Артикуляционные упражнения для постановки и коррекции шипящих звуков.
консультация

Васильева Алена Александровна

Задания и игры для автоматизхации звука Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sh.docx266.85 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\sh.gif

При произнесении звука Ш губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2—5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно «ковшика»). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Голос не образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.

 

Артикуляционные упражнения для постановки и коррекции шипящих звуков:

1. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

(См. упражнения для постановки звуков С. СЬ)

 

2. «Пирожок».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

3. «Качели»

(См. упражнения для постановки звуков С. СЬ)

4. «Язык перешагивает через зубы».

(См. упражнения для постановки звуков С. СЬ)

5. Маляр

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

 6. «Грибок».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

 7. «Гармошка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

  8. «Вкусное варенье»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.

 9. «Чашечка» - «Ковшик».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

10. «Фокус».

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

11. «Саночки».

Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

12. «Рупор».

(См. упражнения для постановки звуков С. СЬ)

13. «Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка».

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

14. Упражнение в произнесении звуков т ‘— щ.

Перед постановкой звука- ч-  полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т’ и щ. Это способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое, что необходимо для произнесения звука ч. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется. Следить, чтобы дети не произносили тыщ или тэщ.

15. «Горка».

Цель: выработать подъем передне-средней части спинки языка, умение быстро менять положение языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

АВТОМАТИЗАЦИЯ   ЗВУКА [ Ш ].

АТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] В СЛОГАХ.

Послушай, какую песенку, «поют» нам листья деревьев, когда на них дует ветер. На этом этапе лучше не акцентировать внимание ребенка на том, что он произносит именно звук [ Ш ] . Можно просить его спеть как листочки, змея и т.п. Звук [ Ш ] в слогах на начальном этапе работы произноситься протяжно ш-ш-ш-ш , затем как обычно Ш. Например:

Автоматизация звука [ Ш ] прямых   слогах:

Ш-ш-ш -а

Ш-ш-ш - е

Ш-ш-ш - о

Ш-ш-ш - у

ША-Ша-Ша

Ше-Ше-Ше

Шо-Шо-Шо

Шу-Шу-Шу

Ши-Ша-Ше-Шо

Шо-Ша-Ши-Ше

Шу-Шо-Ша-Ши

Ши-Ша-Шо-Шу

Игра «Договори слово».

Я буду говорить начало слова, а ты добавляй последний слог

Например: слог - ША

КА...(ША), ГРУ...(ША), ТУ...(ША), ЛАП...(ША), ЧА...(ША), КЛУ...(ША)

Игра на развитие фонематического восприятия.

Подними руки вверх и покачай ими, когда услышишь слог со звуком [ Ш ] .

Ребенку предлагаются слоги: КА-ПА-ШУ-ТЫ-НО-ШИ- ПА-ША-РА-КА-ШО   и т.д.

Автоматизация звука [ Ш ] в обратных   слогах:

А-Ш-Ш-Ш

И - Ш - Ш - Ш

О-Ш-Ш-Ш

У - Ш - Ш - Ш

АШ-аШ-аШ

иШ - иШ - иШ

ОШ-оШ-оШ

уШ-уШ-уШ

АШ-иШ-ыШ-уШ

ОШ-аШ-иШ-ус

ИШ-аШ-уШ-оШ

ЯШ-аШ-иШ-уШ

Автоматизация звука [ Ш ] в интервокальной позиции:

АШа-аШа-аШа

ИШи-иШи-иШи

ОШо-оШо-оШо

УШу-уШу-уШу

АШа-оШа-уШа

аШэ - оШэ - уШэ

АШо-оШо-уШо

АШи-оШи-оШу

еШа-еШо-иШа

оШо-уШо-иШо

Автоматизация звука [ Ш ] в слога со стечением согласных:

Шма-Шмо-Шму

Шпо-Шпа-Шпи

пШа-пШо-пШи

мШа-мШо-мШу

тШа- тШи - тШо-тШу

Шта-Што-Шты-Шту

Шпо-Шпа-Шпы-Шпу

Шны-Шно-Шну

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ш] В СЛОВАХ.

К этапу автоматизации звука в словах следует переходить только в том случае, если ребенок может правильно и легко произносить звук [ Ш ] в слогах прямых, обратных, со стечением и интервокальной позиции. Не следует торопиться переходить к более трудным заданиям, ему будет сложно с ними справляться, у ребенка может не получаться и это подорвет положительный настрой ребенка к занятиям, или он откажется от занятий совсем. Помните, хороший результат будет, только тогда когда занятия для него доступны,   достижимы и интересны.

