Возрастные особенности детей подготовительной группы
консультация (подготовительная группа)
В данной статье отражены возрастные особенности детей подготовительной группы (6-7 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_detey_podg_go.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы
(6-7 лет)
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению. На фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов.
Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видам, пользоваться носовым платком, быть опрятным и аккуратным.
Кроме сюжетно-ролевых игр у детей интенсивно развиваются и другие формы игры - режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами. Игра продолжает оставаться ведущей деятельностью этого возраста.
После 6 лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети обмениваются информацией, планируют, разделяют и координируют функции. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское сообщество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.
Готовность к обучению в школе.
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Физиологическая готовность ребенка к школе
Ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе означает:
- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний
- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
- ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка к школе
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.
Переход от дошкольного детства к периоду школьного обучения таит в себе много нововведений, одним из которых является овладение таким сложным навыком, как письменная речь. Как же определить готов ли ребенок к овладению письменной речью, и какие проблемы ожидают его впереди? Если в речевом развитии дошкольника есть какие-либо отклонения, то к началу школьного обучения стоит приложить максимум усилий, чтобы их преодолеть.
Речевая готовность к школе.
1. Полноценность владения речевыми звуками.
Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими. Нарушение звукопроизносительной стороны речи может отложить свой отпечаток на навыке письма.
2.Полная сформированность фонематических процессов.
К началу школьного обучения у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух - умение слышать узнавать и различать фонемы (звуки) родного языка.
Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи на слух, необходимо еще научиться звуковому анализу и синтезу слов, т.е. у ребенка должна быть сформирована - Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный начальный звук из слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове, определять количество звуков в слове и т.д. Кроме того, дети должны знать и правильно употреблять термины “Звук”, “Слог”, “Слово”, “Предложение”, звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий; уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой.
3.Достаточность словарного запаса.
В своей речи он должен активно использовать антонимы, синонимы. Чем больше у ребенка словарный запас, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем он лучше будет понимать речь окружающих его людей.
4.Сформированность грамматического строя речи.
Умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях.
5. Владение связной речью.
К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики - слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности детей подготовительной группы (6-7 лет)
В материале расрываются психологические возрастные особенности детей подготовительной группы (6-7 лет), в том числе дается понятие психологической готовности к школьному обучению и...
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей подготовительной группы"
Знание особенностей детей родителями поможет им лучше понять своего ребёнка...
Возрастные особенности детей подготовительной группы
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11218577","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11218583","...
Статья "Возрастные особенности детей подготовительной группы."
Статья знакомит родителей с возрастными особенностями детей подготовительной группы....
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей подготовительной группе"
Возрастные особенности детей подготовительной к школе группа (6-7 лет) На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональ...
"Возрастные особенности детей подготовительной группы 6-7 лет"
quot;Возрастные особенности детей подготовительной группы 6-7 лет"...
Возрастные особенности детей подготовительной группы
Возрастные особенности детей подготовительной группы 6-7 лет...