«Познавательное развитие детей летом»
консультация
Информация для родителей о летнем отдыхе детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie_detey_letom_-_kopiya.doc | 609.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавательное развитие детей летом»
В летний период окружающий мир разнообразен, удивителен и завораживает внимание ребенка. Это время, когда маленький человек инстинктивно тянется к красоте и гармонии природы, ее разнообразию и гармонии.
Однако не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм… Умение «смотреть»
- «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается ежедневно, кропотливой работой взрослых. Ребенок – это часть природы, он постоянно взаимодействует с окружающим миром. Однако дети подчас не замечают многого, порой их восприятие бывает частичным, фрагментарным и неполным. И потому в сложном процессе познания окружающего мира велика роль взрослых, от родителей до педагогических работников в детском саду. Детей нужно научить «видеть» и «слышать» природу. Освоение окружающего мира происходит через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.
Ребенок уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких людей. Уже в начале второго года жизни он «изучает» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются ею, то дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.
И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, и конечно же
– дома, он вырастит бездумным, жестоким, не способным чувствовать, сопереживать.
Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, может испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор
- т.п.
- примеру, ребенок видит красивый цветок и хочет его сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, ромашка завянет и умрет. Она нас не встретит завтра на этой тропинке. И это будет печально». Так мама формирует у малыша доброе, нежное чувство и одновременно ответственное отношение - чувство любви и сопричастности ко всему живому.
Взрослый может пользоваться разнообразными методами и приемами для активизации у ребенка добрых чувств и поступков по отношению к природе: не сорвать лист с дерева, не раздавить кузнечика, не развести на поляне костер и т.д.
Общаться с объектом живой природы (тактильные ощущения, визуальный контакт, оказание посильной помощи) необходимо, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как рябинка гладит тебя своими веточками, за то, что ты не обидел ее, поступил с ней по-человечески».
Вводите в наблюдение элементы поэзии и фольклора, рассказывайте о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.
Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька – красна девица, травушка-муравушка, река-матушка, облако-барашек и т.п.
Взрослые открывают своим детям и воспитанникам
свойства вещей и особенности явлений, развивают и
уточняют их представления о мире вокруг них. Направляя детское
восприятие, они раскрывают все разнообразие свойств предметов и явлений
живой и неживой природы в повседневной жизни. Одновременно не следует
сводить общение с детьми к излишнему морализаторству, не превращать
общение с детьми в менторство и занудство. Основное – это дать возможность детям
замечать необычное в повседневном, сопровождать чувственное познание не только словом, но и положительными эмоциями и т.д.
- шести годам решение этих задач уже доступно ребенку.
Помощником образного отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети читают и слушают рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина, В. Бианки, Л.Толстого и других авторов.
Развивая восприятие окружающей действительности, взрослый должен показывать ребенку особенности природы, которые интересны в летний период: многообразие цветов, оттенков зелени, запахов. Нужно прививать ребенку способность жить в гармонии с окружающим миром, не дессонировать с ним.
Советы родителям:
Чаще бывайте с ребенком на природе.
Имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу о них
детям.
Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
Учите исправлять свои ошибки при общении с живым миром.
Используйте положительные примеры из жизни и литературы при
воспитании ребенка.
Почаще организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
Мастерите с детьми поделки из природных материалов.
Поощряйте экспериментирование детей.
Играйте с детьми на прогулке и дома.
1.Найди по описанию:
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
2.Горячо — холодно.
Цель: поддержание положительного интереса к живой природе, закрепление их названия.
Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.
Условие: нельзя переворачивать карточки.
Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
3.Лото «Что, где растет?»
Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.
Игровая задача: заполнить игровое поле.
Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
4.Скорая помощь (экологическая игра на природе).
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.
5.Юные художники
Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.
Игровая задача: нарисовать портрет растения.
Материал: любые изобразительные материалы.
6.Следопыты
Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.
Игровая задача: разгадать тайну природы.
Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.
7.Экспериментирование с бумагой, деревом, камнем, цветными стеклышками, зеркальцем, с песком.
Цель: развитие творческого начала при работе с различными материалами, ознакомление с их свойствами. Создание оригинальных, неповторимых поделок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы летом» в старшей группе.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы Тамбовской области летом» в старшей группе. Цель: расширить знани...
Конспект НОД по познавательному развитию «60-летие Первого полета в космос»
Расширение знания детей о космосе, о первом полёте в космос. Воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны....
Консультация для родителей "Познавательное развитие детей летом"
Познавательное развитие детей летом...
"Познавательное развитие детей летом"
консультация для родителей...
Консультация для родителей "Познавательное развитие детей летом".
Лето - идеальный период для развития познавательных способностей детей, формирования интереса к окружающему миру, бережного отношения к природе, развития наблюдательности....
Познавательное развитие детей летом
Познавательное развитие детей летом...
Консультация для родителей «Познавательное развитие детей летом»
Консультация для родителей«Познавательное развитие детей летом»...