Артикуляционная гимнастика для дошкольников
картотека (младшая группа)

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

«Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика» (Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика»).

Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения. Детям 5-7 лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо проводить перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится наш язычок. У нас уже автоматизирован навык. А ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести, этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Артикуляционную гимнастику проводить лучше в виде сказки 5-7 минут.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наберитесь терпения. Ведь выполняя артикуляционные упражнения, ребенку порой бывает очень трудно. Никогда не ругайте ребенка. Больше похвалы и поощрения, ведь в этом залог успеха.

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастики

Язык в ротике живет.
Никогда не устает.

Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!

В зоопарк пойдем сейчас,
Посмотреть, кто встретит нас.

У входа в зоопарк язычок уведел клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что ему захотелось их понюхать. Понюхал он один цветочек и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»

Здравствуй, милый мой цветочек.
Улыбнулся язычок.
Я с тобою поиграю,

Аромат твой повдыхаю.

Описание

Вдох через нос — «нюхать» цветок;  на выдохе произнести «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

А за воротами зоопарка — пруд. А там.. Бегемотик!

Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота —
Подшутить над ним охота.

 

 

Описание

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.
Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну.

Тут мы увидели лодочку с парусом. Она была очень красивая, с розовым парусом. Давайте покажем, какой был парус у лодочки.

Лодочка под парусом по пруду плывет
На прогулку лодочку язычок зовет.

 

Описание

Улыбнуться, широко раскрыть рот, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Так мы развиваем растяжку подъязычной связки; умение расслабить мышцы языка в приподнятом положении.

Подбежал к нам щенок, хвостиком махая.

Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно также смог,
Вот, смотри. Сейчас!

 

Описание

Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.
Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим.. слоник!                                                                                

Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.

 

Описание

На «раз» — губы растянуть в улыбке, зубы заборчиком. На счет «два» — губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Выполнять 5-7 раз. Тем самым мы вырабатываем подвижность губ.

От слоненка в полуметре домик хомячка.

Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.                                                                                       
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_doshkolnikov.docx954.94 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

«Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика» (Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика»).

Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения. Детям 5-7 лет и далее артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо проводить перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится наш язычок. У нас уже автоматизирован навык. А ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести, этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Артикуляционную гимнастику проводить лучше в виде сказки 5-7 минут.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наберитесь терпения. Ведь выполняя артикуляционные упражнения, ребенку порой бывает очень трудно. Никогда не ругайте ребенка. Больше похвалы и поощрения, ведь в этом залог успеха.

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастики

Язык в ротике живет.
Никогда не устает.

Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!

В зоопарк пойдем сейчас,
Посмотреть, кто встретит нас.

У входа в зоопарк язычок уведел клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что ему захотелось их понюхать. Понюхал он один цветочек и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»

Здравствуй, милый мой цветочек.
Улыбнулся язычок.
Я с тобою поиграю,
Аромат твой повдыхаю.

Описание

Вдох через нос — «нюхать» цветок;  на выдохе произнести «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.

А за воротами зоопарка — пруд. А там.. Бегемотик!

Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота —
Подшутить над ним охота.

http://rodnik452.caduk.ru/images/clip_image00211jpg

Описание

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.
Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну.

Тут мы увидели лодочку с парусом. Она была очень красивая, с розовым парусом. Давайте покажем, какой был парус у лодочки.

Лодочка под парусом по пруду плывет
На прогулку лодочку язычок зовет.

http://rodnik452.caduk.ru/images/clip_image33003.jpg

Описание

Улыбнуться, широко раскрыть рот, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Так мы развиваем растяжку подъязычной связки; умение расслабить мышцы языка в приподнятом положении.

Подбежал к нам щенок, хвостиком махая.

Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно также смог,
Вот, смотри. Сейчас!

http://rodnik452.caduk.ru/images/clip_image004.jpg

Описание

Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.
Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим.. слоник!

Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.

http://rodnik452.caduk.ru/images/clip_image0111.jpg

Описание

Учимся делать упражнение «Хоботок».
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим.. слоник!

Раз — лягушка с толстым брюшком,
Два — большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив ее в кадушку,
Как под душем ту лягушку
Поливал из шланга он.

http://rodnik452.caduk.ru/images/clip_image006.jpg

Описание

На «раз» — губы растянуть в улыбке, зубы заборчиком. На счет «два» — губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Выполнять 5-7 раз. Тем самым мы вырабатываем подвижность губ.

От слоненка в полуметре домик хомячка.

Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.

http://rodnik452.caduk.ru/images/clip_image007.jpg

Описание

Учимся делать упражнение «Хомячок».
Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Наш щеночек подустал, ушки свесил.

Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.

http://rodnik452.caduk.ru/images/clip_image008.jpg

Описание

Учимся делать упражнение «Лопата».
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

А котенок у березы, молоко лакает.

Котенок любит молоко:
Нальешь — и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык.

http://rodnik452.caduk.ru/images/e009.jpg

Описание

Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко».
Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.

http://rodnik452.caduk.ru/images/clip_image010.jpg

Описание

Учимся делать упражнение «Чашечка».
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Мы решили отдохнуть и зашли на детскую площадку. Покатались мы на горке, на качель пошли кататься.

Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?

http://rodnik452.caduk.ru/images/c13g

Описание

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Время быстро очень мчало. Мы часов не замечали.

Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.

http://rodnik452.caduk.ru/images/clip_image012.jpg

Описание

Учимся делать упражнение «Маятник».
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Мы пришли к вольеру мишки.

Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.

http://rodnik452.caduk.ru/images/34013.jpg

Описание

Учимся делать упражнение «Вкусный мед».
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Мы пошли налево. И на мостик все взошли.

Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он по мостику идет.

http://rodnik452.caduk.ru/images/clip_image014.jpg

Описание

Учимся делать упражнение «Мостик».
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Неподалеку лежал свернутый шланг. «И зачем он нужен?» — подумали мы. А потом поняли:

Жарко станет — шланг возьмем
и водой себя польем!

http://rodnik452.caduk.ru/images/12333.jpg

Описание

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10. Тем самым мы учимся напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать в таком положении.

Вдруг шланг, зашевелился. Тут мы увидели, что это была… змея! Давай изобразим змею!

Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.

http://rodnik452.caduk.ru/images/clip_image016.jpg

Описание

Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкией язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения делать в медленном темпе. Выполнять 5-6 раз. Таким образом мы развиваем боковые мышцы языка.

Так проходит час, другой,
Язычку пора домой!

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»

 СКАЗКА ПРО ЯЗЫЧОК 

 
Этот маленький дружок -
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом,
шутя!
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_001.png

 
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_002.png

 

 
Вот проснулся Язычок,
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_003.png

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5—7.

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_004.png

 

 
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_005.png

 
   Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 5-10.

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_006.png

 

 
Д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек
Т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра -
В гости к тетушке пора!
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_007.png

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддддд», «ттттт».
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_008.png

 

 
Тетушка Щечка
Племянничка ждет,
Блинчики с маком
К обеду печет.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_009.png

   Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить: «пяпя-пя…»(
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_010.png

 

 
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок.
В горку медленно идет:
Цок-цок-цок-цок-цок.
А с горы стрелой несется:
Цок-цок-цок-цок-цок.
 

 Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленно, затем быстрее.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_012.png

 

 
Тетушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная
Просто объеденье -
Ням-ням-ням-ням.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_013.png

   Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_014.png

 

 
Под окошком – блл, блл, блл -
Индюки болтают.
Индюшачей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
«Блл, бллл!» – предлагают.
 


http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_015.png

   Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее.
   Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание «БЛ-БЛ-БЛ…» («болтушка»).
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_016.png

 

 
Ну-ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!»
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_017.png

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6– 7 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_018.png

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_019.png

 

 
Дайте Язычку дуду
И еще пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
«Садитесь, комарики!»
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_020.png

   Предложить ребенку длительно произносить звук «шшш». Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_021.png

 

 
Вот интересная игра —
Воздушный Колобок.
Из щечки в щечку покатать
Его не каждый мог!
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_022.png

   Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, «выдавливая» шарики. Выполнять упражнение 8—10 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_023.png

 

 
Ой, потемнело
Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Брррр – брррр – брррр…
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_024.png

 Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнение в течение 10 сек.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_025.png

 
Ох, устал наш Язычок,
Лег в кроватку на бочок:
Пя-пя-пя-пя-пя-пя…
Отдыхаем все, друзья!
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_026.png

   Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пяпя-пя…». Выполнять упражнение в течение 10 сек.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_027.png

 

 
Вот грибок на тонкой ножке —
Ты клади его в лукошко!
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_030.png

   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_031.png

* * *

 
Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_032.png

   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_033.png


«Блл, бллл!» – предлагают.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_015.png

   Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее.
   Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание «БЛ-БЛ-БЛ…» («болтушка»).
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_016.png

 

 
Ну-ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!»
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_017.png

   Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6– 7 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_018.png

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_019.png

 

 
Дайте Язычку дуду
И еще пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
«Садитесь, комарики!»
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_020.png

   Предложить ребенку длительно произносить звук «шшш». Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_021.png

 

 
Вот интересная игра —
Воздушный Колобок.
Из щечки в щечку покатать
Его не каждый мог!
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_022.png

   Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, «выдавливая» шарики. Выполнять упражнение 8—10 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_023.png

 

 
Ой, потемнело
Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Брррр – брррр – брррр…
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_024.png

   Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнение в течение 10 сек.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_025.png

 
Ох, устал наш Язычок,
Лег в кроватку на бочок:
Пя-пя-пя-пя-пя-пя…
Отдыхаем все, друзья!
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_026.png

   Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пяпя-пя…». Выполнять упражнение в течение 10 сек.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_027.png

 

 
Вот грибок на тонкой ножке —
Ты клади его в лукошко!
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_030.png

   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_031.png

* * *

 
Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_032.png

   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» верхние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_033.png

 

* * *

 
У щенка – малютки
Уже большие зубки.
Как покажет их Трезорка,
Сразу в дом бежит Егорка.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_034.png

   Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук «и». Удерживать в таком положении губы на счет от 1 до 5.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_035.png

* * *

 
Язычок наш молодец,
Достает он леденец!
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_036.png

   1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка.
   2. Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются неподвижными.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_037.png

 

* * *

 
Широко разинув рот,
Зевает толстый бегемот.
А веселая мартышка,
Губы сжав,
Читает книжку.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_038.png

   Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты.Затем плотно сжать губы.
   Чередовать упражнения.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_039.png

 

* * *

 
Смастерим мы дудочку,
Дудочку-погудочку.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_040.png

   Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 7.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_041.png

* * *

 
Собираем мы без спешки,
Словно белочка, орешки.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_042.png

   Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков. Упражнение выполнять медленно, четко 8—10 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_043.png

* * *

 
Наливаем воду в бочку —
Надуваем сильно щечки
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_044.png

   Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. «Полоскать» рот воздухом.
   Проделать упражнение 8—10 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_045.png

* * *

 
Не нужны сейчас улыбки -
Делай ротик, как у рыбки.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_046.png

   Губы сжаты, щеки втянуты.
   Упражнение выполнять медленно, четко 8—10 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_047.png

* * *

 
Мы печем, печем блиночки
И для сына, и для дочки.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_048.png

   Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетание: «пя-пя-пя».
   Упражнение выполнять в течение 10– 15 сек.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_049.png

 

* * *

 
Петя встал сегодня рано
И стучит по барабану.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_050.png

   Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук «д-д-д-д…» – сначала медленно, затем темп увеличить.
   Упражнение выполнять в течение 10– 15 сек.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_051.png

 

* * *

 
На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Сережка.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_052.png

 
   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать. (Как лошадка цокает копытами.)
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_053.png

 

* * *

 
Тик-так, тик-так -
Ходят часики —
Вот так!
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_054.png

   Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.
   Поочередно менять положение языка 4—6 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_055.png

 

 
На качелях мы качались
И друг другу улыбались!
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_056.png

   Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти, затем поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти.
   Поочередно менять положение языка 4—6 раз.

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_057.png

 

* * *

 
Мы с моей подружкой Светкой
Жуем мятные конфетки.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_058.png

   Улыбнуться, приоткрыть рот, «пожевать» передними зубами кончик языка.
   Язык широкий.
   Упражнение выполнять медленно, четко 8—10 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_059.png

 

* * *

 
Ходят по двору подружки —
Две болтливые индюшки.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_060.png

   Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, пока не послышиться «бл-бл-бл…».
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_061.png

 

* * *

 
Обезьянка, бегемотик -
Все водой полощут ротик.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_062.png

   Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.
   Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_063.png

 

* * *

 
И-У, И-У, И-У
Взяли в садик мы дуду.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_064.png

   Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть вперед («трубочка»). Чередовать движения 6—7 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_065.png

 

* * *

 
На нижней губке язычок
Расстелим, как половичок.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_066.png

   Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 5 до 10.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_067.png

 

* * *

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_068.png

 

 
Эй, дружок, Антошка!
Сыграй нам на гармошке!
 

   Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_069.png

 

* * *

 
Как волшебник, наш Николка -
Лопатку превратил в иголку.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_070.png

   Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.
   Чередовать движения 6—8 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_071.png

 

 
Лида, Оля и Наташка
Пили молоко из чашки.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_072.png

   Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперед язык, кончик языка загибать вверх.
   Выполнять упражнение в медленном темпе 6—8 раз.
 

