Конспект родительского собрания в средней группе на тему "Портфолио дошкольника - досье успеха"
методическая разработка (средняя группа)

Конспект родительского собрания в средней группе на тему "Портфолио дошкольника - досье успеха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МКДОУ ДЕТСКИЙ САД №1 «ДЮЙМОВОЧКА»  Г. ДИГОРА ДИГОРСКОГО РАЙОНА РСО – АЛАНИЯ

Родительское собрание в средней группе на тему: «Портфолио дошкольника – досье успеха».

                                                                                 Воспитатель: Бибаева Л. В.

2018 г.


 

Родительское  собрание  в средней группе на тему: «Портфолио дошкольника -  досье успеха».

Воспитатель: Бибаева  Л. В.

                                                      

Цель:  использовать портфолио дошкольника как способ накопления   и оценки  индивидуальных достижений ребенка в период обучения в ДОО.                                

Задачи:  создание для каждого воспитанника ситуации переживания успеха; подержания интереса ребенка к определенному виду деятельности; поощрение его активности и самостоятельности; формирование навыков универсальных учебных действий; содействия индивидуализации образования дошкольника; закладывания дополнительных предпосылок и возможностей для его успешной социализации; укрепления взаимодействия с семьей воспитанника; повышения: заинтересованности родителей (законных представителей) в результате развития ребенка в совместной педагогической деятельности с ДОУ.

Форма проведения: презентация, информационно-просветительская.

Время проведения:   март - месяц

Участники: родители, воспитатели.

План:

1.Вступительное слово.

2.Презентация.

3.Заключение: принятие решения.

Подготовительное решение:

1.Подготовка памятки  для родителей «Как воспитать ребенка успешным?» 2.Тестирование родителей на тему: «Я и мой ребенок».

Ход собрания:

                                              1.Вступительная часть

     Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий . Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни

Хотелось бы вспомнить слова известного писателя Льва Толстого: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня – страшное расстояние».

Это значит, что все самое главное в личности ребенка закладывается до 5 лет, то есть примерно 70% информации человек познает до 5-летнего возраста, а лишь 30% - накапливается за всю оставшуюся жизнь. Поэтому очень важно уделить внимание всестороннему развитию ребенка именно в этот период .С введением федерального государственного  образовательного стандарта в ДОО   реализуются  5 образовательных областей:

«Социально-коммуникативное», « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое  развитие»..Деятельность воспитателя в течения всего дня направлена на формирование интегративных качеств ребенка, но невозможно справиться воспитателю с этой сложной задачей в одиночку, в первую очередь нужна помощь родителей. И каждый родитель, и каждый ребенок желают видеть результат своего труда.

- Как вы развиваете ваших детей?

-Как вы фиксируете важные события ваших детей?

     Вы записываете в альбом, снимаете на видеокамеру, фотографируете, то есть всячески стараетесь сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, что вы, в основном, фиксируете физический рост и внешние изменения наших детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки смешные высказывания?... Жаль, но порой остаются «за кадром » творческие работы малышей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и т.д. А с ними и впечатления от прогулок, путешествия, походов в театр или на концерт и много - многое другое. Хорошим решением для исправления этой «печальной ситуации» вполне может стать детское портфолио!                                

       Собирая специальную папку – портфолио, вы сможете не только зафиксировать успех, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умение и навыки, требующие развития.

         2.Основная часть: «Портфолио дошкольника – «Досье успеха».

                             1. Положение портфолио дошкольника.

     1.1. Настоящее положение о портфолио дошкольника определяется  порядок формирования и использование портфолио дошкольника как способ накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его пребывания в дошкольном образовательном учреждение.

      1.2. Цель портфолио дошкольника – собрать, систематизировать и зафиксировать результат  развития дошкольника, прогресс и достижение в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

      1.3. портфолио дошкольника является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, игровой и другой.

     1.4. портфолио дошкольника помогает решить важные педагогические задачи:

  • Создавать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
  • Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
  • Поощрять его активность и самостоятельность;
  • Содействовать индивидуализации образования дошкольника;
  • Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
  • Укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результате развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

       1.5. Портфолио дошкольника дополняет традиционные диагностические методики.

                     2. Порядок формирования портфолио дошкольника.

          2.1. Портфолио воспитанника ДОУ является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при зачисление ребенка  в 1 класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

            2.2. Период составления портфолио дошкольника – 3 года (средняя, старшая и подготовительные группы ДОУ)

           2.3. Ответственность за организацию формирования портфолио дошкольника возлагается на педагога возрастной группы с активным участием родителей (законных представителей).

