Сообщение для родителей
консультация (старшая группа)

 

Почему ребёнка на дороге надо держать за руку

                                                                                               

Психофизические и возрастные особенности поведения дошкольников на улицах и дорогах.

Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на поведении в дорожной среде.

У ребенка 3-4 - летнего возраста при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ребенку нужен непосредственный контакт с предметом. При первом ознакомлении с любым объектом немногочисленные движения его глаз осуществляются внутри видимой фигуры. Поэтому вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности (50%). Память носит непроизвольный характер. Ребенок не ставит перед собой никакой цели запомнить какие-либо объекты или слова. Они запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены.

У ребенка 4-5- летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на все, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребенок данного возраста лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до пяти метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.

В 5-6 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне. В этом возрасте поле зрения у ребенка настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека.

Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей более старшего возраста.

Можно предположить, что в связи с подвижностью детей, их повышенной возбудимостью, наличием сравнительно коротких нервных путей от рецепторов к мышцам время реакции у них должно быть коротким. Однако это не так. Несовершенство многих нервно - психических функций значительно увеличивает время реакции. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для того, чтобы выбрать правильное направление движения.

У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают условные рефлексы, потребность в движении преобладает над осторожностью. Клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности.

Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребенка. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему - то интерес и совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на дорогу за укатившимся мячом, или неожиданно появиться на дороге на велосипеде, роликовых коньках, самокате и т. д., не понимая опасности движущегося транспорта.

У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, сразу предугадывать все возможные варианты поведения

водителя.

В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается

торможение в центральной нервной системе ребенка.

Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те

звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребенок не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот.

Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребенка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет. Чем сильнее раздражители, тем большая у него скорость реакции. И при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро.

Ребенок же со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция - реакция торможения.

У дошкольника не развита координация движения, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий. Из - за своего небольшого роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребенок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже его видит и объедет. Как правило, из - за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зеленых насаждений, сугробов снега, торговых палаток, взрослых пешеходов водитель не видит ребенка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд.

Дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части.

Ребенок по - разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребенка.

Исследования психофизиологов показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет 1,3-1,5 с, а у взрослого - 0,6-0,8 с.

Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу, и взрослые всегда должны держать его за руку.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Психофизические и возрастные особенности  поведения дошкольников на улицах и дорогах.

Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на поведении в дорожной среде.

У ребенка 3-4 - летнего возраста при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ребенку нужен непосредственный контакт с предметом. При первом ознакомлении с любым объектом немногочисленные движения его глаз осуществляются внутри видимой фигуры. Поэтому вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности (50%). Память носит непроизвольный характер. Ребенок не ставит перед собой никакой цели запомнить какие-либо объекты или слова. Они запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены.

У ребенка 4-5- летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на все, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребенок данного возраста лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до пяти метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.

В 5-6 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне. В этом возрасте поле зрения у ребенка настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека.

Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей более старшего возраста.

Можно предположить, что в связи с подвижностью детей, их повышенной возбудимостью, наличием сравнительно коротких нервных путей от рецепторов к мышцам время реакции у них должно быть коротким. Однако это не так. Несовершенство многих нервно - психических функций значительно увеличивает время реакции. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для того, чтобы выбрать правильное направление движения.

У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают условные рефлексы, потребность в движении преобладает над осторожностью. Клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности.

Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребенка. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему - то интерес и совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на дорогу за укатившимся мячом, или неожиданно появиться на дороге на велосипеде, роликовых коньках, самокате и т. д., не понимая опасности движущегося транспорта.

У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, сразу предугадывать все возможные варианты поведения

водителя.

В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается

торможение в центральной нервной системе ребенка.

Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те

звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребенок не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот.

Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребенка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет. Чем сильнее раздражители, тем большая у него скорость реакции. И при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро.

Ребенок же со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция - реакция торможения.

У дошкольника не развита координация движения, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий. Из - за своего небольшого роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребенок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже его видит и объедет. Как правило, из - за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зеленых насаждений, сугробов снега, торговых палаток, взрослых пешеходов водитель не видит ребенка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд.

Дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части.

Ребенок по - разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребенка.

Исследования психофизиологов показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет 1,3-1,5 с, а у взрослого - 0,6-0,8 с.

Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу, и взрослые всегда должны держать его за руку. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ах,эта масленица-сообщение для родителей.

Уважаемые родители!Вы знаете, что у каждого народа есть свои традиции и праздники.Одним из самых любимых русских праздников с давних пор является Масленица.Масленица празднуется целую неделю. Мы...

Сообщение для родителей - Приобщаем к спорту юного Петербуржца

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным, крепким. Для этого необходимо с самого раннего возраста  воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом....

Сообщение для родителей " Воспитание у дошкольников нравственно - волевых качеств в труде"

В сообщении  для родителей даны рекомендации о воспитании у дошкольников трудовых навыков и нравственно - волевых качеств в труде....

Сообщение для родителей

"Книга - источник детского творчества"...

Сообщение для родителей по теме: "Роль отца в воспитание сына и дочери".

Сообщение родителям на тему:  "роль отца в воспитание сына и дочери"....

Сообщение для родителей на тему: "Красавица зима дарит нам свою красоту".

Сообщение для родителей на тему:«Красавица зима дарит нам свою красоту» Так как период дошкольного детства признается как самоценный, один из важнейших этапов в развитии, становлении личнос...