Природа – средство эмоционально-образного воздействия на творческую личность дошкольника
консультация
"Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвышаться на ступень эстетического вкуса, приобретенного воспитанием и развитием". В.Г. Белинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii_v_prirode.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Природа – средство эмоционально-образного воздействия
на творческую личность дошкольника»
"Эстетическое чувство, получаемое человеком
от природы, должно возвышаться на
ступень эстетического вкуса,
приобретенного воспитанием и развитием"
В.Г. Белинский
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение его богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования эстетического отношения к природе и выражает диалектическое единство мира.
Воздействуя на эмоции ребёнка своими качествами совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста - так же, как и деятельность взрослого художника, передаёт объекты природы в образах, выполняет задачи эстетического оформления результатов естественнонаучного познания и всегда выражает отношение к объектам природы. Известный русский педагог Н. Е. Румянцев писал, что природа «вечно живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии... всегда является живым родником поэтического творчества». Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать образцы природы в рисунке лепке, аппликации приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами. В детских рисунках (лепке, аппликации) появляются новые темы. В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства.
Искусство, передает окружающую действительность (в том числе и природу) в образах, и тем самым преобразует её. Но природу необходимо познавать. В. А. Сухомлинский писал: "Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума и творчества". Процесс познания осуществляется в ходе повседневного восприятия объектов и явлений природы, во время организуемых педагогом систематических наблюдений. Развитию у детей образного, эстетического восприятия, а, следовательно, образного познания природы способствует использование в этом процессе образных выражений, сравнений, эпитетов, которые можно найти в поэтических произведениях. Яркие поэтические строчки можно подобрать ко многим предметам и картинам природы, которая вдохновляла творчество многих поэтов и писателей. Реальный мир и мир природы – это объекты искусства и творчества отражения его ребёнком в рисунках, лепке, аппликации.
В задачи ознакомления с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с флорой и фауной. Предложение изобразить пейзаж, животных, растения всегда встречают у детей положительный отклик. В своих рисунках, лепке, аппликации дети изображают родную природу в разные времена года, в разную погоду. «Золотая осень», «Поздняя осень», «Белая береза под моим окном», «Двенадцать месяцев», «Одуванчик золотой», «Дыхание весны» - эти и другие сюжеты часто встречаются в детских рисунках, созданных и по замыслу педагога, или по замыслу самих детей. Ребята создают декоративные композиции из цветов, листьев, ягод, лепят рыбок, птиц, зверей. Для того, чтобы ребенок мог изобразить все это, необходимо у него сформировать отчетливые представления об объектах природы. В связи с этим целенаправленные совместные наблюдения объектов природы, учитывая и задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Необходимо давать детям правильное представление о жизни животных и растений. Вместе с тем следует подчеркивать красоту явлений природы, каждого цветочка, дерева. Необходимо обратить внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, окрашенного тучами заходящего солнца, волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых весенних цветов и т. п.
Большое значение природы в развитии эстетических чувств детей отмечал Е. А. Аркин: «...когда воспитание ведётся вне стен комнаты, когда перед ребёнком каждый день развёртывается полная красок панорама природы, тогда нет сомнения, что поле, лес, луг, звёздное небо, восход солнца, постоянно меняющий свой цвет небесный свод лучше всяких дощечек, и других искусственных приборов будут служить воспитателям средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания её. Природа всегда полна жизни, полна интереса; всякий дидактический материал мертв, и нужно большое искусство со стороны педагога, чтобы оживить его и поддержать в ребенке интерес к нему» Познание ребёнком-дошкольником окружающей природы должно осуществляться "по законам красоты". Это зависит от педагога, который сам чувствует, понимает красоту природы и может передавать это детям.
Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение, яркие эмоциональные проявления; всё это повышает интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве, передавая форму и цвета её объектов и явлений. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми, делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче, вызывает у них желание сохранить красоту природы.
Неоднократные опыты исследователей детского творчества (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой) показывают, что красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение изобразить то или иное явление встречается детьми с радостью. ...Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, стремятся обратить на них внимание взрослых, нужно поддержать интерес детей, поиграть в собранные ими листья («Найди такой же - по форме, по цвету»), предложить из собранных листочков составить изображение. Пусть дети пофантазируют, какое изображение можно составить из природного материала. При этом не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотрите вместе со всеми детьми, кто что придумал. Такие игры-упражнения нравятся
детям и их можно проводить неоднократно, развивая воображение ребят. Композиции могут создаваться как одним ребенком, так и коллективно.
