"Наказание или поощрение"
консультация
"Круглый стол" для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_s_roditelyami.docx | 34.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«КРУГЛЫЙ СТОЛ» для родителей и педагогов
Тема: Наказание или поощрение
Цель: Развитие у воспитателей и родителей культуры поощрения и наказания в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Задачи.
- Развивать у родителей и педагогов интерес к совместному обсуждению методов поощрения и наказания детей в процессе воспитания.
- Рассмотреть проблему поощрения и наказания детей дошкольного возраста в свете психологической науки.
- Развивать у педагогов и родителей осознанное использование в работе с детьми системы поощрения и наказания.
- Обсудить целесообразность использования поощрения и наказания в различных педагогических ситуациях.
Ход деловой игры.
- Вступительная часть.
Добрый день, уважаемые родители! Здравствуйте, Уважаемые гости.
Я рада Вас приветствовать в стенах нашего сада.
Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Сегодня я предлагаю вам поговорить о наказании и поощрении, которые являются неотъемлемой частью процесса социализации детей. Благодаря им, дети учатся различать, «что такое хорошо» и «что такое плохо».
В наши дни среди педагогов, и среди родителей (если посмотреть на результаты анкетирования) бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. Педагогов всегда волновал вопрос: каким образом использовать систему поощрений и наказаний детей дошкольного возраста, чтобы не наносить ущерб, а наоборот способствовать гармоничному развитию личности!?
Поэтому, сегодня мы попытаемся с вами ответить на ряд значимых вопросов:
- Как и когда наказывать ребенка дошкольного возраста.
- Какие методы наказания приемлемы в педагогической практике, а какие нет.
- какие условия необходимо соблюдать, чтобы сделать поощрение и наказание эффективным средством в работе с детьми.
Человек усваивает 10% того, что слышит, 50 % – того, что видит, 70% – того, что сам проговаривает , 90 % – того, что сам делает. Используя этот принцип, давайте приступим к следующей части нашей встречи.
— Уважаемые участники семинара, в начале нашей встречи я хочу вам задать вопрос:
можно ли воспитывать ребенка без наказания?
(Ответы воспитателей).
2. Практическое задание.
Для того чтобы продолжить нашу работу, я предлагаю разделиться вам на две группы. Для обсуждения задания внутри в группы отводится 3 минуты.
Задание для первой группы.
- Дайте определение слову — поощрение.
Задание для второй группы.
- Дайте определение слову — наказание.
(Ответы ).
Обратите внимание, какие определения этим двум понятиям даёт детский психолог Д.Фонтенель.
По его мнению, поощрением может служить все, что приятно данному ребенку, а наказание — это лишение ребенка того, что для него важно и будет воспринято им как ощутимая потеря.
Слово «наказание» для многих ассоциируется с агрессией, физическим насилием, детскими криками и слезами. Такая расправа над ребенком — не является наказанием, а демонстрацией своего превосходства над слабым и беззащитным. Наказание из древних времен произошло от слова «наказ» и подразумевает наставление, назидание и вразумление. Наказание детей всегда необходимо сопровождать сочувствием, поддержкой, прощением и обучением.
Цель как поощрения, так и наказания всегда состоит в том, чтобы помочь детям в приобретении знаний, умений и навыков для использования их в своей жизни. Применять поощрение и наказание, в процессе воспитания детей, необходимо разумно, осознанно и помнить о том, что оба метода влияют на самооценку ребенка.
3. Практическое задание.
Задание для первой группы воспитателей
- Назовите неприемлемые методы наказания (объясните).
Задание для второй группы воспитателей
- Назовите приемлемые методы наказания (объясните).
Обсуждение.
Физическое наказание.
Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в педагогической практике свидетельствует о некомпетентности воспитателя, который не способен контролировать свои чувства и поведение.
Вербальное наказание.
