Организация режимных моментов в детском саду
консультация

Приводя малышей в детский сад, родители первым делом слышат слова «режим», «распорядок». Некоторых, особенно неопытных, пап и мам эти слова настораживают, тревожат. «Не будет ли жизнь по режиму слишком сложной для ребёнка?», «Сможет ли малыш влиться в коллектив, привыкнет ли жить по распорядку?» - такие вопросы часто слышит от родителей воспитатель. Ведь жизнь семьи редко строится по строгим временным правилам, и дети привыкают к свободному графику жизнедеятельности: когда ребёнок захотел есть - покормили, захотел спать -  уложили. Игры, прогулки в семье также организуются спонтанно, по настроению или же когда у родителей есть свободное время.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezhim_dnya.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Организация режимных моментов в детском саду.

Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Приводя малышей в детский сад, родители первым делом слышат слова «режим», «распорядок». Некоторых, особенно неопытных, пап и мам эти слова настораживают, тревожат. «Не будет ли жизнь по режиму слишком сложной для ребёнка?», «Сможет ли малыш влиться в коллектив, привыкнет ли жить по распорядку?» - такие вопросы часто слышит от родителей воспитатель. Ведь жизнь семьи редко строится по строгим временным правилам, и дети привыкают к свободному графику жизнедеятельности: когда ребёнок захотел есть - покормили, захотел спать -  уложили. Игры, прогулки в семье также организуются спонтанно, по настроению или же когда у родителей есть свободное время.

К режимным моментам относятся:

  • прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика;
  • подготовка к завтраку, завтрак, игры и детские виды деятельности;
  • непосредственная образовательная деятельность;
  • подготовка к прогулке, прогулка;
  • возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед;
  • подготовка к сну, дневной сон;
  • подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия;
  • игры, самостоятельная деятельность детей;
  • подготовка к ужину, ужин;
  • игры, прогулка, уход детей домой.

Как известно, режим дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей.

Специфика дошкольного образовательного учреждения и семейного воспитания позволяют ребенку «войти в культуру» повседневной жизнедеятельности, которая в дальнейшем будет проявляться независимо от того, где находится ребенок, а потом и взрослый человек — в учреждении, в гостях или в домашней обстановке. Проявляется ли бережное отношение к спящему или отдыхающему; закрывается ли дверь туалетной комнаты, собственного шкафа; сервируется ли стол для себя или другого человека, убирается ли посуда после приема пищи; приводится ли в порядок место отдыха, рабочее место; звучат ли слова благодарности тем, кто проявил заботу — все это определяет уровень культуры человека. От этого поведения зависит отношение к человеку тех людей, которые находятся рядом. Основы такого поведения закладываются в дошкольном возрасте и значение дошкольного образования трудно переоценить.

Зафиксируем принципиально важные позиции, которые помогут грамотно систематизировать задачи психолого-педагогической работы в каждом из организационных моментов режима дня.

Красная карточка: Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребенка.

Синяя карточка: Организация каждого из режимных моментов должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка.

Зелёная карточка: В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Желтая карточка: Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями

воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей»

В дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием для разработки проекта по организации режимных моментов в каждой возрастной группе является режим дня.

Сейчас мы более подробно рассмотрим основные компоненты в режиме дня. Нам надо собрать из карточек целую картинку.

Выбираю первую карточку:

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ножки не стучат,

Наши язычки молчат.

За столом ты не сори!

Насорил – так убери.

А у нас есть ложки,

Волшебные немножко.

Вот - тарелка, вот – еда.

Не осталось и следа.

Обязательным компонентом режима дня является организация приема пищи. В процессе организации питания формируются культурно-гигиенические, навыки самообслуживания и культура приёма пищи.

Следующая карточка:

Говорит дежурный:

- Детки!

Вот вам чистые салфетки!

Если будешь аккуратен,

То нигде не будет пятен!

Ложки, чашки с петухом.

Вкусно пахнет молоком.

Блинчики, варенье!

Просто объедение!

При подготовке к организации питания и после окончания приема пищи осуществляется обучение дежурству по столовой.

Выбираю следующую карточку:

В детском садике у нас

Тихий час.

В этот час нам нужна

Тишина.

Мы сказали: – Чок! Чок! Чок!

Язычок, закрываем тебя в сундучок.