           2.4. Портфолио дошкольника хранится в ДОУ в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается  на руки родителям (законным представителям) в месте с личным делом (медицинской картой) ребенка.

            2.5. При выпуске ребенка из ДОУ ему вручается портфолио дошкольника, которое может быть использовано при поступлении ребенка в школу по усмотрению родителей (законных представителей).

                                            3.Функции портфолио.

3.1. Диагностическая – фиксирует изменение и рост (умственные и физические) за определенный период времени.

3.2.Целепологательная – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего)

3.3. Мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты.

3.4. Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ .

3.5. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.

3.6. Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

                    4.Оформление портфолио. (Каким будет портфолио?)

    4.1. портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. Для сбора портфолио потребуется папка, лучше всего архивная.

     4.2. Красочная, нарядная обложка (оклеить папку бумагой для упаковки подарков, блестящей «голограммой» или бумагой  с нежным детским рисунком).

      4.3. листы – разделители желательно должны быть раскрашены самим ребенком.

5.Структура портфолио (Приводимая структура портфолио примерна)

       5.1. Титульный лист.

  • Информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения).
  • Дата начала ведения, а также дата окончания.
  • Можно «отпечатать» детские ладошки.

        5.2. Познакомьтесь со мной.

  • Портреты, сделанные в день рождения.
  • Участие в конкурсах (фото).
  • Информация о времени и месте рождения.
  • Что означает имя ребенка.
  • В какой день празднуются именины.
  • Небольшой рассказ о том, как и почему было выбрано именно это имя.
  • Откуда пошла и что означает фамилия.
  • Знак зодиака, цветочный и прочие гороскопы, талисманы и так далее.

                5.3. Я расту.

Вкладыш  «Мои достижения за год». Обычная фиксация роста и веса не является информативной. Например, два ребенка имеют рост 105 см. Однако один вырос за год на 3см, а другой на 6 см. Это информация совсем другого рода. Для оценки развития важен не столько конкретный показатель, сколько его приращение. Вместе с тем на этом листе фиксируется не только физические показатели, но и приобретение за прошедший год умение: научился считать до 10, выучил буквы, научился кувыркаться и т.п.

              5.4. Моя семья.

Разделитель для этого блока мы предлагаем в нескольких вариантах. Листы – вкладки посвящены кратким рассказам о членах семьи, составлению генеалогического древа.

          5.5. Мир вокруг нас.

  • Вопросы, на которые у взрослых порой нет простого ответа.
  • Мысли и наблюдения.
  • Знакомство с растениями, животными, природными явлениями.
  • Заметки, иллюстрации, фотографии.
  • Подбор в журналах тематических картинок.
  • Небольшие творческие работы, выполненные после каждой, расширяющей кругозор познавательной прогулки.
  • Впечатление от мини-экскурсий.

       5.6. Вдохновение зимы (весны, лета, осени).

  • Детские рисунки.
  • Творческие работы.
  • Участие в утренниках, конкурсах (фото, текст стихов, песен; впечатление от мероприятия).

        5.7 Романтика путешествий.

  • Поездка к морю.
  • Экскурсия в другой город.
  • Поход в зоопарк.
  • Прогулка по осеннему лесу (фото, впечатления).

        5.8. Золотые ручки.

Фотографии работ (если не объемные) или сами работы, выполненные руками ребенка:

  • Поделки из природных материалов, вырезанные снежинки, постройки из конструктора;
  • Самодельная бумага и многое-многое другое.

         5.9. Волшебные пальчики.

Работа ребенка, связанные с мелкой моторикой: раскрашивание рисунков, штриховки, лепка из пластилина или теста (фотографии работ); отчеты о выполнение пальчиковой гимнастики (фотографии ребенка и описания упражнений).

               5.10. Прыг - скок.

Данный раздел отражает динамику развития физической активности.

Вкладыш «Динамика развития» - это сводная таблица, где указаны виды физических упражнений, возраст, в котором ребенок их освоил, а также количество повторений (в разах) или продолжительность (в минутах или секундах) с указанием возраста (или даты) освоения. Столбец «Физическое упражнение» может содержать не только текст, сюда можно вклеить фотографию ребенка, выполняющего это упражнение, или подобрать сюжетную картинку (вырезать из старого журнала)

             5.11. Почитай-ка.

Отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, информация о писателях и поэтах-земляках. Ребенок вполне может не только нарисовать свою иллюстрацию к книге, но и высказать свое мнение о ней:  выделить понравившихся героев, отметить наиболее интересные эпизоды.

            5.12. Что ни слово – золото.

Коллекция слов, высказываний ребенка.

                 

             5.13. Гранит таланта.