Детям старшего возраста после рассматривания листьев и игр с ними можно предложить нарисовать красивые осенние листья с натуры. Листья дети
могут выбрать из тех, что они собирали на прогулке. Нужно предупредить детей о трудности рисования и помочь ребёнку рассмотреть конструкцию пластины листа. Обратить внимание на расположение главных прожилок, как бы организующих рисунок пластины, предложить провести по ним пальчиком сначала одной, потом другой руки, а затем обвести по контуру весь листок. Для рисования можно использовать цветные карандаши и акварель. Для наброска, поиска формы лучше использовать простой карандаш, предупредив детей о том, что рисовать, надо легко касаясь карандашом листа бумаги, иначе линия контура окажется грубой и при закрашивании может пачкать рисунок. Целесообразнее изображать не один листок, а два или три разных по форме, предварительно рассмотреть их, обратив внимание на все детали. Можно предложить детям рассказать о листьях и о том, с чего они начнут рисовать, как расположат изображение, чтобы оно выглядело красиво. Пусть дети разложат свои листья на бумаге так, как они планируют их нарисовать. Запомнив композицию, ребята могут отодвинуть листья и начать их рисовать. Многие дети при раскрашивании листьев передают лишь общее впечатление об их цвете, не сосредотачивая внимание на оттенках, переходах одного цвета в другой. Добиться более тонкого видения и цветовой характеристики изображаемого поможет дополнительное рассматривание листьев уже в процессе рисования.
Старшие дошкольники с большим удовольствием принимают предложение воспитателя передать объекты природы в рисунках. Особый же интерес у них вызывает предложение воспитателя изобразить живые существа: бабочек, разных жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Со многими животными дети знакомятся, слушая сказки, рассказы, иллюстрированные художниками: Е. Чарушиным, В. Бианки, Е.Зотовым. Важно обращать внимание детей на различия в творческой манере художников. Так, Е. Чарушин изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая мягкость пушистого ворса детёнышей и плотность, жёсткость меха взрослых животных. В основе образов животных, изображаемых Ю. Васнецовым, сказочно-декоративная реалистичность. Ее придают образам некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, занятость человеческими делами: подметают пол, пилят дрова и т. п.) и орнаментированные детали костюмов: у кота – украшенные сапожки, у курицы - фартук и др. Совсем по-другому изображает животных Т. Маврина. Ее манера – условная волшебная сказочность. Ее животные на первый взгляд как будто страшные, но дети их не боятся; крупные, декоративно-ритмичные мазки и линии, передающие мех, обнаруживают нереальность зверя.
Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, доставить им радость оттого, что им удалось нарисовать, необходимо рассказывать малышам о них. Дети могут видеть животных и наблюдать за ними при посещении зоопарка, в цирке, на улице. Но живой объект находится в движении, что увлекает ребёнка и не всегда позволяет вынести из такого наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине. Поэтому для уточнения образа можно использовать игрушечных животных, их изображения на фотографиях, иллюстрациях, картинах. Тогда дети могут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит изображать, но и обвести рукой каждую часть. Это поможет нарисовать животное. Научится изображать животное для детей очень важно, потому что это поможет им создавать иллюстрации к сказкам, которые дети любят и, изображая которые, они испытывают чувство радости, удовольствия.
Таким образом, эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым, сможет испытать на себе её благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве. "Через сознание сути, содержания искусства в душе ребёнка постепенно формируется нравственно-эстетическая позиция, необходимая нашему обществу, отношение ко всем явлениям жизни – труду, дружбе, Родине, а главное - к природе''. (Б. Неменский, художественный педагог, профессор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное конструирование из природного материала как средство формирование творческой личности дошкольника
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно - творческой деяте...
Конспект НОД. Образовательная область "Художественное творчество" Аппликация с использованием трафаретов - как средство развития творческой личности дошкольника. "Подарок любимой мамочки".
Уважаемые коллеги, представляю вам своё занятие по аппликации и надеюсь, что оно вам пригодится в работе. Работа с трафаретами очень интересная и увлекательная, дети любят обводить трафарет...
Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.
Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...
Мир природы как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей.
Природа является источником вдохновляющим педагогов в работе с детьми. Природа влияет на индивидуальность ребёнка, формирует различные стороны его характера.Передовая образы природы в рисунке, ребёнок...
Фольклор аша балаларның иҗади активлыгын үстерүгә интеграль якын килү / Развитие творческой личности дошкольников средствами фольклора через интегративную деятельность
Әкиятләр ярдәмендә интеграль шөгыльләр үткәрү иң үтемле чараларның берсе. Интеграль шөгыльләнгәндә төрле белем өлкәләрендә алган күнекмәләр бер-берсен тулыландырып тора. Инт...
Сообщение по теме: "Художественное конструирование из природного материала как средство формирование творческой личности дошкольника"
Сообщение по теме: "Художественное конструирование из природного материала как средство формирование творческой личности дошкольника"...
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции " Этнокультурное образование:опыт и перспективы"...