Эти навыки помогают анализировать и разделять свойства предметов и явлений, чтобы потом правильно их классифицировать, что тоже относится к логике. Поэтому многие игры и задания совмещают в себе развитие нескольких качеств. Есть несколько категорий заданий, в каждой из которых можно пользоваться основой и придумывать что-то свое.
1. Классификации: распределять предметы по признакам.
Например, можно дать ребенку карточки с животными и попросить распределить их на две группы: травоядные и хищники. Или дать продукты питания и попросить выделить разделить их на овощи и фрукты.
2. Закономерности и противоположности: продолжить ряд цифр или распределить понятия. Дети до 6 лет могут выполнять эти задания с разным уровнем сложности (например, выбрать только четные числа в ряду или найти понятия, противоположные друг другу, вроде день – ночь и тепло – холодно). Для этого можно также использовать карточки с изображениями и кубики с цифрами.
3. Поиск лишнего: убрать из ряда неподходящее по признаку слово. Например, даем ряд слов, обозначающих погоду, или только слова женского рода, или только названия животных. Лучше использовать для этого карточки с картинками, обозначающими эти слова, так ребенку будет проще их воспринимать.
4. Лабиринты: поиск верного пути. Такие задания хорошо подходят для развития образно-логического мышления, а также тренируют концентрацию внимания, память и способность анализировать ситуацию. Есть масса развивающей литературы для детей 3-5 лет с играми вроде «Помоги лисичке найти дорогу в норку».
5. Съедобное-несъедобное: соотносить слова или образы с конкретным признаком. Вариантов у этой игры очень много, можно кидать мяч или также пользоваться карточками с изображениями. Ребенок должен определять, съедобный перед ним продукт или нет.
Примеры игр и упражнений для тренировки.
«Кто что любит»
И снова понадобятся картинки с изображениями животных и пищи для них. Например, лев и мясо, кошка и молоко, птичка и пшено. Разложите картинки перед ребенком и предложите накормить всех животных тем, что они любят есть.
«Назовем одним словом»
Зачитайте или разложите карточки со словами перед ребенком и попросите назвать их одним словом, то есть определить в какую-то группу. Например, «груша, яблоко, апельсин, банан — это фрукты». Чем старше ребенок, тем интереснее могут быть группы (транспорт, эмоции, страны мира и так далее).
«Найди лишнее»
Это могут быть и слова, и предметы, и что угодно. Главное, чтобы они все относились к какой-то группе, кроме одного предмета или слова. Положите их перед ребенком и попросите убрать лишнее.
«Все наоборот»
Это устная игра: вы говорите ребенку слово — и просите его назвать антоним. Большой — маленький, пустой — полный, легкий — тяжелый, умный — глупый, веселый – грустный и так далее. Играть удобно на прогулке, в транспорте или дома, когда заняты руки.
Существует множество сайтов и электронных или печатных изданий с разнообразными играми и задачками для детей на развитие логики. Можно легко найти то, что заинтересует ребенка и вдохновит его на познание. Кроме того, логическое мышление мы развиваем каждый день во время рутинных занятий. Можно обсуждать с ребенком сюжеты сказок на предмет несоответствий реальной жизни. Можно классифицировать предметы и явления на прогулках.
Важно понимать, что логика — это не то, что развивается за несколько часов. Это длительный и практически непрерывный процесс, который можно и нужно поддерживать развивающими играми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей и педагогов. | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ.
КОГДА НАЧИНАТЬ РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА?
Навык логически мыслить формируется у ребенка еще в дошкольном возрасте. И он не менее важен, чем умение читать, писать и считать. Логика для ребенка — это базис интеллекта. Она помогает ему мыслить многогранно, анализировать ситуации, выявлять закономерности и делать выводы. А еще искать причинно-следственные связи, осмысливать свои действия и решать многослойные задачи. В будущем именно эти процессы мышления помогают человеку добиваться успеха в жизни и на том поприще, которое он выбрал.
Педагоги и психологи уверены: развитию логического мышления нужно уделять большое внимание с 4-5-летнего возраста ребенка. Именно тогда у малыша начинают формироваться логические навыки, и в этом ему нужно помогать. Существует множество простых и понятных задачек на логику для детей разного возраста. Мы начнем с раннего.
В возрасте 4-5 лет почти все дети уже могут освоить основные логические операции: сравнение, анализ, синтез и классификацию. В основе этих процессов образное мышление, да и вообще все процессы в юном разуме тесно связаны. Поэтому чем больше информации об окружающем мире получает ребенок, тем лучше он может выполнять упражнения на логику.
Типы заданий на развитие логического мышления.
