Сенсорное развитие детей раннего возраста - предпосылка к успешному обучению.
статья (младшая группа)

Кононова Елена Леонидоовна

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития в раннем возрасте. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия. 

В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» - это восприятие.

Восприятие – это процесс, посредством которого формируются образы окружающего мира, отражение реальности в психике.

Следовательно, сенсорное развитие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира.

Только что рожденный на свет малыш уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: уже через несколько часов после рождения малыши искусно отличают лицо матери от других. Ребенок наблюдает за окружающей действительностью, чувствует температурные колебания, тактильные  и шумовые раздражители, продуцирует голосовые шумы, прислушивается к голосу взрослого, звучащим игрушкам.

"Впитывающий разум" - так называла врач, педагог, основательница педагогической системы Мария Монтессори способность ребенка воспринимать мир от рождения до трех лет. В этот период мозг ребенка представляет собой нечто схожее с губкой - он впитывает в себя огромные объемы информации. 

Монтессори уделяла особое внимание сенсорному развитию, а также отмечала важность воспитания чувств именно в период от рождения до шести лет. Ученные считают, что, достигнув шестилетнего возраста, человек навсегда утрачивает большинство способностей чувственного восприятия и восполнить упущенное уже будет невозможно. 

У каждого человека своя уникальная программа развития, поэтому важно создавать полноценную развивающую среду для ребенка, где в условиях свободного выбора игр и занятий он мог бы развивать те чувства, в развитии которых он нуждается в данный момент.  Наша задача, как взрослых, - делать разнообразнее окружающую среду ребенка - насыщать ее новыми образами, новыми предметами, новыми ощущениями. Не стоит ограничивать малыша в жажде познания, ведь чем больше информации он получит от рождения до шести лет, тем полнее будет его картина мира. 

Как же мы можем помочь ребенку в чувственном познании мира?

На втором-третьем году жизни дети могут научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Ребёнок раннего дошкольного возраста  (2-3года)  может:

 ‒ различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по цветовому образцу;

 ‒ определять величину согласно трём понятиям: большой, маленький, средний.

‒ строить пирамидку из 5–8 колечек; ‒ собирать пазлы или разрезные картинки (4–8 частей);

‒ определять форму предмета.  Отличать объемные фигуры куб, шар;

 ‒ сортировать предметы, имеющие общий признак, например, цвет, форму, размер.

Так же ребенку могут помочь такие занятия как: рисование красками с помощью пальчиков, ватных палочек, кусочков поролона, лепка не только из пластилина, но и из соленого теста или  глины.  Длительность занятия с ребенком  от 2–4 минут до 5–7 минут, главное регулярность и желание общаться со своим ребенком и результаты не заставят себя ждать.

Это только небольшая часть  того, чем Вы можете заняться с ребёнком дома. Включайте свою фантазию. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте сами в игровом процессе - это очень интересно.

 Удачи Вам!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл материалы для родителей19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Кононова Елена Леонидовна.

Рекомендации для родителей. Сенсорное развитие детей раннего возраста - предпосылка к успешному обучению.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития в раннем возрасте. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия. 

В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» - это восприятие.

Восприятие – это процесс, посредством которого формируются образы окружающего мира, отражение реальности в психике.

Следовательно, сенсорное развитие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира.

Только что рожденный на свет малыш уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: уже через несколько часов после рождения малыши искусно отличают лицо матери от других. Ребенок наблюдает за окружающей действительностью, чувствует температурные колебания, тактильные  и шумовые раздражители, продуцирует голосовые шумы, прислушивается к голосу взрослого, звучащим игрушкам.

"Впитывающий разум" - так называла врач, педагог, основательница педагогической системы Мария Монтессори способность ребенка воспринимать мир от рождения до трех лет. В этот период мозг ребенка представляет собой нечто схожее с губкой - он впитывает в себя огромные объемы информации. 

Монтессори уделяла особое внимание сенсорному развитию, а также отмечала важность воспитания чувств именно в период от рождения до шести лет. Ученные считают, что, достигнув шестилетнего возраста, человек навсегда утрачивает большинство способностей чувственного восприятия и восполнить упущенное уже будет невозможно. 

У каждого человека своя уникальная программа развития, поэтому важно создавать полноценную развивающую среду для ребенка, где в условиях свободного выбора игр и занятий он мог бы развивать те чувства, в развитии которых он нуждается в данный момент.  Наша задача, как взрослых, - делать разнообразнее окружающую среду ребенка - насыщать ее новыми образами, новыми предметами, новыми ощущениями. Не стоит ограничивать малыша в жажде познания, ведь чем больше информации он получит от рождения до шести лет, тем полнее будет его картина мира. 

Как же мы можем помочь ребенку в чувственном познании мира?

На втором-третьем году жизни дети могут научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Ребёнок раннего дошкольного возраста  (2-3года)  может:

 ‒ различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по цветовому образцу;

 ‒ определять величину согласно трём понятиям: большой, маленький, средний.

‒ строить пирамидку из 5–8 колечек; ‒ собирать пазлы или разрезные картинки (4–8 частей);

‒ определять форму предмета.  Отличать объемные фигуры куб, шар;

 ‒ сортировать предметы, имеющие общий признак, например, цвет, форму, размер.

Так же ребенку могут помочь такие занятия как: рисование красками с помощью пальчиков, ватных палочек, кусочков поролона, лепка не только из пластилина, но и из соленого теста или  глины.  Длительность занятия с ребенком  от 2–4 минут до 5–7 минут, главное регулярность и желание общаться со своим ребенком и результаты не заставят себя ждать.

Это только небольшая часть  того, чем Вы можете заняться с ребёнком дома. Включайте свою фантазию. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте сами в игровом процессе - это очень интересно.

 Удачи Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста для более успешной адаптации к детскому саду»

 На сегодняшний день тема взаимодействия детского сада и семьи в период адаптации детей раннего возраста достаточно актуальна.  За последнее время резко увеличился поток детей в...

Предпосылки формирования игры детей раннего возраста.

Большую роль в формировании личности ребенка имеет развитие самостоятельности в предметной деятельности. По мнению ученых  А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготско...

Консультация "Предпосылки изобразительного творчества у детей раннего возраста в домашних условиях"

Консультация для родителей "Как  играть с детьми раннего возраста"...

«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»

Современная школа предъявляет высокие требования к уровню знаний, умений и навыков дошкольников, поступающих в школу. Некоторые  авторы (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, Е.Я. Панько, Е.Е. Кравцова...

Консультация для родителей детей раннего возраста: «Условия для успешной адаптации к детскому саду»

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняютс...

Консультация для родителей детей раннего возраста "Условия для успешной адаптации в детском саду"

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Условия для успешной адаптации к детскому саду». Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первы...