Автоматизация в словах более интересный процесс для ребенка, его можно разнообразить наглядным материалом (картинками, предметами, действиями, играми).

Например,   задания могут быть такие:

  • «Измени первый звук в слове»

  • Инструкция для ребенка: «Внимательно послушай слово и   замени в нем первый звук на звук [ Ш ] .  

  • Какое слово у тебя получилось?»

  • Тапка- шапка, жаль - шаль, мах-шах, губы-шубы, мыло-шило, бык-шик, дар-шар, майка-шайка, топот - шёпот, чашка-шашка, мышка-шишка, парить-шарить, накал-шакал и т.д.

  • «Поставь перед словом звук [ Ш ] » и проговори это слово

  • Инструкция для ребенка: «Внимательно слушай слова и добавляй к нему первый звук [ Ш ] .

  • Какое слово у тебя получилось?

  • Лак- Шлак, ах-Шах, лица-Шлица, пион-Шпион, рамы-Шрамы, утки-Шутки и т.д.

  • «Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано ». Это задание необходимо проводить на последних   этапах автоматизации звука [ Ш ] в словах. Подберите картинки, в названии которых есть звук [ Ш ] и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук [ Ш ] .

  • Инструкция для ребенка: «Посмотри на картинки и назови предметы в названии которых есть звук [ Ш ] , четко проговаривая звук [ Ш ] . (например, картинки могут быть такие: шкаф, дверь, стул, шишка, шуба, тарелка, каша и т.д.) Ребенок выбирает картинки со звуком [ Ш ] и называет их

  • «Вспомни слово» в названии, которого есть звук [ Ш ] . Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук [ Ш ] . Такие задания развивают словарь ребенка, помогают усвоить понятия обобщенного понятия слов (мебель, обувь, животные домашние, дикие и пр)

  • На этом этапе работы так же необходимо проводить работу по формированию слухового и фонематического анализа, синтеза и восприятия для этого можно использовать следующие упражнения:

  • Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши , когда услышишь слово со звуком [ Ш ] : Шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.п.

  • «На каком месте стоит звук [ Ш ] в слове» Шар -в начале слова, лапШа - в середине слова, малыШ- в конце слова

  • «Придумай слово, чтобы звук [ Ш ] был в начале слова (в конце, середине)»

  • «Повтори цепочку слогов»   Ша- Шо-Шу, Ши-Ша-Шо и т.д

  • упражнение, «Какое слово получилось?» так же способствует развитию фонематического и слухового восприятия.

Ниже предлагается порядок   слов для автоматизации звука [ Ш ] в словах. Эти слова не обязательны, возможны их замены и дополнения. Но необходимо соблюдать правильную последовательность ввода звука   [ Ш ] в слова. И подбирать слова необходимо так, чтобы в них минимально встречались звуки, которые ребенок произносит на данный момент НЕ правильно

Автоматизация звука [ Ш ] в начале слова без стечения согласных звуков:

Повтори слова, четко проговаривая звук [ Ш ]

Шум

Шут

Шея

Шаг

Шик

Шах

Шёпот

Шина

Шуба

Шайба

Шапка

Шахта

Шить

Шайка

Шпоры

Шарф

Шахматы

Шиповник

Автоматизация звука [ Ш ] в конце слова без стечения согласных звуков:

Камыш

Мякиш

Финиш

Шалаш

Голыш

Малыш

 Карандаш

Детёныш

Ландыш

Гуляш

Автоматизация звука [ Ш ] в середине слова в интервокальной позиции:

Камыши

Каша

Ландыши

Лошадка

Машина

Мешок

Мишень

Мышата

Мышонок

Ноша

Ошейник

Ошибка

Петушок

Пушок

Тишина

Ушанка

Уши

Ушиб

Автоматизация звука [ Ш ] в словах со стечением согласных:

Бабушка

Букашка

Вишня

Дедушка

Кашка

Каштан

Пышка

Тушканчик

Квакушка

Кошка

Кувшин

Кукушка

Ладошка

Лапша

Лукошко

Лягушка

Мышка

Окошко

Пашня

Петушки

Пешка

Пушка

Лапша

Лепешка

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ:

  1. Букашка на ромашке.

  1. Лягушка-квакушка.

  1. Малышка с пышкой.

  1. Мешать кашу.

