|
«ЗАВЯЗКИ» Это завязывание и развязывание ленточек, завязок у шапки, шнурков, платочков, узелков, бантиков куклам и т. д. Проводить упражнения лучше в игровой форме: завяжи папе шарфик; маме платочек, бантик; надень мишке шапочку; помоги зайчику завязать шнурки. Задания могут быть разнообразными. Можно использовать реальные предметы и игрушки.
ИГРЫ С РИСОВАНИЕМ «ШТРИХОВКИ» Проводить на контурном изображении линии в заданных направлениях простым карандашом. Сначала по контурным линиям, по показу, затем по одной линии с заданным направлением. Линии проводить близко друг к другу, не выходя за контур. «ОБВОДКИ» Обводить карандашами тонкий нарисованный контур (или пунктир) точно по линии - квадратики, кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту. Обводить карандашами плотные плоские фигурки, придерживая их левой рукой. Дорисовать недостающие детали у предмета: машине – колеса; домику – трубу, окно; дереву – ветки, листочки; кораблику – парус и т. д. «РАСКРАСКИ» Раскрашивание готовых контурных изображений цветными карандашами, мелками, красками. Карандаш требует больших усилий работы пальцев, чем краски и фломастеры. Линии карандаша должны ложиться в одном направлении: слева направо или сверху вниз. Использовать вначале крупные изображения из 1-3 частей, и только после того, как ребенок научится раскрашивать крупные детали (без просветов, желательно в одном направлении, с сильным нажимом, не выходя за контур), можно приступать к более сложным раскраскам.
«ЛЕПКА» Работа с пластилином, глиной, соленым тестом. Разминание пластилина пальчиками, раскатывание, сплющивание, прищипывание, размазывание по плоской поверхности и т.д.
«АППЛИКАЦИЯ» Изготовление поделок из бумаги: вырезание ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Изготовление аппликаций из природного материала и других доступных материалов.
«МОЗАЙКИ» Выкладывание узоров или рисунков по образцу или показу из кнопочек мозаики, кусочков цветного картона и т.д.
«КОНСТРУКТОР» Различные виды конструкторов - дети выполняют предлагаемые задания сначала с родителями, а потом самостоятельно по образцу: сложить из кубиков постройку по образцу и по памяти; сложить из палочек елочку, домик, треугольник, квадрат и т. д.
«ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»
В выполнении упражнений участвуют в равной степени левая и правая рука – поочередно или вместе. Упражнения выполняются по показу. Вот некоторые из них: зайчик, пальчики здороваются, пальчики бегают, стул, стол, замок, цепочка, кнопочки и другие. Детям очень нравятся потешки: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Этот пальчик в лес ходил» и т. д. Есть специальные книги с упражнениями для пальчиков.
«МАССАЖ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ»
Хорошо делать массаж для пальчиков и ладошек каждый день. Используются четыре основных приема: поглаживание, разминание, растирание, постукивание. Затрачивая всего 5 минут в день на проведение пальчиковой гимнастики и массажа можно оказать существенную помощь ребенку.
Занимаясь с ребенком, необходимо придерживаться следующих правил:
• начинайте с массажа и разогрева кистей рук, заканчивайте поглаживанием; • выполняйте движения и правой, и левой рукой; • движения на сжатие должны сочетаться с расслаблением; • упражнения должны включать изолированные движения каждого пальца; • прежде чем переходить к новому упражнению, важно как следует отработать предыдущее пальчиками правой и левой руки; • используйте те игры, которые нравятся ребенку и доступны ему; • при массаже рук ребенка помогайте ему своими руками только в том случае, если у вас положительный настрой.
|
| «УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ»
Для выполнения упражнений использовать не заточенные карандаши (круглые или с гранями) или палочки. Упражнения выполнять двумя руками по очереди или вместе. Вот несколько упражнений: • прокатывание карандаша между ладонями; • растирать центр ладони концом карандаша; • упираясь концами карандаша в центр ладоней перемещать руки вверх, вниз, по кругу и т.д., стараясь не уронить карандаш; • удерживать палочку концами пальцев двух рук на весу поочередно (сначала указательным, затем средним пальцем и т.д.); • «собираем карандаши» – брать одной рукой и перекладывать в другое место (например, со стула на стол и др.), затем поменять руки (10-15 карандашей); • «пропеллер» – вращать карандаш между пальцами; • слегка держать карандаш между пальцами, чтобы он медленно сполз вниз; • прокатывание карандашей по столу: сначала одной рукой, затем другой, затем двумя вместе; • «пальчики шагают» – зажать карандаш между указательным и средним пальцем и делать пальчиками «шаги» по столу, не роняя карандаш.
«УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКАМИ, ГРЕЦКИМИ ОРЕХАМИ»
• Зажать шарик в правой (левой) руке, затем в двух руках и поворачивать в разных направлениях кисти рук. • Зажать шарик между ладонями: сильно сдавливать шарик, затем расслаблять руки, не выпуская шарика. • Взять шарик большим и указательным пальцами и сильно сжать его. Аналогично сжимать шар между другими пальцами. • С силой сжимать в руке шар, который располагается в середине ладони.
«ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ»
Для упражнений можно использовать плоские пуговицы разного цвета и размера.
Некоторые упражнения: • разложи пуговицы по цвету – на цветные тарелочки; цветную бумагу; цветные контуры (колечки), нарисованные фломастером; • выбери большие (маленькие) пуговицы; • найди одинаковые пуговицы; • цветные дорожки – чередование по цвету, размеру; • выкладывание по контуру (линия, круг, квадрат и т.д.); • собери пуговицы в ведерко; • сосчитай пуговицы ( до трёх) • найди самые красивые пуговицы (помогите ребенку объяснить, чем они понравились); • пальчики ходят – поставить средний и указательный пальчики на пуговицы, и передвигать их по столу. |