Также неэффективной формой наказания является вербальное, когда воспитатель повышает голос на ребенка, упрекает, говорит унизительные слова, либо читает нотации. В такой ситуации у ребенка часто срабатывает психологическая защита, они отключают внимание, чтобы не воспринимать гнев взрослого направленный на него. Но, как показывает практика, полностью отказаться от словесного наказания мы не можем. В таком случае мы- взрослые можем выразить свои чувства и эмоций посредством “Я-высказываний”.Что же это такое?
“Ты-высказывание” содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест (“Прекрати разговаривать!”, “Немедленно уберись в комнате!”). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку другого человека. На такие высказывания ребенок обычно отвечает обидой, защитой.
«Я-сообщение». Это когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица, о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня.
Схема «Я-высказывания»:
1. сообщаем о своем чувстве от первого лица («Я расстраиваюсь… )
2. говорим о причине негативного чувства, в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры…)
3. говорим о своем желании, пожелании, действии для ребенка (…я бы хотела, чтобы после игры ты убирал все игрушки на свое место») .
«Ты-высказывание» | «Я-высказывание» |
Почему все должна делать я? (Обида.) | Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь... (Без обиды.) |
Ты всегда ужасно себя ведешь! | Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан. |
У тебя что, в голове — две извилины? Ты вроде понятливый, а говоришь несуразности. | Может быть, ты устал, я могу тебе чем-то помочь? |
Ты всегда без спросу берешь мои вещи! | Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Предварительно спроси меня, можно ли это взять. |
Ты никогда меня не слушаешь! | Когда я вижу, что ты меня не слушаешь, мне неприятно. Мне очень важно твое внимание, поэтому, пожалуйста, будь внимателен к тому, что я говорю. |
(Вторая подгруппа познакомит нас с приемлемыми методами наказания.)
Обсуждение.
Запрет на приятные для ребенка занятия.
Эта форма наказания зарубежными психологами была обозначена как «Тайм-аут». Таким наказанием ребенок на определенное время лишается приятного для него занятия, увлечения.
Используя «Тайм-аут», также необходимо соблюдать ряд условий.
1. Обозначить для ребенка, за какую провинность последует его наказание.
2. Перед наказанием ребенку должно быть сделано 1-2 предупреждение.
3. Заранее сказать ребенку, на какой период ему будет запрещено любимое занятие и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.
4. У взрослого должен быть спокойный, без эмоций, невозмутимый вид.
5. Последовательность действий.
Лишение поощрения.
Лишить ребенка чего-то приятного, ожидаемого – более эффективное наказание. Нужно всегда иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте их регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, ели он не сделает чего-то плохого. Отменяйте их если случится проступок действительно ощутимый. Однако, не угрожайте их отменой по пустякам. Например: прогулки, поход в цирк, чтение книг на ночь, просмотр мультфильмов – все это может стать ритуалом для ребенка.
4. Практическое задание.
Задание для первой группы .
- Назовите приемлемые методы поощрения
Задание для второй группы.
- Назовите неприемлемые методы поощрения.
Обсуждение.
Главное в поощрении– умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям.
Хорошо если словесная похвала будет для него так же много значить, как и суровый взгляд. Хвалить, так же как и бранить, не надо без особого к тому повода. Поощряйте ребенка за то, что он действительно сделал с усилием, для чего трудился.
Например: «Вот как ты хорошо сегодня сам убрал игрушки, сложил одежду! Теперь у меня есть время рассказать тебе сказку (почитать книжку или пойти в зоопарк)». Но всякий раз хорошенько обдумайте ваше обещание, потому как оно должно быть обязательно исполнено. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.
5. Игра «Похвали куклу»
Как можно похвалить ребенка?
Очень хорошо. То, что надо.
Я верю в тебя. Великолепно!
Замечательно. Необыкновенно!
Это твоя победа. Ты быстро учишься.
Так держать. Твоя работа принесла мне радость.
Это уже успех. Ты сейчас на правильном пути.
Это лучшее из того, что у тебя получалось. Чудно!
