Консультация для родителей "Развитие воображения детей 6 лет"
методическая разработка (старшая группа)
Данная информация поможет родителям уззнать, что такое воображение, какое воображение называют творческим, а также развить воображение ребёнка через игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Развитие воображения детей 6 лет»
Как развивать воображение ребёнка?
Данная информация поможет родителям узнать, что такое воображение, какое воображение называют творческим, а также развивать воображение ребенка через игру.
Что такое воображение. Виды воображения
Воображение — фантазия, психическая деятельность человека, — важнейшая сторона нашей жизни. Если бы мы не обладали фантазией, то лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых писателями и изобретений конструкторов. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Основная задача воображения — представление ожидаемого результата до его реального осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Другая функция воображения связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. Именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Различают два вида воображения: воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т. д.).
Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности.
В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла.
Воображение развивается в процессе творческой деятельности. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творчество способствует развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по- новому их осмысливает и оценивает. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать способы этой передачи. Возможности выбора таких способов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. В этом возрасте ребенок уже может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Творчество развивает и эстетические чувства. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Все дети любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках, викторинах и т. д. Ведь творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.
При помощи творчества и воображения ребенок формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, — это игра. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.
Дети в возрасте от 6 лет активно играют в сюжетно-ролевые игры: магазин, парикмахерская, семья, детский сад и пр.
Содержание игр должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимоотношения с другими детьми.
Следует учить ребенка искать решение, по возможности учитывая все возможные последствия.
Стимулируйте детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
Космическое путешествие
◈ Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.
◈ Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.
◈ Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
Необитаемый острой
◈ Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.
◈ Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.
◈ Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.
◈ Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.
Составь загадку
Игра развивает воображение, мышление
◈ Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).
Волшебные превращения
Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)
◈ Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.
◈ Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.
Для чего я хорош?
Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление
◈ Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.
Лепка
Развивает воображение и мелкую моторику рук
Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.
◈ Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.
Кулики, конструкторы
Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия
◈ Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно — дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.
Вечерние окна
◈ Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?
◈ Пофантазируйте вместе с ребенком.
Облака
◈ Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.
Самодельные подарки
◈ У меня со старшей дочерью такой опыт — она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики»), бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.
◈ В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.
Упаковка подарков
◈ Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок — в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.
◈ Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.
Сказка по ролям или кукольный театр
◈ Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям — один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх — возможность прямого и свободного самовыражения.
◈ Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета — может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.
Сказки
Способствуют развитию речи, воображения, памяти
◈ Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории — их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.
Бумажные фигурки
Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.
◈ Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками — вот и готовые мячики для игры.
◈ Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.
Цветной коврик
Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.
◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.
◈ Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.
Новогодние украшения
Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.
◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.
◈ Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.
◈ Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.
Поделки из природных материалов
Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.
◈ Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.
Кино
Необходимый инвентарь: видеокамера.
◈ Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит — костюмы, грим, декорации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Воображение. Методы и приемы изобразительной деятельности, позволяющие развивать воображение."
Статья посвящена процессам развития воображения ребенка , и участию родителей в развитии данных процессов....
Консультация для педагогов. Развитие воображения детей в дошкольном возрасте.
Консультация для педагогов или родителей по развитию воображния детей. Раскрываются вопросы: зачем нужно воображение, что это такое, его виды, проводятся параллели между развитием воображения и развит...
Консультация "Методика работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник изображения"
Проведя анализ опыта работы МДОУ «Детский сад №44» г.о. Саранск, мы выяснили, что в работе по обучению детей навыкам изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники изображения, такие...
Консультация для родителей на тему: «Игры для развития воображения детей».
Консультация для родителей на тему: «Игры для развития воображения детей»....
Консультация для воспитателей"Воображение и мышление у детей дошкольного возраста"
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в рол...
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра - средство развития воображения детей дошкольного возраста»
Свободная сюжетно-ролевая игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста....
Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы
Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...