* * *

 
Поиграть тебе охота?
Загоняем мяч в ворота.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_073.png

   Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробочка.
   Выполнять упражнение 6—8 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_074.png

* * *

 
По утрам мы чистим зубки,
Любим песенки и шутки.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_075.png

   Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам.
   Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_076.png

 

* * *

 
Потолок покрасил гномик,
Приглашает нас в свой домик.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_077.png

   Улыбнуться, открыть рот, «погладить» кончиком языка твердое небо, совершая движения вперед и назад.
   Проделать 10 раз, меняя направления.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_078.png

 

* * *

 
Шарик лопнул у Танюшки -
Плачет бедная девчушка.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_079.png

 
   Предложить ребенку длительно произнести звук «ш». Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_080.png

 

* * *

 
Заводи мотор, пилот!
Пусть взлетает самолет
Дррррррррр …
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_081.png

   Предложить ребенку длительно произнести сочетание «дрррр…». Широкий кончик языка приподнят к нёбу и дрожит.
   Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.

* * *

 
Стучат колеса: т-т-т-т
В вагоне едем я и ты.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_082.png

   Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по нёбу за верхними зубами, произносить «ттттттт…».
   Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_083.png

* * *

 
Быстро по реке плывет
И гудит наш пароход – «ыыыы»!
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_084.png

   Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ыыыыыы» – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_085.png

 

* * *

 
Язычок играет в прятки -
Поиграйте с ним, ребятки!
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_086.png

   Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5—6 раз в медленном темпе.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_087.png

 

* * *

 
Чистить зубки тщательно
Всем деткам обязательно.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_088.png

   Облизывать зубы снаружи и внутри по 3—5 движений в каждую сторону.
   Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_089.png

 

* * *

 
С братом мы возьмем насос -
Будет праздник для колес:
Подкачаем шины
Папиной машины.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_090.png

   Преложить ребенку длительно произнести звук «сссс…». Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_091.png

 

* * *

 
Лопаткой ямку я копаю,
Цветы иголкой вышиваю.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_092.png

   Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым. Чередовать движения 6—8 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_093.png

 

* * *

 
Кормит ласточка птенцов -
Голосистых молодцов.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_094.png

   Опускать и поднимать нижнюю челюсть. Выполнять упражнение 5—7 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_095.png

 

* * *

 
Ветер дул на одуванчик -
Разлетелся сарафанчик.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_096.png

   Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.
   Выполнять упражнение 4—6 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_097.png

 

* * *

 
Юля бублик быстро съела,
Земляничку захотела.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_098.png

   Округлить губы как при произнесении звука «о».
   Затем имитировать захват губами ягоды земляники.
   Выполнять упражнение 4—6 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_099.png

 

* * *

 
Мурка спинку выгибает,
Глазки щурит и зевает.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_100.png

   Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.
   Выполнять упражнение 4—6 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_101.png

 

* * *

 
Киска сердится на Машу:
Хочет рыбку, а не кашу.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_102.png

   Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать.
   Выполнять упражнение 3—5 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_103.png

 

* * *

 
Кашку манную мы ели
И добавки захотели.
Хобот вытянул слоненок,
Плачет великан – ребенок.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_104.png

   Растянуть губы в улыбке. Произносить: «ням-ням-ням…»
   Затем вытянуть губы вперед, длительно произнести «ууууууу…».
   Чередовать движения 4—6 раз.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_105.png

 

* * *

 
Сосет апельсиновый сок
Из трубочки мамин сынок.
 

 
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_106.png

   И митировать высасывание сока через тоненькую трубочку.
   Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.
 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_107.png

 
 

* * *

 
Тарелку вылизал
щеночек,
Колбаски просит он
кусочек.
 

   Вылизывать широким языком блюдце, намазанное вареньем.
   Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.

* * *

 
Бобик с мясом съел картошку,
Вылизал большую плошку.
 

 

http://www.publicant.ru/Demo/covers/618671_i_108.png

   Имитировать вылизывание плошки языком.

Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Артикуляционная гимнастика для дошкольников. Ее влияние на развитие речи детей....

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Комплекс артикуляционной гимнастики на каждый звук с картиками....

Презентация "Артикуляционная гимнастика для дошкольников"

Презентация предназначена для ознакомления родителей и воспитателей речевых групп с артикуляционными упражнениями. Под каждым упражнение есть название и  правило выполнения....

Артикуляционная гимнастика для дошкольников.

Уважаемые педагоги и родители!Предлагаю вашему вниманию методику проведения и подробное описание комплексов упражнений, используемых в работе учителя - логопеда, воспитателя и родителей....

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

1. Артикуляционная гимнастика для дошкольников.2.Сказки о весёлом Язычке.3.Стихи для выполнения артикуляционной гимнастики....

"Артикуляционная гимнастика для дошкольников"

Если органы артикуляционного аппарата работают, слажено, то человек произносит все звуки чётко и ясно. Если же нет, то звуки речи произносятся нечётко и непонятно.Артикуляционная гимнастика для ...

Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Представленная презентация знакомит педагогов, родителей с органами речевого аппарата и техникой выполнения артикуляционных упражнений....