Консультация "Игры упражнения на развитие логического мышления".
консультация (подготовительная группа)
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального
развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике .И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры для развития логического мышления в
детском саду и дома»
Цель: Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого
родителя
умения организовывать с ребенком игры по развитию математических
способностей.
Содержание
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального
развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном
возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе- это познакомить
ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это
обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в
пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных
развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система
"Гармония", "Школа 2100" и др.), эти умения очень недолго выручают ребенка на
уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и
несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть
самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро
приводит к появлению "проблем с математикой».
В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается
логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает
формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения
понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать
простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть
успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной
программы (счету, вычислениям и
т. п.).
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с
наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое
количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления
можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в
этой области весьма скромны).
Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез,
классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе
также называют логическими приемами мышления. При организации специальной
развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления
наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от
исходного уровня развития ребенка.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать
логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать
проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому
заключению. Решение логических задач развивает способность выделять
существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный
интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная
игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой
занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать
познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать,
что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они
начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий
"подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
В условиях ДОУ существует множество настольно-печатных, дидактических игр и
дидактических пособий, направленных на развитие логического мышления, которые
используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей, но важно
понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению
ребенка, дома он усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет
знания, полученные в детском саду. И здесь не маловажная роль отводится родителям.
Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, которые активно
используются на занятиях по формированию элементарных математических
представлений в ДОУ. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность
использовать их и при домашнем закреплении полученного материала.
Логические задачи.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках
одинаковое, что разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где
рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя,
если Игорь не рисовал дом?
4. Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой?
5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит
играть в футбол – мальчики?
Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился
концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может
помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие,
взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после
второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается,
какой должен быть ответ.
Обычные
загадки,
созданные народной мудростью, также способствуют развитию
логического мышления ребенка:
∙
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
∙
Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
∙
Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
∙
Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).
Логические игры.
Назови одним словом
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц,
медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и
предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову.
Транспорт - ..., птицы - ...
Классификация
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит
рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
Найди лишнее слово
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является
"лишним".
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Чередование
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание,
что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом,
можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация " Влияние игр и упражнений на развитие логического мышления дошкольников"
" Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. В.А.Сухомлинский...
«Систематизация математических игр и упражнений для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлени...
Игры и упражнения для развития логического мышления дошкольника
В предлагаемой брошюре предлагаются игры и упражнения направленные на развитие мышления старшего дошкольника. Рекомендована родителям для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста
Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста...
Игры и упражнения на развитие логического мышления
Материал предложен для детей старшего дошкольного возраста, на развитие логического мышления....
игры и упражнения на развитие логического мышления и развития речи для детей старшего дошкольного возраста
Эти игры помогут развивать у детей логическое мышление и способствовать развитию связной речи...
"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...