Развиваем внимание и мышление дошкольников, учим быть любознательными.
консультация (средняя группа)
Каждый из нас понимает, что внимание – это необходимое свойство для успешного обучения и развития ребенка. А что же такое внимание?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_vnimanie_i_myshlenie_doshkolnikov_uchim_byt_lyuboznatelnymi.docx | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем внимание и мышление дошкольников, учим быть любознательными.
Каждый из нас понимает, что внимание – это необходимое свойство для успешного обучения и развития ребенка. А что же такое внимание?
В различных психологических учебниках можно найти такое трактование этого понятия:
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
Внимание обеспечивает более полное и четкое восприятие информации. При этом внимание не является самостоятельным психическим процессом, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно смотрим, думаем, читаем…
Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов, выполняя следующие функции:
1) отбор значимых сигналов и игнорирование несущественных, побочных;
2) удержание, сохранение требуемой деятельности (или образа) до тех пор, пока не будет достигнута цель;
3) регуляция и контроль протекания деятельности.
Таким образом, об успешной деятельности мы можем говорить лишь тогда, когда в ней присутствует внимание.
К сожалению или к счастью, внимание не врожденное свойство, а приобретенное и приобретается оно большей частью в дошкольном детстве.
Если внимание – приобретенное свойство, значит, его можно развивать! И для этого существуем множество различных упражнений. Как правило, многие из них широко используют в детском саду и школе, но есть и такие упражнения, которые можно и нужно использовать дома, в семье.
Сразу хочу Вас успокоить. Для большинства таких упражнений не нужны какие-то знания и специальное оборудование, не нужно время и подготовка. Все, что необходимо – это ваше желание. А желание у ребенка появится сразу, как только Вы скажете: « Давай, поиграем!»
Во что будем играть? Да вот Вам несколько простейших игр. В данном случае, простейшее не значит – простое и легкое.
Как часто вы ходите с ребенком по улице? Каждый день. В сад, в магазин, на прогулку… А Вы обращаете внимание на людей, которые проходят мимо? Нет? Зря! Всех прохожих вы можете использовать для интересной игры «Кто внимательнее?»
Вы отмечаете у встречного человека, какую-то особенность: цвет пальто, рост, цвет волос, наличие сумки, количество пуговиц, и спрашиваете у ребенка: «Какого цвета была сумка у того человека»?
Например, сидит на соседней скамейке человек. Вы отметили, что у него в руках книга. По возможности делаете так, чтобы ребенок не мог повернуться в сторону этого человека и спрашиваете «Что у этого человека в руках?» Если ребенок заметил – отлично! Если нет, позвольте ему повернуться и посмотреть, а если он опять не заметил, только тогда скажите.
Сели в маршрутку или троллейбус. Спросите и ребенка: «Какого цвета эта маршрутка?»
Выйдите из магазина, а потом поинтересуйтесь, сколько человек было в магазине? Или какого цвета там дверь? Или сколько окон было в магазине?
Первое время, Вы и сами не всегда будете замечать такие вещи. К слову, дети очень часто оказываются внимательнее нас, взрослых.
Вы можете играть так по очереди. Задаете вопрос Вы, а потом – ребенок. Такие игры носят развлекательный характер, очень нравятся детям, потому что они часто ставят взрослых в положение Незнайки и радуются тому, что хоть иногда могут быть умнее нас.
Вы думаете, что это баловство? А разве баловство не может приносить пользы? Таким способом мы учим ребенка замечать различные мелочи, запоминать все, что есть вокруг него, развиваем познавательную активность. Это значит, что мозг ребенка постоянно находится в активном поиске интересных моментов, впитывает, как губка, все, что замечает, и учится замечать все больше и больше мелочей.
С детьми постарше можно усложнить работу, побуждая их считать предметы без присчитывания, воспринимая картинку целиком: Сколько машин красного цвета стоит во дворе? Сколько скамеек было на этой дорожке парка? Сколько ступенек в этом магазине? Причем, спрашивать это тогда, когда объект уже не в поле зрения ребенка. Пусть постарается припомнить. Оптимально, если после ответа ребенка, Вы можете вернуться в это место и проверить ответ ребенка.
Зачем это нужно? Хороший вопрос.
Во-первых, такие игры развивают наблюдательность ребенка, умение замечать мельчайшие детали в окружающей обстановке, активируют различные познавательные процессы ребенка, учат воспринимать количество предметов целиком, без присчитывания по одному, а во-вторых, Вы прекрасно проводите время, занимаете ребенка полезными развивающими играми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие внимания, воображения, мышления дошкольников.
Развиваем дошкольников....
Памятки: "Готовность к школе. Интеллектуальная!", "Развиваем память! Учимся считать", "Рекомендации по развитию внимания и мышления у дошкольника".
Памятки для педагогов и родителей подготовительной к школе группы....
Консультация для родителей «Развиваем внимание, память, мышление детей 6–7 лет с задержкой психического развития»
Предлагаемые в данном материале игры помогут детям научиться рассуждать, обобщать, сравнивать, выносить самостоятельные умозаключения по некоторым вопросам, а, научившись этому, дети научатся самостоя...
«Развиваем внимание, память, мышление у детей 6-7 лет с задержкой психического развития»
Возраст (6–7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенств...
Развиваем внимание, память , мышления у детей 6-7 лет с ЗПР
Развиваем внимание, память , мышления у детей 6-7 лет с ЗПР...
Развиваем внимание, память, мышление у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Развиваем внимание, память, мышление у детей 6-7 лет с задержкой психического развития....
«Развиваем внимание, память, мышление у детей 6-7 лет с задержкой психического развития»
Развивающие игры для детей 6-7 лет, способствующие развитию умений и навыков, необходимых в дальнейшем обучении ребёнка в школе....