Памятка для воспитывающих взрослых «Метод пробуждения предельно творческой самостоятельности»
консультация
В статье рассказывается о значении такого качества ребенка, как самостоятельность, даются рекомендации по развитию самостоятельной инициативной деятельности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_goroda_omska.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитывающих взрослых «Метод пробуждения предельно творческой самостоятельности»
Разработала: Горбунова Н.С., воспитатель
МАДОУ «Детский сад №115»
г. Калининграда
Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - поддержка разнообразия детства. В стандарте указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, которое воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых - развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. "Я сам",- говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его. Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше. Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых причиняют большой вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка.
Приучать детей дошкольного возраста к самостоятельности в быту можно различными приемами. Лучше если это будет осуществляться посредством игровых приемов. Детям также нравится участвовать в деятельности совместно со взрослыми. Своим примером воспитатель в детском саду показывает детям, как нужно выполнять то или иное задание. Хороший эффект развития самостоятельности достигается через похвалу. Если что-то выполнено ребенком хорошо, то было бы правильно похвалить его при всех детях. Это будет стимулом к дальнейшему проявлению самостоятельности как самого дошкольника, так и его товарищей. Ведь и другие дети тоже захотят получить слова похвалы. Дошкольники очень любят, когда воспитатель отмечает их успехи при всех детях. Положительная оценка деятельности дошкольника помогает ребенку поверить в собственные силы. У него укрепляется желание и дальше поступать так же, проявляя самостоятельность.
В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
1. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. В большинстве случаев - это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой. Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой.
Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых.
2. Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
3. Коммуникативная деятельность.
Формирование коммуникативной самостоятельности должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым,театрализованным), так и ко всевозможным мероприятиям. Коллективная театрализованная деятельность направлена на самостоятельное творчество,способствует самопознанию и самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.
4. Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
5. Экспериментирование
Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.
С целью обогащения знаний детей об окружающем, взрослым следует создавать условия для экспериментирования. В группе должна быть оборудована мини-лаборатория, укомплектованная всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы).
Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду – в льдинки.
В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? И т. д.
Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения («Почему движутся предметы? »); законы инерции («Монета в стакане», «Лист из под стакана»)
Таким образом, стимулируя развитие самостоятельности, каждый раз старайтесь раскрывать перед детьми новые возможности, показывая рост их достижений, связывая растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе. Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности –это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация выставок совместного творчества детей и воспитывающих взрослых в ДОУ.
Описаны этапы организации выставок совместного творчества детей и воспитывающих взрослых. Представлены приложения: темы выставок, задачи, образовательные задачи для детей, образец положения ...
проект по внедрению в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.
В данном проекте представлена работа с родителями по изодеятельности....
Семинар-практикум для родителей по теме "Предупреждение и разрешение конфликтов возникающих в процессе взаимодействия с окружающими: детьми и воспитывающими взрослыми в аспекте ФГОС ДО"
Семинар-практикум для родителей представлен в форме проведения деловой игры "микропреподавание", родители в процессе приема Дж.Родари открывают негативные стороны конфликта, осознают что отрицательные...
Формы совместной деятельности воспитывающих взрослых
Презентация к семинару для воспитателей "Основные направления и формы взаимодействия детского сада с семьей"...
Поговорим о правах ребенка?! Что необходимо учесть воспитывающим взрослым, чтобы сохранить в ребенке уникальность и самоценность?
В статье прописаны права и возможности детей дошкольного возраста в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приведены высказывания президента В.В.Путин...
Задачи взрослых для пробуждения творческого воображения ребёнка
Консультация для родителей о том, как развивать творческое воображение ребёнка...
Мастер-класс для родителей и педагогов "Развитие компенсаторных возможностей организма детей с ОВЗ через взаимодействие с воспитывающими взрослыми в зоне ближайшего развития"
В данном материале описывается опыт работы с детьми с ОВЗ и рекомендации для воспитывающих взрослых в организации занятий с детьми по налаживанию диафрагмального дыхания и "ГИМНАСТИКИ МОЗГА" (кинезиол...