Способы неконфликтного общения родителей с детьми
консультация (подготовительная группа)
Способы неконфликтного общения родителей с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_nekonfliktnogo_obshcheniya_roditeley_s_detmi.docx | 43.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Способы неконфликтного общения родителей с детьми».
Прекрасно намерение каждого родителя всегда стремиться к ровным бесконфликтным отношениям со своим ребенком. Но, к сожалению, никто не застрахован от того, что желание взрослого и ребенка однажды разойдутся. Жизнь достаточно сложна, чтобы интересы и родителя и ребенка всегда совпадали. Как мы, взрослые, строим свое родительское поведение в подобных ситуациях взаимодействия?
Задание родителям. Закончить предложение: «Для меня оказаться в
затруднительной ситуации общения с ребенком это».
Высказывания записываются на листе ватмана, в завершение делается резюме о том, что затруднительные ситуации в общении с ребенком могут стать и путем к кризисному развитию отношений, и способом выхода из конфликтных отношений.
Нередко в семьях возникают ситуации, в которых проблема принадлежит родителю
Например, родитель устал и не испытывает желания играть со своим сынишкой. Он хочет посидеть в тишине, а ребёнок шумно играет. Взрослый испытывает дискомфорт. Когда проблема принадлежит родителю, он может:
- попытаться непосредственно повлиять на ребёнка;
- попытаться повлиять на самого себя;
- попытаться повлиять на обстоятельства (например, изменить обстановку, принять необходимые меры безопасности).
Сегодня мы рассмотрим тему: «Как родитель может повлиять на ребёнка, не создав при этом конфликтной ситуации».
Существует две формы обращения к другому человеку: ты - сообщения и я - сообщения.
Как правило, «Ты» - сообщения нарушают коммуникацию, так как вызывают у ребёнка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда взрослый. В таких высказываниях используются слова ты, тебя, тебе. («Ты всегда оставляешь беспорядок в комнате», «Ты никогда не одеваешься самостоятельно», «Прекрати это делать»). По сути, каждое «ТЫ» - сообщение содержит выпад, обвинение или критику ребёнка.
«Я» -высказывания являются более эффективным способом в плане влияния на поведение ребёнка, которое взрослый не приемлет. В то же время они сохраняют благоприятные взаимоотношения между людьми.
Нарисуем схему сообщений для родителя, который устал и не хочет играть со своим сынишкой.
Ты - сообщение.
Родитель устал – «Ты меня утомил. Ты что не можешь посидеть хоть немного тихо?» (шифр) – процесс расшифровки «Я плохой» (реакция ребёнка).
Я - сообщение.
Родитель устал – «Я очень устал. Мне хотелось бы, чтобы в комнате было тихо. Пожалуйста, играй тише». Процесс расшифровки «Папа устал» (реакция ребёнка).
В «Я» - сообщениях делается акцент на чувствах и причинах, их вызвавших («Я чувствую усталость, когда громко кричат»). Вы говорите от первого лица, о себе, о своём переживании, а не о ребёнке, не о его поведении. «Я» - сообщение – это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряжённых ситуациях.
«Я» - высказывания составляются из четырёх частей:
• Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что…», «Когда это происходит…», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…».
• Точное называние своих чувств, испытываемых в этой ситуации: «Я чувствую…».
• Предпочитаемый вами исход («Мне хотелось, чтобы…», «Я был бы рад…»).
• Просьба («Пожалуйста)
Например, ребёнок залез на высокое дерево (забор, лестницу). Родитель: «Саша, когда я вижу, что дети залезают так высоко, я волнуюсь. Мне хотелось бы, чтобы этого не было. Пожалуйста, не залезай так высоко».
Такую фразу можно произнести вместо фразы: «Ты опять залез на лестницу.
Чтобы я этого больше не видела».
В общении может быть использована не полная форма «Я» -высказывания, а укороченная («Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто сегодня будет убирать игрушки», «Когда я вижу грязные руки, мне становится неприятно»). Первоочередная цель «Я» - высказывания – не заставить кого-то сделать, а сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймёт их гораздо быстрее.
«Я» - высказывание имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты» -высказыванием.
- Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме.
- «Я» - высказывание даёт возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей бронёй «авторитета», который стараемся поддержать во что бы то ни стало. Порой дети поражаются, узнав, что взрослые могут вообще что-то чувствовать. Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же - делает взрослого ближе, человечнее.
- Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять. Дети берут пример с взрослого. Вместо: «Дай мне!», «Хочу!», говорят «Мне хочется», «Я не могу больше ждать».
- Высказывая, своё чувство без приказа и выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.
Научиться посылать «Я» - высказывания непросто. Потребуется тренировка, и на первых порах трудно будет избегать ошибок. Одна из них состоит в том, что иногда, начав с «Я» - высказывания, взрослые заканчивают «Ты» - высказыванием. Например: «Меня расстраивает это твоё хныканье». Избежать этой ошибки можно, если использовать безличные предложения, неопределённые местоимения, обобщающие слова. Например: «Меня расстраивает, когда дети хнычут».
Далее с родителями проводится обсуждение данной темы.
• Вопросы для обсуждения:
- Какую форму обращения вы чаще всего используете в общении с детьми?
- В каких ситуациях, по вашему мнению, можно было избежать конфликтов с детьми, используя «Я» - сообщение?
2. Эффективные способы коммуникации родителей с детьми.
Цель: научиться формулировать «Я» - высказывания в общении с детьми и в повседневном общении, осознать невербальные средства установления контакта.
Форма: работа в малых группах; работа в большой группе.
Метод: упражнение - «Я»-высказывания».
Ведущий предлагает родителям потренироваться в применении «Я» -высказывания таким образом: группа объединяется в команды, ведущий выдаёт каждой команде листы с приготовленными заранее «Ты»-высказывания, а задача участников – переформулировать их в «Я»-высказывания.
Например:
- Ты меня утомил своим криком. - Когда кричат, я чувствую усталость. Мне бы хотелось, что бы дома все разговаривали спокойно.
- Ты грязнуля. Посмотри на свои руки. – Когда я вижу грязные руки, мне становится неприятно. Давай договоримся мыть руки, когда они грязные.
- Шнурки ты завязывать не умеешь, куртку застёгивать не можешь. Ты сам вообще что-то можешь? – Я так устаю всё время завязывать шнурки, как мне хотелось бы, чтобы ты научился это делать самостоятельно.
- Тебе бы только играть, а не заниматься. – Я сержусь, когда дети не хотят заниматься. Мне хотелось бы, чтобы мы уделяли время и для игр и для занятий.
- Ты не понимаешь, что перебиваешь взрослых? – Мне неприятно, когда мешают разговаривать. Пожалуйста, подожди немного.
- Ты опять залез на лестницу. Слезь сейчас же. – Когда дети высоко находятся, я волнуюсь. Пожалуйста, не делай этого.
- Ты что, не можешь быть внимательнее к другим? Наступил мне на ногу. – Когда наступают на мою ногу, мне больно. Пожалуйста, ходи аккуратно.
- Ты разве не слышишь, что я тебя попросила быстрее одеваться? – Когда я кого-то долго жду, то устаём. Пожалуйста, одевайся быстрей.
- С тобой бесполезно разговаривать, ты никогда ничего не слушаешь. – Когда я хочу с кем-то поговорить, и меня не слушают, я расстраиваюсь. Мне хотелось бы, чтобы ты меня выслушал.
- Ты не понимаешь, что без разрешения ничего нельзя брать со стола взрослых?- Когда берут мои вещи без спроса, мне это неприятно. Мне бы хотелось, чтобы ты спрашивал разрешение.
Далее первая группа называет свои «Ты» - высказывания, а вторая группа должна как можно быстрее заменить их на «Я» - высказывание. Потом группы меняются местами. Можно предложить каждой группе по 3 «Ты» - высказывания.
Вопросы для обсуждения:
1. Что вызывало сложности при составлении «Я» - высказываний?
2. Какие ошибки чаще всего допускались?
3. Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.
В данном реферате я разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....
Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.
В данном реферате я разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....
Анкета для родителей "Особенности общения родителей с детьми"
Раскрытие особенностей общения родителей с детьми...
Эффективные способы общения родителей с детьми
Формулы эффективного общения с детьми...
Система PECS как способ невербального общения с неговорщими детьми
Обобщение опыта....
Консультация для родителей "Способы неконфликтного общения родителей с ребёнком"
Консультация для родителей "Способы неконфликтного общения для родителей"...
Способы неконфликтного общения с детьми
Как научиться договариваться с ребенком....