Вместе с логикой ребенку необходимо тренировать наблюдательность и внимание. Эти навыки помогают анализировать и разделять свойства предметов и явлений, чтобы потом правильно их классифицировать, что тоже относится к логике. Поэтому многие игры и задания совмещают в себе развитие нескольких качеств. Есть несколько категорий заданий, в каждой из которых можно пользоваться основой и придумывать что-то свое.
1. Классификации: распределять предметы по признакам.
Например, можно дать ребенку карточки с животными и попросить распределить их на две группы: травоядные и хищники. Или дать продукты питания и попросить выделить разделить их на овощи и фрукты.
2. Закономерности и противоположности: продолжить ряд цифр или распределить понятия. Дети до 6 лет могут выполнять эти задания с разным уровнем сложности (например, выбрать только четные числа в ряду или найти понятия, противоположные друг другу, вроде день – ночь и тепло – холодно). Для этого можно также использовать карточки с изображениями и кубики с цифрами.
3. Поиск лишнего: убрать из ряда неподходящее по признаку слово. Например, даем ряд слов, обозначающих погоду, или только слова женского рода, или только названия животных. Лучше использовать для этого карточки с картинками, обозначающими эти слова, так ребенку будет проще их воспринимать.
4. Лабиринты: поиск верного пути. Такие задания хорошо подходят для развития образно-логического мышления, а также тренируют концентрацию внимания, память и способность анализировать ситуацию. Есть масса развивающей литературы для детей 3-5 лет с играми вроде «Помоги лисичке найти дорогу в норку».
5. Съедобное-несъедобное: соотносить слова или образы с конкретным признаком. Вариантов у этой игры очень много, можно кидать мяч или также пользоваться карточками с изображениями. Ребенок должен определять, съедобный перед ним продукт или нет.
Примеры игр и упражнений для тренировки.
«Кто что любит»
И снова понадобятся картинки с изображениями животных и пищи для них. Например, лев и мясо, кошка и молоко, птичка и пшено. Разложите картинки перед ребенком и предложите накормить всех животных тем, что они любят есть.
«Назовем одним словом»
Зачитайте или разложите карточки со словами перед ребенком и попросите назвать их одним словом, то есть определить в какую-то группу. Например, «груша, яблоко, апельсин, банан — это фрукты». Чем старше ребенок, тем интереснее могут быть группы (транспорт, эмоции, страны мира и так далее).
«Найди лишнее»
Это могут быть и слова, и предметы, и что угодно. Главное, чтобы они все относились к какой-то группе, кроме одного предмета или слова. Положите их перед ребенком и попросите убрать лишнее.
«Все наоборот»
Это устная игра: вы говорите ребенку слово — и просите его назвать антоним. Большой — маленький, пустой — полный, легкий — тяжелый, умный — глупый, веселый – грустный и так далее. Играть удобно на прогулке, в транспорте или дома, когда заняты руки.
Существует множество сайтов и электронных или печатных изданий с разнообразными играми и задачками для детей на развитие логики. Можно легко найти то, что заинтересует ребенка и вдохновит его на познание. Кроме того, логическое мышление мы развиваем каждый день во время рутинных занятий. Можно обсуждать с ребенком сюжеты сказок на предмет несоответствий реальной жизни. Можно классифицировать предметы и явления на прогулках.
Важно понимать, что логика — это не то, что развивается за несколько часов. Это длительный и практически непрерывный процесс, который можно и нужно поддерживать развивающими играми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развиваем логическое мышление с помощью занимательных игр»
Работа с родителями....
Материал к проведению развивающих игр с дошкольниками "Умники и умницы. Развиваем логическое мышление" (младшая группа)
Материал к проведению психологом развивающих игр "Умники и умницы" (младшая группа). Развитие логического мышления...
Материал к проведению психологом развивающих игр "Умники и умницы. Развиваем логическое мышление" (средняя группа)
развивающие игры по развитию логического мышления....
Материал к проведению развивающих игр с дошкольниками "Умники и умницы. Развиваем логическое мышление" (старшая группа)
Развитие логического мышления....
Бюллетени для родителей "Развиваем логическое мышление ребенка"
Варианты игр и упражнений с помощью логических фигур и блоков Дьенеша...
Детская развивающая игра "Грядка с овощами" своими рукамиЦель: - развивать мелкую моторику рук; - развивать логическое мышление; - закреплять умение называть овощи и сравнивать их с геометрическими фигурами - закреплять элементарные математические пре
Детская развивающая игра "Грядка с овощами" своими руками .[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15491305","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"4...
Во время карантина не забывайте развивать логическое мышления детей. Логические игры для детей
Во время карантина не забывайте развивать логическое мышления детей.Логические игры для детей...