В арсенале каждого малыша непременно есть работа, являющаяся предметом его гордости! Возможно, это произведение представлено дома и занимает почетное место на полке,  может, эта работа (или ее фото, или ксерокопия) принимает участие в конкурсе, проводимом городским домом детского творчества, печатными изданиями или интернет порталом. Рекомендуем вкладывать в этот раздел не только оригиналы (или копии) работ, но и фиксировать сам момент участия.

              5.14. Награда для героя.

Данный раздел – копилка всевозможных официальных наград, полученных ребенком.

                         3.Заключительная часть: принятие решения.

         Воспитатель. Для того чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд  условий:

1.Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребенок должен делать самостоятельно. И если он не согласен поместить какой-либо  материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2.если портфолио дошкольника, то его вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотек, но считаться с мнением ребенка обязательно.

3.Систематически в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю; в месяц; в квартал и т.д.)

4.Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителе, педагога, ребенка. Это своеобразный отчет определенного жизненного пути маленького человека. И я уверена, что работа над создание портфолио – это продвижение вперед, это стимул к чему –то более важному и значимому.

Вашему  вниманию  предлагается  варианты портфолио  для дошкольников.

Какие будут вопросы и предложения по оформлению и структуре портфолио?

Вариант решения родительского собрания:

1.Приобрести папки для портфолио.

2.Выбрать тематику оформления портфолио.

3.Оформить титульный лист для портфолио и пополнять родителями совместно с детьми портфолио достижениями детей.

4.В конце года провести выставку портфолио детей группы.

F:\аттестация  лара\родители\портфолио\фото род собрание\IMG-20180407-WA0054.jpg

F:\аттестация  лара\родители\портфолио\фото портфолио.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Памятка для родителей

«Как воспитать ребенка успешным?»

Ребенок приходит в этот мир без всякого представления о себе и окружающем мире. Впоследствии часто повторяющиеся события и слова формируют у ребенка восприятие себя и всего, что окружает. Это своего рода программа, которая влияет на все события в будущем.

«Посеешь мысль – пожнешь поступок, посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу» (Чарльз Рид).

Родители – это первые люди, которые задают основу этой программы, показывая на собственном примере, что можно делать. А что нельзя, как относиться к себе и ко всему, что нас окружает.

Далее приведены советы, которые помогут вам заложить основу успешного человека.

  1. Уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.
  1. Учите оптимизму.
  1. Найдите «дело всей жизни» ребенка.
  1. Развивайте красноречие ребенка.
  1. Учите ребенка иметь собственное мнение.
  1. Приучайте к самостоятельности..
  1. Развивайте фантазию и воображение ребенка.
  1. Учите ценить время.

9 .Приучайте ребенка к ответственности.

  1. Учите ставить цель и достигать ее.

Приложение 2

                               ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                                              Я  и  мой  ребёнок.              

    Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности.

Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.        

      Вопросы

Ответы

Можете ли Вы

 Могу и всегда так поступаю

 Могу,  но не всегда так поступаю

 Не могу

1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?

А

Б

В

2.Посоветоватъся с ребенком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А

Б

В

4.Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5.Сохранить самообладание, даже если поступок вывел Вас из себя?

А

Б

В

6.Поставить себя на место ребенка?

А

Б

В

7.Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

А

 Б

В

9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А

Б

В

10.Пообещатъ ребенку, исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

А

Б

В

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

А

Б

В

                                                 

Я и мой ребенок (ключ к тесту)

Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда  применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги других случаях  - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться публикациями по вопросам семейного воспитания.

Благодарим за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе «Эстетическое воспитания дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Данный конспект родительского сабрание, паможет воспитателям организавать тесную взаимосвязь с родителями....

Конспект родительского собрания в средней группе «Художественно эстетическое воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности».

Введите в мир театра малыша,И он узнает, как сказка хороша,Проникнется и мудростью, и добротой,И с чувством сказочным пойдёт онЖизненной тропой.Г. Попов...

Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»

Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...

План-конспект родительского собрания в средней группе “Нравственное воспитание дошкольников”

Цель: установление системы взаимодействия “воспитатель - родитель-ребенок-сотрудничество”.Задачи:Привлечь внимание родителей к вопросу нравственного воспитания дошкольников;Добиваться...

Конспект родительского собрания в средней группе Тема: « Опытно- экспериментальная деятельность, как средство познавательного развития дошкольников»

Конспект родительского собрания в средней группеТема: « Опытно- экспериментальная деятельность, как средство познавательного развития дошкольников»...

Конспект родительского собрания в средней группе «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольника».

Цель: познакомить и заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность. Задачи:- расширить знания родителей о значении экспериментирован...

Конспект родительского собрания в средней группе по теме: «Хочу все знать» по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и...