Консультация "Игры упражнения на развитие логического мышления".
консультация (подготовительная группа)

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального

развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике .И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального

развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном
возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры для развития логического мышления в

детском саду и дома»

Цель: Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого

родителя

 умения организовывать с ребенком игры по развитию математических

способностей.

Содержание

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального

развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном

возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе- это познакомить

ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это

обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в

пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных

развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система

"Гармония", "Школа 2100" и др.), эти умения очень недолго выручают ребенка на

уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и

несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть

самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия) очень быстро

приводит к появлению "проблем с математикой».

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается

логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает

формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения

понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать

простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть

успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной

программы (счету, вычислениям и

т. п.).

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с

наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое

количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления

можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в

этой области весьма скромны).

Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез,

классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе

также называют логическими приемами мышления. При организации специальной

развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления

наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от

исходного уровня развития ребенка.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать

логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать

проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому

заключению. Решение логических задач развивает способность выделять

существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный

интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная

игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой

занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать

познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать,

что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они

начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий

"подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

В условиях ДОУ существует множество настольно-печатных, дидактических игр и

дидактических пособий, направленных на развитие логического мышления, которые

используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей, но важно

понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению

ребенка, дома он усваивает материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет

знания, полученные в детском саду. И здесь не маловажная роль отводится родителям.

Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, которые активно

используются на занятиях по формированию элементарных математических

представлений в ДОУ. Но они настолько просты, что у родителей есть возможность

использовать их и при домашнем закреплении полученного материала.

Логические задачи.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках

одинаковое, что разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где

рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя,

если Игорь не рисовал дом?

4. Под елкой цветок не растет,

Под березой не растет грибок.

Что растет под елкой?

5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?

6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит

играть в футбол – мальчики?

Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился

концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может

помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие,

взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после

второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается,

какой должен быть ответ.

Обычные

загадки,

созданные народной мудростью, также способствуют развитию

логического мышления ребенка:

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).

Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).

Зимой и летом одним цветом? (ёлка).

Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).

Логические игры.

Назови одним словом

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц,

медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и

предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову.

Транспорт - ..., птицы - ...

Классификация

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит

рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

Найди лишнее слово

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является

"лишним".

Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Чередование

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание,

что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом,

можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация " Влияние игр и упражнений на развитие логического мышления дошкольников"

" Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.    В.А.Сухомлинский...

«Систематизация математических игр и упражнений для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлени...

Игры и упражнения для развития логического мышления дошкольника

В предлагаемой брошюре предлагаются игры и упражнения направленные на развитие мышления старшего дошкольника. Рекомендована родителям для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста

Упражнения на развитие логического мышления и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения на развитие логического мышления

Материал предложен для детей старшего дошкольного возраста, на развитие логического мышления....

игры и упражнения на развитие логического мышления и развития речи для детей старшего дошкольного возраста

Эти игры помогут развивать у детей логическое мышление и способствовать развитию связной речи...

"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...