Консультация для родителей "Развитие речевого дыхания"
консультация (младшая группа)
Речевое дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания). Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. «Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи».
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
При работе с такими ситуациями можно воспользоваться специальными методиками, но я расскажу вам о тех приёмах развития речевого дыхания, которые может применить любая мама, введя их в повседневную жизнь малыша. Условно приёмы по развитию правильного речевого дыхания можно разделить на три подгруппы:
- Упражнения.
Зажать правую ноздрю пальчиком правой руки — глубокий вдох, выдох ротиком, медленно и плавно. Всё повторяем с левой стороны. Упражнение повторяем 5-10 раз
Ребёнок лежит на спине на коврике, мама ему на животик кладёт игрушку (например, резиновую уточку). Сейчас уточка будет плавать на волнах: вдох-животик надулся, плавный выдох-животик втянулся.
- Игры.
- Катание друг другу через стол посредством выдыхаемой струи воздуха маленьких машинок, фломастера, шарика, одним словом любого катающегося предмета.
- Сдувать со своей ладошки или ладошки мамы вырезанных бабочек, ватные шарики (представляя, что это комочки снега), снежинки, конфетти, пушинки.
- Мыльные пузыри! Надо надуть самый большой! Можно посоревноваться с мамой или другом.
- Сделать из бумаги кораблики, налить в большую тарелку воды, спустить кораблики на воду и взять на себя роль «попутного ветра». Чей кораблик доберётся быстрее до берега?!
- Сделайте ворота из подручного материала (коробка, конструктор), возьмите лёгкий шарик от настолько тенниса и поиграйте с ребёнком в футбол. Нужно дуть на шарик и загнать его в ворота.
- Забавы.
Приучите ребёнка пить его повседневные напитки через трубочки.
- Но это ещё не всё: в стакан можно налить простой воды и устроить бурю в стакане, выдыхая воздух через трубочку. Эта игра очень нравится детям. Можно посоревноваться, у кого буря в стакане будет сильнее.
- Задувание свечи. Будьте осторожны, выполняя это упражнение! Можно задувать свечу с разного расстояния, можно воздушной струёй наклонять пламя. Самое интересное, что дети, когда видят, что зажглась свечка, успокаиваются; можно начать говорить шепотом, создавая таинственную атмосферу (очень эффектно делать это когда стемнеет).
- Вспомните губные гармошки, дудочки, выдувные язычки, свистульки из производства народных промыслов – дети от них в восторге. Не забудьте о надувании воздушных шариков.
Маленькому ребёнку бывает трудно, а порой и неинтересно выполнять упражнения просто по показу. Поэтому используйте игровые приемы, придумывайте сказочные истории, например, такие:
«Проветриваем пещеру»
Язычок живёт в пещере. Как и любое помещение, её необходимо часто проветривать, ведь воздух для дыхания должен быть чистым! Есть несколько способов проветривания:
-вдохнуть воздух носом и медленно выдохнуть через широко открытый рот (и так не менее 5 раз);
-вдох ртом и медленный выдох через открытый рот (не менее 5 раз);
-вдох и выдох носом (не менее 5 раз);
-вдох носом, выдох ртом (не менее 5 раз).
«Вьюга»
Взрослый привязывает на ниточки кусочки ватки, свободные кончики ниток закрепляет на своих пальцах, таким образом, получается пять ниточек с ватными шариками на концах. Рука держится на уровне лица ребёнка на расстоянии 20 – 30 сантиметров. Малыш дует на шарики, они кружатся и отклоняются. Чем сильнее будут кружиться эти импровизированные снежинки, тем лучше.
«Ветер»
Проделывается аналогично предыдущему упражнению, но вместо ниточек с ваткой используется лист бумаги, нарезанный снизу бахромой (помните, когда-то такую бумагу прикрепляли на форточки, чтобы отпугивать мух?). Ребёнок дует на бахрому, она отклоняется. Чем более горизонтальное положение примут при этом полоски бумаги, тем лучше.
«Мячик»
У Язычка самая любимая игрушка- мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть! (Ребёнок как можно сильнее «надувает» щёки. Следите, чтобы обе щеки раздувались равномерно!)
«Мячик сдулся!»
После продолжительных игр, мячик у Язычка теряет свою округлость: из него выходит воздух. (Ребёнок сначала сильно раздувает щёки, а затем медленно выдыхает воздух через округлённые и вытянутые трубочкой губы.)