Запираем сундучок на крючок.

Все ребятки на кроватки,

Будем спать мы сладко-сладко!

Одним из важных и обязательных компонентов в режиме дня является подготовка ко сну, сон.

Следующая карточка:

На прогулке мы играли.

Мы водящих выбирали.

Дворнику мы помогали –

Снег лопатой разгребали.

За погодой наблюдали,

А потом в снежки играли.

Прогулка – это заранее организованный и запланированный воспитателем режимный момент.  Структурными  частями  прогулки  являются наблюдение, двигательная активность (подвижные игры, спортивные игры, индивидуальная работа с детьми по разным направлениям, трудовая деятельность, самостоятельная деятельность)

У нас из четырёх картинок - получилась целая картинка «Режим дня»

Подготовка к прогулке, прогулка.

Прогулка в режиме дня дошкольного учреждения необычайно важна, а её польза для детей неоспорима по таким причинам:

  • Пребывание на свежем воздухе насыщает организм кислородом, укрепляет и закаливает благодаря естественным факторам (перепад температур по сравнению с помещением, ветер и т. д.).
  • Дети имеют возможность свободно двигаться на просторном участке, бегать, выполнять физические упражнения, которые в группе не всегда уместны (игры с мячом, катание на велосипедах, самокатах).
  • Любящим пошуметь ребятам, не нужно сдерживать себя, ведь на прогулке разрешено и покричать, и поиграть в шумные игры, что не приветствуется в помещении. На прогулке шалуны, которым приходилось сдерживать себя, получают эмоциональную разгрузку.
  • Помимо физического развития, прогулки приносят пользу и в познавательном плане. Ведь во время них дети имеют возможность наблюдать за явлениями природы, животными, растениями, трудом взрослых, транспортом, домами, прохожими, а также заниматься исследовательской деятельностью.

Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности.

Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.

Организация прогулки.

В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости. 

Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет около 4- 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня до обеда и во вторую половину дня после дневного сна и (или) перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с.

Структура прогулки:

  • наблюдение;
  • подвижные игры;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • труд;
  • создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям

бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

А закончить я предлагаю на хорошей позитивной ноте. Предлагаю всем взять по карточке с числами, выстроиться в соответствии с числами от 1 до 10 и прочитать стихотворение.

(Воспитатели читают стихотворение «Режим дня»)

1. Утром в садик все пришли,

Играть с друзьями будем мы.

Упражнения и зарядка

Нам нужны как подзарядка.

К завтраку готовы мы,

Нас ждут накрытые столы.

2. Заниматься интересно,

Многому научимся.

Любознательны мы очень,

С нами не соскучишься

3. Чтобы были мы здоровы,

Пойдем на улицу гулять.

Дождик, снег и сильный ветер

Нам не смогут помешать.

4. Возвращаемся с прогулки,

Моем руки, есть хотим.

И охотно, с аппетитом

Что дадут - мы все съедим.

5. Вкусный на столе обед,

Не болтает мой сосед.

Вот тарелки опустели,

Весь обед мы дружно съели

6. Сон подкрался незаметно,

Одеялом всех укрыл,

Сны волшебные как сказки

Детям сонным подарил.

7. Мы проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись,

Умываемся водой,

Одеваемся с тобой.

8. В игры играют ребятишки,

Поют, рисуют, читают книжки

Ужин! Вкусный ужин!

Очень всем нам нужен!

9. Опять на прогулке гуляем,

За погодой наблюдаем,

В подвижные игры играем.

10 Пришли родители за нами

Мы спешим домой, к маме

День прошел, мы не устали,

Ночью будем крепко спать

Завтра в сад придём опять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация режимных моментов в детском саду"

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха....

"Формы и методы ,используемые при организации режимных моментов в детском саду"

В данной статье изложены методы и приемы,используемые при  организации питания,подготовке к прогулке,дежурстве,организации сна...

Консультация “Организация режимных моментов в детском саду”

Консультация “Организация режимных моментов в детском саду&rdquo...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ В ДЕТСКОМ САДУ»

Цель: Познакомить педагогов с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предпосылок учебной деятельности, на...

Консультация для родителей «Организация режимных моментов в детском саду»

Консультация для родителей«Организация режимных моментов в детском саду»...

Консультация для воспитателей «Организация режимных моментов в детском саду»

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха....