Культура здоровья семьи-одно из обязательных условий воспитания культуры ребенка
консультация (младшая группа)
Сохранение и укрепление здоровья детей-одна из приоритетных задач общества.Первая школа растущего человека-семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_zdorovya_semi-konsultatsiya.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «КОЛОСОК» города Алатыря Чувашской республики
Консультация для воспитателей на тему:
«Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания
культуры здоровья ребенка»
Подготовила:
воспитатель
Салдаева С.В.
г. Алатырь 2019 год
Консультация для воспитателей на тему:
«Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания
культуры здоровья ребенка»
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного,
физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента
здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции
модернизации российского образования, в том числе его первой ступени –
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка,
здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая
педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи
складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт:
убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к
окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка
принадлежит семье.
В документах ООН (Конвенция «О правах ребенка»; Всемирная декларация
«Об обеспечении выживания, защиты и развития детей») семья
рассматривается как основная ячейка общества, которая выполняет важные
социально-экономические функции, обеспечивает естественную среду для
материальной, финансовой и эмоциональной поддержки, необходимой для
роста и развития его членов, особенно детей, а также для заботы о
престарелых, инвалидах и немощных. Семья остается наиважнейшей средой
сохранения и передачи культурных ценностей. Семейное воспитание (то же
самое – воспитание детей в семье) – общее название для процессов
воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью
достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное
воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль
семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и
духовной жизни растущего в ней человека.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда
соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах
воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности,
культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.
Вспомним притчу:
Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех
был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может
это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю
бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не
живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое»,
я ее задавлю, и он будет неправ».
Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой
и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих
руках!» – ответил мудрец.
Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности
человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам
выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или
приведет к болезни. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из
приоритетных задач общества. Обеспечение безусловного соблюдения прав
ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие личности – ведущее
направление нашей деятельности, в основе которой лежит принцип единства
образовательной и оздоровительной работы с детьми. Каждый ребенок
должен ощущать себя счастливым человеком!
Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут
заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного
развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в
работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное
отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего
детства, владеть необходимыми санитарно- гигиеническими навыками.
Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду. Таким образом, совместная работа образовательного
учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка строится на следующих основных положениях.
Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и
формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только
воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным
содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы
в детском саду. А педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Систематичность и последовательность работы (в соответствии с ежегодным
планом работы коллектива).
Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета
их интересов и способностей.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление
авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.
Крепкие, здоровые, духовные семьи - мощное государство. Семья стоит у
колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает
основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю
оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Очень важно, чтобы
воспитание ребенка в семье отвечало тем требованиям, которые предъявляет
человеку общество.
Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача
распространять среди родителей педагогические знания, повседневно
помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший
опыт воспитания.
В соответствии с содержанием программы разрабатывались план
физкультурно-оздоровительных мероприятий, план образовательной
деятельности с детьми, план взаимодействия с родителями. Содержание
деятельности коллектива в процессе взаимодействия с семьей включает
следующее:
– ознакомление родителей с результатами медицинской диагностики и
мониторинга физического развития детей и их представлений о здоровом
образе жизни;
– участие в составлении программ оздоровления детей;
– анкетирование родителей;
– ознакомление родителей с содержанием физкультурно- оздоровительной
работы;
– целенаправленную просветительскую работу;
– ознакомление с оздоровительно-профилактическими мероприятиями.
В этих целях следует использовать различные формы сотрудничества:
беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные
праздники, встречи с врачами, анкетирование. При поступлении в детский
сад следует давать информацию родителям о том, какие мероприятия
проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья детей.
Выяснять отношение пап и мам к различным формам закаливания.
Проводить дни открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы
с малышами, показываем разные виды физкультурных занятий с детьми
старшего дошкольного возраста. Приглашать родителей к участию в жизни
группы. На информационных стендах для родителей в каждой группе
должны быть рубрики, освещающие вопросы профилактики и оздоровления
без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для
профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, для развития
общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
Работа по формированию навыков здорового образа жизни проходит в
тесном сотрудничестве инструктора по физической культуре, врача, старшей
медсестры, воспитателей, которые организуют деятельность ребенка и
родителей, предлагая им различные формы взаимодействия.
Двигательная активность – это физиологический акт, основа
жизнеобеспечения организма с момента зачатия. Если двигательная
активность плода недостаточна, то ребенок рождается с отклонениями в
развитии, т.е. происходит несоответствие календарного и биологического
возраста. Такое несовпадение ученые называют физиологической
незрелостью.
Для того чтобы компенсировать физиологическую незрелость, чрезвычайно
важно обеспечить ребенку оптимальную двигательную активность, которая
осуществляется в процессе разнообразной двигательной деятельности.
Современную семью мы знаем как пассивную в двигательном смысле:
компьютер, телевизор, машина, диван, а ведь вся работа по компенсации
физиологической незрелости организма ребенка ложится на плечи
родителей.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не
сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в
содружестве с семьёй. Важно, чтобы родители выступали не только в роли
пассивных участников консультаций и зрителей спортивно- развлекательных
мероприятий, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках
детско-родительских проектов и презентаций семейного опыта. Это дает
возможность родителям прочувствовать на себе необходимость и сложность
данного вида деятельности, помогает более
грамотно и цельно заниматься физическим развитием детей, передавать
положительный опыт другим семьям.
У детей, которые постоянно видят положительный пример педагогов и
родителей, постепенно пробуждается интерес к спорту, желание попробовать
себя в соревнованиях. Здесь на первый план выдвигается заповедь педагога
«не навреди». Спорт должен стать средством здорового отдыха детей и
интересным досугом, а не борьбой за секунды и миллиметры. Ориентация на
успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на
интерес дает положительный эффект в работе.
Медицинский персонал и воспитатели должны вести с семьями
скрупулезную работу по повышению их гигиенической и педагогической
культуры для того, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию
и оздоровлению дошкольников были согласованными – это и соблюдения
режима дня, правильный подбор мебели, соответственно возрасту ребенка,
правильное питание и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского
сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-
педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов,
воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по
вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован
процесс управления деятельностью коллектива.
Дети дошкольного возраста очень подвержены внушению, поэтому не надо
пугать их болезнями и несчастьями, как это делают многие родители, а
необходимо развить у них желание быть здоровыми.
Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых,
которые его окружают, и от того, какой пример, они подают своим
поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и
здоровью детей в первую очередь формировали у родителей. Недаром
говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка»
Консультация для воспитателей...
Выступление на педагогическом совете «Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка»
О необходимости сотрудничества семьи и детского сада в вопросах ЗОЖ...
Культура здоровья семьи - одно из обязательных условий воспитания культуры здорового ребенка.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. ...
Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка."
Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфер...
Консультация "Культура здоровья семьи - одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка"
Консультация для родителей...
Методические рекомендации "Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здорового ребёнка"
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, ког...