Хорошая работа. Как много ты сделал!
Ты превзошел себя. Неподражаемо.
Этого я еще не видел.
Помните, что тон вашего голоса и тщательный выбор слов могут сильно помочь или помешать достижению "сотрудничества" с ребенком.
- Игра «Тренировка интонации»
Педагог: Чтобы осознать значение интонации для достижения цели воздействия
произнесите фразу: «У нас сегодня-семинар».
-радостно, восторженно
-раздраженно, недовольно
-презрительно
-с сожалением
- с оттенками иронии,
-с удивлением
- требовательности,
-доброжелательности.
7. Рассмотрение проблемных ситуаций.
Участникам в группах предлагаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Участники обсуждают ситуацию внутри группы, затем предлагают решение для общего обсуждения.
1. Проблемная ситуация для первой группы.
- Каждый раз на прогулке Маша стала есть снег. Мама перепробовала много разных способов отучить девочку, но ничего не помогало. Однажды маме в голову пришла идея.
- Пятилетний мальчик подбежал к девочке, ударил ее и убежал, схватив ведерко и лопатку. Мать мальчика набросилась на сына, шлепая и крича: “Это поможет тебе понять, как плохо бить тех, кто младше!”.
- Проблемная ситуация для второй подгруппы.
- Вернувшись в детскую, мама увидела, что низ занавески похож на бахрому. Она догадалась, что ее сын попытался проверить, легко ли режется ткань
- Диалог матери с ребенком:
– Сережа, почему ты опоздал?
– Мам, мы лепили огромного снеговика.
– Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила,
что буду переживать, если ты не придешь вовремя.
– Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!
– Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и
подмети пол.
8. Творческое задание: Составьте плакат “Советы дня” для родителей, взрослых, в котором будут отражены все ваши знания и опыт по теме “Поощрение и наказание детей в семье” (музыкальное сопровождение)
9.Упражнение «Чемодан, корзина, мясорубка»
Цель: рефлексия, подведение итогов семинара-тренинга.
Инструкция: на магнитную доску вешается три больших листа, на одном из которых нарисован чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. У каждого педагога на столе лежит набор цветных стикеров. На желтом стикере, который приклеивается затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы в группе на семинаре-тренинге, готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.На красном стикере – то, что показалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину», т.е. прикрепить ко второму плакату.
Зелёный стикер – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно ещё додумать, доработать, «докрутить» отправлялось в лист «мясорубка». Листочки пишутся и приклеиваются к нужному плакату.
Завершая сегодняшнее наше обсуждение, я хочу прочитать вам небольшую притчу.
Однажды к учителю пришла молодая крестьянка и спросила:
– Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
– Посмотри, женщина, на виноградную лозу, – сказал учитель. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
Так же и с детьми. Сочетания поощрений и наказаний должно быть разумным. Наказывать ребенка нужно только с холодной головой и обязательной любовью к нему.
У всех у нас разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, по-разному нас воспитывали наши родители, но есть одно, что объединяет нас и вас - это наши дети, мальчики и девочки которые могут стать для нас радостью, а может и разочарованием. Желаю всем вам, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы вам однажды можно было бы сказать себе: «Я правильно воспитывал своего ребенка!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наказание и поощрение.
Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребёнка....
Родительское собрание на тему: «Несколько слов о наказании и поощрении»
Цель: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье, формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье....
о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста
о наказаниях и поощрениях детей дошкрльного возраста...
«Наказание и поощрение детей дошкольного возраста в семье».
Статья для родителей воспитывающих детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Наказания и поощрения»
Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний» (похвала, одобрение, выражение доверия, ласковое и ободряющее прикосновение и т.п.), желательно, разных по способу и степени проявления.Чем разнообразне...
Наказание и поощрение
как сформировать адекватное отношение к наказанию...
О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста
Консультация для родителей о поощрении и наказании детей дошкольного возраста...