«Насос»
Мячик приходится надувать с помощью насоса. (Руки ребёнка выполняют соответствующие движения. Сам он при этом произносит часто и отрывисто звук «с-с-с-…»: губы растянуты в улыбке, зубы почти сжаты, а кончик языка упирается в основание нижних передних зубов. Воздух выходит изо рта сильными толчками).
«Язычок играет в футбол».
Язычок любит играть в футбол. Особенно ему нравится забивать голы с пенальти. (Поставить на противоположной от ребёнка стороне стола два кубика. Это - импровизированные ворота. Перед ребёнком на стол положить кусочек ватки. Малыш «забивает голы», дуя с широкого языка, просунутого между губами на ватный тампон, стараясь «довести» его до ворот и попасть в них. Следите, чтобы щёки при этом не раздувались, а воздух струйкой стекал посередине языка.)
При выполнении этого упражнения надо следить, чтобы ребёнок нечаянно не вдохнул в себя ватку и не подавился.
«Язычок играет на свирели»
А ещё Язычок умеет играть на свирели. Мелодия при этом почти не слышна, зато ощутима сильная струя воздуха, которая вырывается из отверстия свирели. (Ребёнок сворачивает из языка трубочку и дует в неё. Наличие струйки воздуха малыш проверяет на своей ладошке).
«Суок и ключик»
Ребёнок знает сказку «Три толстяка»? Если да, то он наверняка помнит, как девочка-гимнастка Суок играла на ключике замечательную мелодию. Ребёнок пробует это повторить. (Взрослый показывает, как можно свистеть в полый ключик).
Если ключика под рукой не окажется, можно использовать чистый пустой пузырёк (аптечный или из-под духов) с узким горлышком. При работе со стеклянными пузырьками надо быть крайне осторожными: края пузырька не должны быть отколотыми и острыми. И ещё: внимательно смотрите, чтобы ребёнок случайно не разбил пузырёк и не поранился.
В качестве дыхательных упражнений можно использовать и игру на детских музыкальных духовых инструментах: дудочке, губной гармошке, горне, трубе. А также надувание воздушных шариков, резиновых игрушек, мячей.
Все приведённые выше дыхательные упражнения должны выполняться только в присутствии взрослых! Помните, что при выполнении упражнений у ребёнка может закружиться голова, поэтому внимательно следите за его состоянием, и при малейших признаках усталости прекращайте занятие.
Правила выполнения упражнений для развития речевого дыхания Выполняя задания на развитие речевого дыхания, нужно соблюдать некоторые правила:
1) Выполнять упражнения ежедневно, только тогда будет толк в ваших занятиях.
2) Постепенно увеличивать время проведения занятий от 1-2 минут до 5-10 минут.
3) Лучше делать упражнения на свежем воздухе (особенно летом). Если нет такой возможности – озаботьтесь проветриванием помещения.
4) При выполнении заданий контролируйте своего ребёнка:
- Выдох должен осуществляться через рот, вдох — через нос. Ребёнок не должен поднимать плечи и надувать щёки.
- Выдох должен быть длинным и плавным,
- Губы лучше немного скруглить/вытянуть.
- Дыхательные упражнения очень утомительные и могут вызвать даже головокружение, поэтому давайте отдохнуть ребёнку, не перегружайте его, чередуйте с другими видами деятельности.
Желаю Вам и вашим детям удачи в постановке правильного речевого дыхания.
Помните, что это немаловажная составляющая хорошей речи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Речевое дыхание"
Рекомендации для родителей, о том как можно развивать речевое дыхание детей....
Консультация " Развитие правильного речевого дыхания"
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Что же такое правильное речевое ...
Консультация для родителей "Речевое дыхание – основа правильной речи"
Изложены упражнения на развитие речевого дыхания....
Консультация - тренинг "Развитие речевого дыхания"
В краткой форме дается понятие речевого дыхания, его значения в коррекционном процессе. Предлагаются игры и игровые упражнения для выработки правильного речевого дыхания, рекомендации для занятий в до...
Консультация для родителей Речевое дыхание - основа правильной речи.
Консультация для родителей Речевое дыхание - основа правильной речи....
Консультация «Как развивать речевое дыхание».
Консультация«Как развивать речевое дыхание»....
Логопедическая консультация для родителей: «Речевое дыхание».
Уважаемые родители!Если Вы хотите помочь своему ребенку овладеть правильным звукопроизношением, овладеть голосом, необходимо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняютс...