Усидчивость у ребёнка - возможна ли?
консультация
Понятия - усидчивость, внимательность у ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Усидчивость у ребёнка – возможна ли?
Наш мир устроен так, чтобы чего-то добиться в жизни – нужно много учиться. А учеба тесно связана с усидчивостью и внимательностью. И чем ближе дело к школе, чем больше родителей беспокоит вопрос – «А сможет ли ребенок учиться?» Что значит, сможет ли ребенок быть достаточно внимательным, усидчивым, доводить начатое до конца и пр.
Об этом и пойдет сегодня речь – как развить в ребенке усидчивость? Как научить ребенка внимательности?
Понятия усидчивости и внимательности тесно связаны.
Усидчивость – это способность саморегуляции и самоконтроля.
Внимательность – это проявление внимания, т.е. избирательная направленность внимания на тот или иной объект.
Многие психологи утверждают, что детям дошкольного возраста несвойственно устойчивое продолжительное внимание и усидчивость. Дети в этом возрасте часто переключают внимание и имеют высокую активность, поэтому им трудно выполнять долго одну и ту же работу.
Усидчивость у маленьких детей развивается из внимания, а, внимание, в свою очередь – из интереса. Наверняка, вы даже можете судить по себе – если вам интересно что-то, доставляет удовольствие, то и заниматься этим вы будете сколь угодно долго.
Также у детей. Они от природы имеют стремление к обучению и развитию (это их базовая потребность). Но наша система образования построена на том, чтобы убить всякое желание учиться и познавать.
Правда, был один педагог, который смог создать такую систему обучения и развития, которая очень легко и просто развивает в ребенке такие важные качества, как внимательность и усидчивость. Этот педагог – Мария Монтессори.
Методика развития Монтессори построена таким образом, что ребенок развивается в специальной среде, которая естественным образом развивает в нем все эти качества и многие другие.
Так на чем же построена система Монтессори, которая развивает в ребенке усидчивость и внимательность?
Первое условие – вещи и предметы. Наверное, все знают, что Монтессори-среда представляет собой множество полок и стеллажей с различными дидактическими материалами. И все эти предметы расположены в определенном порядке.
В своем развитии ребенок проходит несколько этапов, сензитивных периодов. Вот именно в соответствии с этими этапами и располагаются все дидактические материалы. (Подробнее о сензитивных периодах вы можете почитать в специализированной литературе).
Второе условие – свобода. Эта свобода заключается в свободе выбора предметов для работы и в самостоятельном определении продолжительности упражнения. Большинство развивающих занятий построены так, что педагог сам задает чем, когда и сколько должен заниматься ребенок. Чаще всего, желания ребенка и режим занятия не совпадает. Только малыш войдет во вкус, сортируя бусины, как нужно заканчивать упражнение и начинать петь.
Занятия же Монтессори построены иным образом. Ребенок сам определяет когда, чем и сколько он будет заниматься. И именно в таких занятиях является основополагающим интерес самого ребенка. И пока есть интерес у ребенка к выполняемой работе, он проявляет внимательность, а, значит, учиться быть усидчивым.
Третье условие – это подготовка умственных центров в отношении к внешнему предмету, его вызвавшему. Если проще сказать, думаю, вы на своем опыте знаете – когда ждешь прихода важного для тебя человека, все чувства обостряются: слышишь каждый стук двери, скрип половицы, внутри все горит от нетерпения. Иначе говоря, годовалый ребенок не будет изучать буквы, для него более интересны переливания и пересыпания, т.е. ребенок должен быть внутренне готов к подаваемому материалу. Вот в этом и заключается мастерство Монтессори-педагога: подготовить психологически ребенка к следующему этапу развития.
И четвертое условие – это интерес (куда уж без него). У каждого человека существуют свои интересы, каждый из нас смотрит на мир по-своему. Хотя мы все живем примерно в одной внешней среде, но каждый из нас черпает из нее свое. Вот именно эти опыты и определяют направление развития нашей личности, нашего «я».
Соблюдая эти 4 условия, создается благоприятная среда для развития ребенка. Развиваясь в такой среде, ребенок учиться быть внимательным и усидчивым, обретает внутренний порядок и, значит, успокаивается внешне.
Монтессори проводит параллель с физическим развитием ребенка: организм развивает самостоятельно, а мы создаем только условия для развития (физические нагрузки, здоровая пища и пр.). Также и в духовном развитии: задача родителей создать подходящую атмосферу и условия, а ребенок из нее уже возьмет свое.
Так как же развить усидчивость и внимательность у ребенка в домашних условиях?
Хорошо, если есть возможность посещать занятия Монтессори, а если нет?
Предлагаю альтернативу – создать мини-среду Монтессори дома. Для этого надо-то – наблюдать за ребенком, учитывать его интересы и приобрести дидактические материалы в соответствии с интересами. Если сложно определить потребности ребенка в конкретный период развития, то рекомендую воспользоваться таблицей сензитивных периодов развития. И уже опираясь на них вы сможете подобрать необходимые материалы.
Сензитивные периоды развития ребенка
- От рождения и всю жизнь – развитие речи
- От рождения до 3 – сенсорное развитие
- От рождения до 1,5 – познание окружающего мира через движение
- От 1,5 до 3 – развитие устной речи
- От 1,5 до 4 – развитие мускульной координации
- От 2 до 4 – забота о порядке в окружении и обязанности
- От 2 до 6 – музыкальное развитие
- От 2,5 до 6 – утонченность чувств
- От 2,5 до 6 – развитие социальных манер
- От 3 до 6 – восприятие влияния взрослых
- От 3,5 до 4,5 – письмо
- От 4 до 4,5 – развитие тактильного чувства
- От 4,5 до 5,5 – чтение
Естественно, игры не должны быть в точности материалами Монтессори – сейчас в магазинах множество аналогов, ориентируйтесь по потребностям ребенка и своим возможностям.
Игры желательно располагать на открытых полках. Если же такой возможности нет, то главное не ограничивать желание ребенка. Единственное ограничение – игры на переливание и пересыпание. Их нежелательно ставить в доступное место, пусть оно будет видное, но без вашей помощи туда не сможет добраться. И когда малыш захочет, вы сможете организовать ему доступ и удовлетворить потребность.
Отличным средством для развития внимательности являются игры на нее самую – найди отличия, найди одинаковые предметы, ошибки художника, что изменилось и другие игры.
Развить усидчивость поможет совместная игра – показывайте ребенку во что и как нужно играть. Следите, чтобы игры и материалы соответствовали возрасту и потребностям ребенка. Не заваливайте комнату игрушками, это только отвлекает и ослабляет внимание. Также хороши для развития усидчивости традиционная творческая деятельность – лепка, аппликация, рисование, бисероплетение и другие.
Как ни крути, но школьнику в нашей системе образования крайне необходима внимательность и усидчивость. Поэтому, желаю вам успехов в развитии и воспитании таких важных качеств!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как выработать у ребёнка усидчивость
Инструкция, как выработать и как развивать у ребёнка усидчивость....

Консультация для родителей " Воспитываем усидчивость в ребёнке"
Усидчивость неразрывно связана с вниманием и представляет собой способность саморегуляции и самоконтроля. Усидчивость не является врождённым качеством, она формируется в течение жизни. Усидчивый ребён...

Консультация для родителей "Как развить усидчивость в ребёнке!"
Чтобы воспитывать в ребёнке усидчивость и внимательность, нужно всегда придерживаться строгого распорядка дня, так как именно таким образом ребёнок сразу будит приучаться к понятию того, что именно та...

Как научить ребёнка усидчивости и внимательности.
Усидчивость и старание, внимательность дошкольника – залог его успехов в школе и дальнейшей жизни. Но для того, чтобы ребёнок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения....
Консультация для родителей «Как прививать усидчивость ребёнку в 3–4 года»
Процесс воспитания ребёнкаочень трудоемкий и тяжелый. Далеко не каждый ребёнок может просидеть на месте хоть пару минут, ведь для него эти пару минут — целая вечность. Большинство маленьких дет...

Консультация для родителей «Как следует прививать усидчивость вашему ребёнку в 2-3 года»
Это важно!!!Не занимайтесь и не играйте с ребенком в тех местах, где его может что-нибудь отвлекать....

Презентация на тему : "Как развить усидчивость у ребёнка"
Данный материал предназначен как для родителей, так и для педагогов и поможет им развить усидчивость у ребёнка....