«Познавательное развитие детей летом»
консультация
Информация для родителей о летнем отдыхе детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 609.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавательное развитие детей летом»
В летний период окружающий мир разнообразен, удивителен и завораживает внимание ребенка. Это время, когда маленький человек инстинктивно тянется к красоте и гармонии природы, ее разнообразию и гармонии.
Однако не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм… Умение «смотреть»
- «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается ежедневно, кропотливой работой взрослых. Ребенок – это часть природы, он постоянно взаимодействует с окружающим миром. Однако дети подчас не замечают многого, порой их восприятие бывает частичным, фрагментарным и неполным. И потому в сложном процессе познания окружающего мира велика роль взрослых, от родителей до педагогических работников в детском саду. Детей нужно научить «видеть» и «слышать» природу. Освоение окружающего мира происходит через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.
Ребенок уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких людей. Уже в начале второго года жизни он «изучает» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются ею, то дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.
И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, и конечно же
– дома, он вырастит бездумным, жестоким, не способным чувствовать, сопереживать.
Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, может испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой моря, гор
- т.п.
- примеру, ребенок видит красивый цветок и хочет его сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, ромашка завянет и умрет. Она нас не встретит завтра на этой тропинке. И это будет печально». Так мама формирует у малыша доброе, нежное чувство и одновременно ответственное отношение - чувство любви и сопричастности ко всему живому.
Взрослый может пользоваться разнообразными методами и приемами для активизации у ребенка добрых чувств и поступков по отношению к природе: не сорвать лист с дерева, не раздавить кузнечика, не развести на поляне костер и т.д.
Общаться с объектом живой природы (тактильные ощущения, визуальный контакт, оказание посильной помощи) необходимо, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как рябинка гладит тебя своими веточками, за то, что ты не обидел ее, поступил с ней по-человечески».
Вводите в наблюдение элементы поэзии и фольклора, рассказывайте о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.
Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька – красна девица, травушка-муравушка, река-матушка, облако-барашек и т.п.
Взрослые открывают своим детям и воспитанникам
свойства вещей и особенности явлений, развивают и
уточняют их представления о мире вокруг них. Направляя детское
восприятие, они раскрывают все разнообразие свойств предметов и явлений
живой и неживой природы в повседневной жизни. Одновременно не следует
сводить общение с детьми к излишнему морализаторству, не превращать
общение с детьми в менторство и занудство. Основное – это дать возможность детям
замечать необычное в повседневном, сопровождать чувственное познание не только словом, но и положительными эмоциями и т.д.
- шести годам решение этих задач уже доступно ребенку.
Помощником образного отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети читают и слушают рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина, В. Бианки, Л.Толстого и других авторов.
Развивая восприятие окружающей действительности, взрослый должен показывать ребенку особенности природы, которые интересны в летний период: многообразие цветов, оттенков зелени, запахов. Нужно прививать ребенку способность жить в гармонии с окружающим миром, не дессонировать с ним.
Советы родителям:
Чаще бывайте с ребенком на природе.
Имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу о них
детям.
Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
Учите исправлять свои ошибки при общении с живым миром.
Используйте положительные примеры из жизни и литературы при
воспитании ребенка.
Почаще организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
Мастерите с детьми поделки из природных материалов.
Поощряйте экспериментирование детей.
Играйте с детьми на прогулке и дома.
1.Найди по описанию:
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
2.Горячо — холодно.
Цель: поддержание положительного интереса к живой природе, закрепление их названия.
Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.
Условие: нельзя переворачивать карточки.
Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
3.Лото «Что, где растет?»
Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.
Игровая задача: заполнить игровое поле.
Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
4.Скорая помощь (экологическая игра на природе).
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.
5.Юные художники
Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.
Игровая задача: нарисовать портрет растения.
Материал: любые изобразительные материалы.
6.Следопыты
Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.
Игровая задача: разгадать тайну природы.
Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.
7.Экспериментирование с бумагой, деревом, камнем, цветными стеклышками, зеркальцем, с песком.
Цель: развитие творческого начала при работе с различными материалами, ознакомление с их свойствами. Создание оригинальных, неповторимых поделок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы летом» в старшей группе.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы Тамбовской области летом» в старшей группе. Цель: расширить знани...

Конспект НОД по познавательному развитию «60-летие Первого полета в космос»
Расширение знания детей о космосе, о первом полёте в космос. Воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны....

Консультация для родителей "Познавательное развитие детей летом"
Познавательное развитие детей летом...

Консультация для родителей "Познавательное развитие детей летом".
Лето - идеальный период для развития познавательных способностей детей, формирования интереса к окружающему миру, бережного отношения к природе, развития наблюдательности....
Познавательное развитие детей летом
Познавательное развитие детей летом...

Консультация для родителей «Познавательное развитие детей летом»
Консультация для родителей«Познавательное развитие детей летом»...