  1. Мешок с пшеном.

  1. Острый карандаш.

  1. Вкусный шоколад.

  1. Широкий ремешок.

  1. Широкий шаг.

  1. Шорох мышки.

  1. Бабушка Маша.

  1. Петушиное перышко.

  1. Пушистая кошка.

  1. Пшённая каша.

  1. Теплая шуба.

  1. Хорошая рубашка.

  1. Шаловливая лошадка.

  1. Дедушка Миша.

  1. Шелушить шишки.

  1. Шерстяной шарф.

  1. Шикарная машина.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ Ш ] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.

  1. Ландыши хороши.

  1. В шалаше шалят ребятишки.

  1. Маша ест пшённую кашу.

  1. Паша и Миша гоняют шайбу.

  1. Даша надела широкий шарф.

  1. Малыши шагают в школу.

  1. Миша и Паша едут на лошадке.

  1. Наш Мишутка любит шутки.

  1. Готовит Наташа пшённую кашу.

  1. У нашей машины шипы на шинах.

  1. Идет пешком мышонок с мешком.

  1. Миша нашёл камешки.

  1. По шоссе идет машина.

  1. Наташа пишет письма Маше.

  1. У Лёши ландыши и ромашки.

  1. У Маши шляпа и шарфик.

  1. У шиповника острые шипы.

  1. Хороша уха из ершей.

  1. Маша и Даша шьют шубу Наташе.

  1. У Ксюши на подушке вышита кукушка.

  1. Маша вышивает мышку.

Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.

  1. Мыши шуршат.

  1. Мыши шуршат в тишине.

  1. Мыши шуршат шишкой в тишине.

  1. Мыши шуршат шишкой в тишине при коше.

  1. Мыши шуршат шишкой в тишине при кошке Маше.

  1. Пушистая кошка.

  1. Пушистая кошка на окошке.

  1. Пушистая кошка на окошке слушает

  1. Пушистая кошка на окошке слушает шорох.

  1. Пушистая кошка на окошке слушает шорох мышей.

СТИХИ, ЧИСТОГОВОРКИ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [ Ш ] В РЕЧИ:

Ша-ша-ша - нет карандаша.

Шо-шо-шо - нам гулять хорошо.

Шу-шу-шу - я сижу и не шуршу.

Ши-ши-ши - притихли малыши.

Ше-ше-ше- подарили шарфик Даше.

Мыши широкими шагами

Шаркали по мостовой.

   

В камышах шуршат мышата,

Шумно плещутся в ушатах.

Шли шестнадцать мышей,

Нашли шесть грошей,

А мыши, что поплоше,

Шумливо шарят гроши

Шумит на опушке

Мишка Топтыжка.

Шишка на макушке

У бедного мишки.

Наша кошка под окошком

Шутит с мышкой понемножку.

Что-то не до шуток мышке,

помогу-ка я малышке

У мышонка у Тотошки

Кашки немножко.

Думает Тотошка

Отдать кашу кошке.

И не будет кошка

Шипеть на Тотошку.

Широкие шины

Шикарной машины

Бесшумно шуршат по шоссе.

Шуршат камыши,

В камышах малыши.

В тишине лесной глуши

Шёпот к Шороху спешит.

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот по лесу шуршит.

Ты куда?

К тебе лечу.

Дай на ушко пошепчу:

Шу-шу-шу, да ши-ши-ши.

Пишет школьник Паша:

Шапка, шайба, каша,

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы, Мишутка.

У Маши - котенок Тимошка,

У Миши - мышонок Тотошка.

Не могут Тотошка и Тимошкой

Не шуметь хотя б немножко

Шубу, шапку и калоши

Мы найти никак не можем.

Вот такие шутки

У нашего Мишутки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционные упражнения на постановку звуков: шипящих, свистящих, соноров.

Комплексы артикуляционных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к воспроизведению:- шипящих;- свистящих;- соноров....

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Л, Ль.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков Р, Рь.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.- Артикуляционная гтмнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука [ Р ]

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимаю...

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков

Подробное описание упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков....

Эффективные способы постановки свистящих и шипящих звуков у детей с различными особенностями строения артикуляционного аппарата

В презентации представлены эффективные способы и приёмы постановки свистящих и шипящих звуков у детей. Данный материал могут использовать в своей работе учителя-логопеды....

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков

Упражнения для развития артикуляционной моторики, для постановки звуков [Ш], [Ж]...